Руководство аэропорта, который все еще принадлежит государству, последовательно отдает госсобственность в аренду частным компаниям. За последнее время дирекция "Борисполя" провернула минимум две условно "выгодные" сделки. От которых государство лишь потеряло, а в Мининфраструктуры лишь хвалят менеджеров воздушных ворот страны.

Госпредприятие "Международный аэропорт "Борисполь" - одно из ключевых в транспортной отрасли страны. В Мининфратруктуры уверяют, что аэропорт является хорошим наполнителем госбюджета. Это достаточно оптимистичное заявление, особенно если учитывать, что в прошлом году госпредприятие совершило две невыгодные для себя и государства сделки. В которых усматривают явное нарушение антимонопольного законодательства и, как результат, создание в аэропорту монополии. При этом само руководство аэропорта ничего предосудительного в своих действиях не видит.

Хоть профильное министерство и довольно деятельностью предприятия и его руководства, но эксперты в оценках ситуации менее оптимистичны. Дело в том, что за аэропортом тянется шлейф скандалов. Главный – споры в том, кто должен возглавлять аэропорт. Конкурс на главу аэропорта состоялся еще осенью прошлого года, тогда победил Юрий Солончук, вместе с ним прошли еще три кандидата и, нынешнего и.о. директора Евгения Дыхне в списке не было. Но Кабмин так и не утвердил победителя в должности, приняв решение провести новый отбор, который не состоялся и по сей день.

Отдали в "хорошие" руки

Популярные статьи сейчас
"Иди в Украину, ты, бл**ь, служи": разъяренные украинцы набросились на работников паспортного стола в Польше Украинцам указали на два обязательных платежа, которые нельзя игнорировать Коммунальщики массово подают в суд на неплательщиков: какая задолженность считается критической Украинцам 60+ предоставят денежную помощь, можно пригласить родных: как подать заявку
Показать еще

Видимо, кандидатура нынешнего руководителя более приемлема. И это не смотря на громкие скандалы. Основная их суть в том, что руководству аэропорта вменяют неприкрытое лоббирование интересов компании МАУ, которую связывают с именем известного олигарха.

В начале лета этого года Антикоррупционное бюро и Антимонопольный комитет начали проверку аэропорта. Причина проверки выяснить злоупотреблял ли служебным положением руководитель Борисполя и действительно ли МАУ является монополистом.

Как передает biz.nv, в Верховной Раде считают, что глава аэропорта оказывает Международным авиалиниям Украины необоснованные скидки на обслуживание самолетов и на обязательные аэропортовые сборы.

По предварительным данным, полтора года МАУ взимает с пассажиров сбор и не передает процент от собранных средств Госавиаслужбе. На начало лета долг компании перед государством составлял более 140 млн. грн.

Также аэропорт Борисполь на 10 лет передал МАУ в монопольную аренду единственный ангарный комплекс в Украине, где обслуживают самолеты. Теперь, чтобы провести ремонт воздушного судна, авиакомпания должна заплатить МАУ, а не аэропорту. То есть компания может устанавливать свою цену за место в ангаре или даже отказать в обслуживании.

"Несколько рейсов вообще приходилось откладывать, ведь у нас не было возможности проверить самолеты перед полетом. Мы не смогли получить разрешение от МАУ, ибо все ангары были заняты", - рассказывал гендиректор ГАП Украина Юрий Солончук.

Но проблема еще и в том, каким образом МАУ победило в конкурсе и зачем вообще руководство аэропорта решило сдать его в аренду. Ведь оно само лишило госбюджет прибыли. Ангар один, и владеет ним государство. Услуга по ангару заключается в том, чтобы сдавать в нем места авиакомпаниям для проведения техобслуживания самолетов. Получая от этого стабильную прибыль. Теперь она оседает в частных руках.

Чем же был интересен конкурс? Согласно его условиям, было сразу понятно, что прописан он под конкретного победителя. Среди требований были такие пункты: базирование арендатора на ГП МА "Борисполь", наявность у арендатора не менее 10 воздушных суден, наявность соответствующего сертификата на обслуживание воздушных суден на территории Украины.

У нас в стране этим требованиям отвечает только МАУ. Логично, что эта компания и выиграла конкурс. Теперь все ее конкуренты должны обращаться к ней за услугой. Как-то не вяжется с логикой основ конкуренции, которая по классике стимулирует компании к развитию и предоставлению более качественных /доступных услуг.

Договор был подписан 24 июня 2015 года. Сумма аренды ангара площадью почти в 7,5 тыс. кв. м. составила порядка 526 тыс. грн/месяц. без ПДВ. Тогда и.о. директора Евгений Дыхне такое решение аргументировал тем, что в ангаре нужно выполнить реконструкцию системы пожаротушения. Цена вопроса – 30 млн. грн. Мол, арендатор будет обязан провести работы.

Но по факту все оказалось совсем не так. В сентябре 2015 года ДСНС Киевской области выдало предписание на имя арендатора устранить неисправности в противопожарной системе. В свою очередь МАУ направило письмо аэропорту, в котором "торжественно" сообщило, что он должен провести ремонт.

Как оказалось в договоре аренды ангара есть пункт 5.7. который гласит, что арендатор должен проводить все виды ремонта (кроме капитального) за свой счет. А предписанные виды работ носят именно капитальный характер. По заверениям наших инсайдеров, это единственный договор аренды в аэропорту, где не предусмотрено выполнение капремонта арендатором.

Вот и получается, что "эффективная" работа менеджмента аэропорта привела к тому, что он лишился не только прибыльного вида деятельности, но и сам загнал себя в безвыходную ситуацию. Что это совпадение или служебная халатность со злым умыслом, решать не нам. Но уже в августе этого года инспекция ДСНС выдала аэропорту предписание о замене системы пожаротушения в ангаре. Цена вопроса не изменилась – 30 млн. грн.

Об особом отношении дирекции аэропорта к МАУ заявляют и народные депутаты. В частности Юрий Деревянко заметил, что имя Евгения Дыхне участники авиарынка связывают с произволом и многочисленными злоупотребления.

"Нам стало известно, что ГП "Международный аэропорт "Борисполь" предоставил скидку авиакомпании МАУ в размере 80%, размер которой является сомнительным и вызывает логичный вопрос: какой же тогда должна быть рентабельность аэропорта, чтобы он мог оказывать такие большие скидки?" - заявил Деревянко, отметив, что директор аэропорта "Борисполь" единолично определяет, кому давать такие скидки и в каком размере.

Президент авиакомпании "UM Air" Родриг Мерхеж подчеркнул, что такие скидки компании МАУ связаны с монопольным положением этой компании на рынке. "МАУ платит 405 грн. с одного пассажира аэропорту Борисполь, мы платим 872 грн. Мы получаем цифру, что МАУ в прошлом году получила 33 миллиона долларов скидки в аэропорту", - заявил он.

Кстати, они же отметили, что ООО "РАПЕКС1" (аффилированная с группой "Приват") получила в аренду на 10 лет помещение цеха бортового питания.

Непрозрачная "раздача" мест

На этом история с построением монополии не заканчивается. Руководство аэропорта всячески подыгрывает крупным частникам в вопросе предоставления в аренду на 10 лет самых востребованных 157,5 квадратов в терминале D для ведения бизнеса по обслуживанию пассажиров.

Конкурсные условия здесь были так же грамотно прописаны для конкретного победителя. Судите сами, арендодатели выдвинули требования к арендатору:

  • Наличие сертификатов соответствия обеспечения обслуживания пассажиров;
  • Наличие заключенных с авиакомпаниями договоров или предварительных договоров о питании пассажиров при задержке авиарейсов в аэропорту Борисполь;
  • Наличие опыта работы в международных аэропортах не менее 3 лет;
  • Наличие финансовой возможности выполнения условий договора, чистый доход от реализации продукции 25 миллионов гривен за год;
  • Внесение аванса в размере 2,3 миллиона гривен.

Проблема в том, что большинство соискателей были небольшими частными компаниями. И, по сути, большей части требований отвечала лишь одна компания – ООО "Аэрохендлинг", которая и выиграла конкурс и, кстати, ее так же связывают с именем олигарха.

Согласно договору, который компания заключила с аэропортом, указанные квадратные метры сосредоточены на первом, втором и третьем этажах терминала по центру. И отведены они под банкоматы, терминалы оплаты, кофейные автоматы, стойки регистрации, кафе, упаковку багажа.

Исходя из этого, становится абсолютно неясно зачем кофемату или упаковщику багажа иметь "сертификаты соответствия обеспечения обслуживания пассажиров", то есть выполнение услуг регистрации встречи/посадки пассажиров? Или же зачем для банкоматов или терминалов необходимо иметь "договора или предварительные договора о питании пассажиров при задержке авиарейсов" или трехлетний опыт работы в международных аэропортах?

Все эти вопросы обеспокоили не только нас, но и Антимонопольный комитет Киевской области. Выводы для аэропорта и победителя конкурса неутешительны – условия конкурса носили дискриминационный характер в результате чего "Аэрохендлинг" и победила.

Дальше больше, АМКУ провел расследование, которое показало еще целый ряд нарушений. Пожалуй, одно из самых главных – пунктом 6.5. договора об аренде предусмотрено право ООО "Аэрохендлинг" передать занимаемые площади в субаренду.

Хотя ранее аэропорт получил письмо от Мининфраструктуры, где четко сказано составлять договор без права субаренды.

"Аэропорт все свои действия по проведению такого конкурса должен согласовывать с органом управления - Министерством инфраструктуры. Но аэропорт "Борисполь" этого не сделал, единолично определив дискриминационные условия конкурса. Единственным, кто имел возможность выиграть по этим условиям, был ООО "Аэрохендлинг". После этого аэропорт заключил договор субаренды с ООО "Аэрохендлинг", хотя орган управления - Министерство инфраструктуры - раньше направляло письма в аэропорт, в котором прямо говорилось, что субаренда по результатам проведения этого конкурса не допускается. В результате, ООО "Аерохендлинг" 86 процентов арендуемой площади передало в субаренду субъектам, которые не соответствовали ни одному из "дискриминационных" требований уже проведенного конкурса", - подчеркнул Алексей Хмельницкий, председатель Киевского областного теротделения АМКУ.

Как сообщали СМИ, один из предпринимателей субарендует у "Аэрохендлинга" 73 квадрата по 100 590 грн. в месяц. При этом сам "Аэрохендлинг", по условиям договора, передает аэропорту 68 000 грн. в месяц, оставляя себе 30 тысяч только с одного предпринимателя. Таких же предпринимателей-субарендаторов у них насчитывается около двух десятков.

И только благодаря поднято шумихе, незаконную сделку удалось остановить. Аэропорт и не честного арендатора АМКУ оштрафовал на смешные 194 тыс. грн. И обязал "Борисполь" провести новый конкурс, который будет соответствовать нормам закона.

Кстати, служебное расследование доказало тот факт, что ООО "Аэрохендлинг" безосновательно получило сертификат на свою деятельность в аэропорту. Об этом свидетельствует пункт 4.

Вот и получается странная ситуация. Руководство из министерства хвалит дирекцию аэропорта, а неродные депутаты, предприниматели, представители авиакомпаний, антимонопольщики и многие другие усматривают в действиях дирекции нарушения закона, отстаивание интересов конкретных компаний, попытку создать негосударственную монополию и ряд коррупционных нарушений. А в итоге страдают простые украинцы, которые в аэропорту не могут себе позволить не то что перекусить, а даже бумажный стаканчик кофе, из-за его космической цены.

Кроме того из-за нечестных правил игры, как в ситуации с ангаром, из нашей страны уходят лоу-косты, которые предлагают перелеты за адекватную цену. В итоге авиаперелеты по цене все больше становятся элитным средством передвижения, а вот по качеству обслуживания скорее дотягивают до плацкартного вагона. А что вы хотели, когда нет честной конкуренции – нет и смысла совершенствоваться. И самое прискорбное, что все происходит на глазах у Мининфраструктуры, Кабмина и всего государства.

В данной ситуации есть очень много вопросов, которые должны заинтересовать детективов НАБУ. Мы надеемся, что они примут во внимание приведенные документы и разберутся в сложившейся проблеме, защитив интересы государства и украинцев в целом.