За четыре с половиной месяца на должности главы Мининфраструктуры 37-летний аппаратчик так и не смог предоставить обществу четкий план по реформированию отрасли, зато погряз в целом ряде коррупционных скандалов.

Спустя достаточно долгое время после формирования нового Кабинета министров, обещанных позитивных реформ практически не произошло. Реальное улучшение, которое должен чувствовать каждый украинец, заменяется лишь декларациями министров о том, что работа ведется, но "контры", засланные старой властью, всячески мешают. В результате вместо перемен – сплошные скандалы. Возникает логический вопрос: если министр не справляется, может, он некомпетентен или его реальные задачи совсем другие?

Когда нам нужно что-то сделать – мы ищем профессионала: дом строит – строитель, проводку меняет электрик, зубы лечит стоматолог. Это естественный процесс. Но в нашем правительстве легких путей не ищут, поэтому министерские портфели раздают, руководствуясь своими политическими, "кумовскими" или подковерными убеждениями. Иначе как можно объяснить назначение на пост министра инфраструктуры аппаратчика со стажем Владимира Омеляна? А потом удивляться, почему в "Укрзализныце" тотальная коррупция, от "Укрпочты" люди шарахаются, а дороги в стране стелют "ковром" толщиной в 2 см.

Владимир Омелян в свои 37 лет может похвастаться приличным стажем работы в МИД Украины, сообщают РИА Новости Украина. Там он с 2000 по 2008 годы занимал ряд должностей, в том числе и в дипмиссии Украины в Вене. Затем было Минэкологии, опять МИД. В 2011-2012 годах дослужился до начальника отдела Российской Федерации Управления РФ Первого территориального департамента МИД Украины, г. Киев. Затем была работа в Минфине. За все это время нынешний министр показал себя качественным аппаратчиком. Поэтому в декабре 2014 года его назначили заместителем министра инфраструктуры Андрея Пивоварского. Последний давал задания, а Омелян воплощал их в жизнь "переводя" на сухой административно-бюрократический язык.

С апреля 2015 года Владимир Омелян возглавляет Министерство инфраструктуры, а своего бывшего шефа взял к себе в советники. Высокий пост молодой политик получил не за счет своих управленчиских талантов, а по квоте "Народного Фронта". В результате за короткое время своей работы он уже успел на "руководить" в подконтрольных госпредприятиях. И яркий тому пример "Укрзализныця".

Видимо, понимая свою некомпетентность в решении поставленных задач, до недавнего времени на железной дороге он был всего лишь пассажиром, министр обратился к услугам иностранных экспертов – пригласил на должность генерального директора УЗ поляка-музыканта Войцеха Балчуна, с рекордным окладом в месяц – 463 тыс. грн.

Гендиректор-иностранец тоже решил подстраховаться и пригласил себе в помощники земляков проводивших подобные реформы у себя на родине: Марека Залесного, Иренеуша Василевского и Ремигиуша Пашкевича. Также в состав Правления вошел серб из "Новой почты" Желько Марчек и два украинца из старой гвардии УЗ – Александр Бужор и Сергей Михальчук. Кроме того, руководить Центром обеспечения производства, осуществляющего госзакупки на УЗ, назначен еще один поляк – Павел Ярчевский, сообщает Обозреватель.

Но больше чем за сто дней эта команда "реформаторов" так и не смогла представить план реформ и сроки их выполнения, чем подставили своего работодателя. Паника Владимира Омеляна была неприкрыта: "Я хочу, наконец, получить план действий реформирования с четкими дедлайнами, чтобы я понимал, кто, чем занимается, в какие сроки".

Видимо, чтоб не усугублять ситуацию, уже через несколько дней в министерстве рассмотрели план реформ, но отчитались сухо – доработаем и представим общественности. И уже месяц молчат.

Не удивительно, ведь тот вал проблем, который возник в УЗ трудно даже зауши притянуть к видимости реформ. С незавидной регулярностью в СМИ всплывает информация о коррупции на железной дороге, махинациях с госзакупками, похищением людей.

Украинские СМИ уже окрестили главу УЗ "свадебным генералом" и таким его сделал Владимир Омелян, путем формирования "карманного" Набсовет ПАО. Как сообщает UINP, в сети гуляет письмо Балчуна премьер-министру Гройсману с подписями всех польских членов правления, где говорится о превышении служебных полномочий министром инфраструктуры. Вопреки уставу ПАО Владимир Омелян сочинил два Положения, одно из которых расширяет полномочия Набсовета УЗ, а второе — отбирает их у Правления.

В частности Владимир Омелян обязывает членов правления согласовывать с Набсоветом все свои кадровые решения, структурные преобразования УЗ, вплоть до распределения компетенции внутри совета. Для усиления своих позиций министр усадил в кресло главы Набсовета своего первого зама Евгения Кравцова.

Зачем нужно было привлекать иностранных менеджеров с баснословными гонорарами, чтоб потом руководить предприятием на свое усмотрение, вопрос – логически наталкивающий на то, что все это красивая ширма для граждан. А за ней скрывается банальный передел влияния и финансовых потоков.

Пока министр погряз в кадровых вопросах и попытках установить свой контроль над УЗ, компания "выкачивает" миллионы из госбюджета используя давно отработанные коррупционные схемы. В результате у "Укрзализныци" могут честно украсть больше 80 млн. грн.

Согласно информации UINP, 10 августа истек срок добровольного исполнения решения Хозяйственного суда Киева, по которому "Укрзализныця" должна выплатить нефтетрейдерской компании "Вог Аэро Джет" штраф 81 млн. грн. за просрочку по возвращению топлива и 206, 7 тыс. грн судебного сбора. Бытует мнение, что УЗ специально накопила долг, чтоб быстро вывести средства со счетов компании.

СМИ сообщают, что 9 декабря 2015 года "Вог Аэро Джет" и Центр обеспечения производства (ЦОП) УЗ заключили договор, по которому нефтетрейдер одолжил компании 20 тысяч тонн дизельного топлива стоимостью 344,56 млн. грн., вернуть его УЗ обязалась до 1 марта 2016 года. Однако долг погасили лишь 4 апреля. Контрагент обратился в суд с требованием взыскать с железной дороги штраф, а согласно договору это 1% от суммы продукции, переданной в ссуду, за каждый день просрочки. То есть более 80 млн. грн. Иск удовлетворили. Эксперты считают, что деньги у компании были, но долг накоплен умышленно.

Кто виноват в случившемся предстоит разобраться соответствующим органам. А пока СМИ делают свои предположения, опираясь на хронологию событий. Так по данным UINP, контракт с "Вог Аэро Джет" был подписан 9 декабря 2015 года. В тот период обязанности руководителя "Укрзализныци" исполнял Евгений Кравцов, ныне первый заместитель Владимира Омеляна и глава Набсовета ПАО. Мининфраструктуры руководил Андрей Пивоварский, а его заместителем был сам Владимир Омелян. Начатую аферу под бдительным руководством главных функционеров министерства доводит до конца и.о. начальника Центра обеспечения производства Сергей Иванча. А красиво довершает "схематоз" новый глава правления ПАО, европейский менеджер с "кристальной" репутацией Войцех Балчун.

Примечательно, что WOG не первый раз оказывается в эпицентре скандалов, связанных с завышением стоимости топлива для "Укрзализныци". Их цена всегда была на 20% выше среднерыночной, свидетельствуют данные ГП "Госвнешинформ", а также консалтинговой компании "А-95".

В УЗ браво рапортуют, что избавились от нечестного поставщика и заключили новые контракты по рыночным ценам. Но эксперты рынка более пессимистичны. Они прогнозируют, что АМКУ оспорит договор с "Сокар Украина". Инсайдеры добавляют, на неформальных встречах с представители "Вог Аэро Джет" Балчун пообещал, что через непродолжительное время компания вернется к поставкам топлива на УЗ. Выводы неутешительны: "после серии громких заявлений о давлении со стороны профильного министерства, Балчун все-таки сдался под натиском админресурса и стал карманным директором Кравцова и Омеляна", - пишет UINP.

Правда ли, что министр Владимир Омелян заинтересован в избавлении УЗ от коррупции и реформировании компании, чтоб она начала приносить прибыль государству, или это просто очередной передел сфер влияния – покажет время.

А пока факты говорят не в пользу министра. СМИ корят его в извлечении личной выгоды от внедрения в стране различных новшеств. К примеру, скандалом запомнилась инициатива Владимира Омеляна привести на украинский рынок иностранный сервис такси Uber.

Работает сервис таким образом, что деньги украинцев, которые его оплачивают, улетают в иностранном направлении, обогащая налогами кого угодно, только не украинский бюджет. Такие действия госчиновника не поддаются пониманию.

Отдельные вопросы вызывает уровень доходов чиновника и его реальные траты. Чиновник старается жить по европейскому образцу, когда богатые люди избегают показной роскоши. Тогда у общества меньше вопросов. Министр, согласно декларации, живет на 10 072 грн. в месяц. Но при этом ему удается волшебным образом пользоваться всеми атрибутами роскошной жизни. В собственности министра имеется квартира площадью более 60 кв. м. в центре столицы на ул. Дарвина, где за квадрат просят от 2 до 4 тыс. долларов.

Не отличился патриотизмом министр и в вопросе образования своего старшего сына. По данным Страна.ua, он учится в гимназии "Терезианская академия" (Theresianische Akademie Wien) Вене (Австрия). Год обучения в гимназии обходится министру в 14 тысяч евро. Площадь школьной территории составляет 5 гектаров, где расположены футбольные, баскетбольные и волейбольные поля, бассейн, теннисный корт, скалодромы.

В июне 2014 года у министра родился младший сын. Малыш появился на свет в городе Уотербери (штат Коннектикут, США). Кстати, ребенок, который родился в США, автоматически получает право на американское гражданство.

Все перечисленные факты говорят о том, что министр хоть и приписывает себе новомодное слово технократ, но таковым не является. По всему видно, что руководить молодой чиновник самыми сложными отраслями страны не в состоянии. Чтоб навести порядок, здесь нужен жесткий хозяйственник с родни покойного Георгия Кирпы, а аппаратчик интеллигентной внешности. Но если, несмотря на все промахи, он стоит у руля такой махины, значит так кому-то нужно и со своими, неизвестными большинству, задачами он справляется. Вот только на благо это стране и народу в целом ответить невозможно.