Объемы продаж продовольственных товаров через торговые сети за первое полугодие 2016 года сократились, как и доля расходов семей на покупку продуктов питания и безалкогольных напитков.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяОб этом сообщает "РБК-Украина".
В том, что украинцы стали есть меньше, уверен генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.
Покупать продукты питания, а, следовательно, меньше есть, украинцы стали вследствие падения доходов населения. Это и привело к снижению потребительского спроса.
Номинально зарплата выросла, однако реально она сокращается. При этом структура расходов каждой семьи на продукты питания и безалкогольные напитки существенно не поменялась.
Больше половины доходов тратится на еду и напитки: 53,1% и 50,4% соответственно. Определенная доля расходов, которая шла на продукты питания, теперь идет на оплату услуг ЖКХ. Тоесть мы стали меньше есть и больше платить за "коммуналку".
Анализ данных Госстата по реализации основных продовольственных товаров через розничные сети за I полугодие 2016 года в сравнении с соответствующим периодом прошлого года показывает, что спрос в натуральном выражении сократился даже на социальные группы продуктов. Речь идет о муке (падение на 11,6%), крупах (- 7,4%), макаронных изделиях (- 5,17%).
Наибольшее снижение продаж Госстат фиксирует по растительному маслу. Его купили на 19% меньше, чем в январе-июне 2015 года. Большим падение было в первом квартале этого года: масла было продано почти на 28% меньше по сравнению с первым кварталом прошлого года. И это без учета торговых точек на рынках, ларьках, мониторинг которых Госстат на проводит.
Покупка сахара украинцами снизилась на 17,6%, водки и ликероводочных изделий - на 16%, соков - на 22,5%, копченого мяса и колбасной продукции - на 13,8%. Спрос на мясо и мясо птицы упал не так сильно - всего на 2,5%, хотя еще в первом квартале был даже небольшой рост продаж - на 0,34%.
Помимо сокращения доходов потребителей, также существует тенденция по перетеканию спроса от торговых сетей - к рынкам, где продукты более дешевые.
В то же время, при снижении реализации мяса, Госстат фиксирует рост спроса на мясные консервы (+ 8,6%), потому что, как отмечают эксперты, они более дешевые.
Низкая стоимость яиц привела к росту потребления этого продукта. В январе-июне объемы реализации в сетях увеличились на 5%, по сравнению с прошлым годом. В то же время объемы производства сократились на 20%. Яйца - чуть ли не единственный товар, где был продемонстрирован оживленный спрос.
Также, рост продаж в сетях зафиксирован по овощах (+ 9,5%) и пиву (+ 6,8%).
Снижение реализации Госстат фиксирует и по хлебобулочным изделиям, кроме кондитерских. За полугодие - на 1,8%.
Однако эксперты подчеркивают, что, несмотря на это, потребление осталось прежним, поскольку существенная доля рынка - более 60% - находится "в тени", а статистика учитывает только официальные данные.
По данным ВАП, в 2015 году официально было произведено 1,2 миллиона тонн хлеба, в то время как фактическое потребление составило 3,8 миллиона тонн. Соответственно, только 31% продукции производился промышленными хлебозаводами и почти 70% продукции нигде и никем не учитывалось.
Подобная ситуация и на алкогольном рынке. Там теневой сектор превышает 50%.
По оценкам МЭРТ, в 2015 году теневая экономика занимала 40% от ВВП. Кроме того, объемы реализации товаров и каналы поставок на рынки, не говоря уже о стихийных, практически никем не контролируются.
Так что украинцы не только стали есть меньше, но еще и едят, пьют и носят товары, которые никто не учитывает и с которых не платятся налоги.
Как сообщал информационный портал "Знай.ua", Украину заполонили низкопробные продукты.