Об этом пишет портал Акценты.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяВрачи и общественные организации “наезжая” на Минфин, Минздрав и правительство в целом, явно недооценивают роль и место в подобных “инициативах” главы Госказначейства Татьяны Слюз. Уже много лет она умело загребает жар чужими руками. Незаметно инициирует “схемные” решения, в которых “сгорает” ее руководство. А сама остается на должности...
В конце ноября “Зеркало недели” опубликовало письмо общественной организации “Медицинские лидеры”-- очередной “глас вопиющего” против попытки перевести счета медицинских учреждений из банков, где больница может отправить платеж нажатием кнопки на компьютере, в казначейскую систему, в которой деньги “ходят” три дня.
В обращении сказано, что одним из инициаторов деструктивного шага стал министр финансов Украины Сергей Марченко. И с удивлением отмечено, что ранее он, напротив, “инициировал работу по автономизации медицинских учреждений”. Т.е. перевод больниц на обслуживание в банковскую систему.
Что же изменилось? Все очень просто. Секрет кроется в удивительном умении главы Госказначейства Татьяны Слюз - главного интересанта упомянутого выше проекта -- “гипнотизировать” руководство Кабмина: премьеров и министров финансов, с которыми она работала.
Этот талант проявился у нее еще во время премьерства Юлии Тимошенко, когда безработная львовянка Татьяна Слюз сумела найти контакт с «Батькивщиной» и устроиться на работу в киевское казначейство. В 2007 году она возглавила этот госорган.
А уже в 2009 году добилась повышения статуса своего ведомства, исключительно благодаря тому, что помогала Юлии Владимировне в политической борьбе против президента Виктора Ющенко
Скажем, Ющенко обвинял правительство Тимошенко в невыполнении бюджет. А тут появлялась как бы совсем аполитичная Слюз и опровергала слова президента о том, что бюджет выполнен лишь на 50%
Слюз старалась не просто так. Она искренне верила в победу Тимошенко на президентских выборах в 2010-ом. Поэтому очень удивилась ее поражению и наступившим после этого проблемам, включая уголовное преследование, в чем призналась в 2013-ом в интервью “Левому берегу”
В свою первую каденцию на посту главы Госказначейства Татьяна Слюз постигла опасное для власти искусство резкой остановки платежей. Первый раз она проделал этот трюк по просьбе Юлии Владимировны во время мирового кризиса в ноябре 2008 года. Потом повторила в декабре 2009 года.
После возвращения на должность в 2014 году Слюз выдавила опытных сотрудников, которые были “не ее людьми”. А уже в 2018 году она разработала “неправомерный коррупционный механизм”, по которому участникам бюджетных закупок было предписано открыть внебюджетные счета в органах Госказначейства, якобы для беспрепятственного получения предварительных оплат по соответствующим договорам.
На самом деле после открытия таких счетов средства коммерческих организаций были заблокированы на внебюджетных счетах Госказначейства. А к участникам процесса предъявлялись незаконные требования по подтверждению оплаты с этих счетов. За счет этого механизма Слюз получила возможности коррупционного влияния на бизнес-структуры, расчеты которых были заблокированы.
Почему ее не наказали? Потому что небюджетные счета были закреплены постановлением Кабмина. А потом схему продлили еще раз. Видимо, посредникам она очень понравилась. При этом Госказначейство не фигурировало среди инициаторов “проекта”, а сыграло скромную, но хитрую роль усердного исполнителя воли руководства.
В декабре 2019 года Слюз начала “вдувать в уши” тогдашнему руководству Кабмина мысль о критической ситуации с дефицитом бюджета и недостаточностью финансового ресурса на едином казначейском счете.
Под это дело она сумела подсунуть абсолютно незаконное с точки зрения бюджетного законодательства поручение, которое в дальнейшем было подписано премьером Алексеем Гончаруком 17.12.2019 №46351/0/1-19. Согласно ему, Госказначейству было предоставлено право на избирательность проведения платежей из государственного бюджета.
Пользуясь этим, Татьяна Слюз сумела организовать “армию” неформальных посредников, к которым бизнес-структуры (поставщики товаров, производители работ и услуг) были вынуждены обращаться для решения вопросов о получении средств за фактически выполненные договорные обязательства. Проше говоря, чтобы все же получить то, что положено получить по закону.
В период действия упомянутого незаконного, с точки зрения нормативных документов, поручения премьер-министра Алексея Гончарука, объем неосуществленных платежей распорядителей бюджетных средств достиг 17 млрд грн. Среди пострадавших оказались подрядчики Минобороны, «Укравтодора», Министерства здравоохранения и проч.
Хотя в течение декабря 2019 года ежедневный остаток средств на счетах казначейства составлял около 19 млрд грн, что вполне позволяло провести расчеты бюджетных организаций с их кредиторами.
Это стало одной из причин, почему в начале 2020 года произошла смена правительства. При этом Госказначейство мастерски осталось в тени. А уже в 2020 году с новым правительством Татьяна Слюз реализовала схему по блокированию дотаций аграрным предприятиям из государственного бюджета, мотивируя это якобы несовершенным порядком осуществление таких расчетов. Фактически аграриев «прокинули» на 1.5 млрд грн.
При том, что в 2018-2019 гг расчеты по выплате этих же дотаций проводились казначейством в автоматическом режиме по этой же нормативной базе. Что лишний раз подтверждает коррупционный умысел в блокировании проведения расчетов в 2020 году.
Почему при таких “подставах” руководства Слюз остается при должности? Хотя по сообщениям инсайдеров о том, что она “бомба замедленного действия” для президента, уже давно говорили и его советники, и члены фракции “Слуга народа”, и даже некоторые международные партнеры.
Возможно, дело в имидже аполитичной «бухгалтерши», которая в любой момент готова подставить плечо Минфину. А то, что Слюз сидит на финансовых потоках государства, отключая их в самые неподходящие моменты (остановка платежей перед местными выборами 25 октября 2020 года, потом перед новым 2021 годом и накануне 30-й годовщины Независимости) почему-то не рассматривается как фактор риска. Точнее, не рассматривался до последнего времени...