17 ноября 2024 года истек срок подачи документов для участия в конкурсе, на котором должны избираться члены Совета общественного контроля при Государственном бюро расследований. А совсем недавно – в конце октября 2024 года – голосованием избирался новый состав Совета общественного контроля при БЭБ. Можно вспомнить еще много общественных советов, которые избирались при разных органах и в разное время – Общественный совет при АРМА (январь 2020 года), Совет общественного контроля при НАБУ (почти каждый год), Общественный антикоррупционный совет при Министерстве обороны Украины (март 2023) , – но важен не сам перечень, а понимание, что все эти советы объединяет.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяОб этом пишет Олигарх Медиа.
Нетрудно рассмотреть, что объединяет все это разнообразие желающих принять участие в работе хоть какого-то совета только желания определенного толка активистов «присоединиться» к управлению хотя бы чем-то и контролю за чем угодно, лишь бы при властных структурах. И одной из самых активных «фабрик активистов» зарекомендовала себя знаменитая Ассоциация юристов Украины.
По-видимому, не будет ошибкой сказать, что никакие выборы общественных советов не обошлись без членов АЮУ.
Кстати, к голосованию за нужных членов приглашаются все члены Ассоциации.
Но за кого именно голосовать – выбирает Правление АЮУ.
Интересно, что в большинстве своем и как правило выбирают очень «интересных» членов: все они обычно либо выпускники Программы «Адвокат Будущего» (проект АЮУ), либо занимали должности национальных экспертов какого-либо из проектов Совета Европы (как правило, это предоставлятели грантов, которые «осваиваются» АЮУ).
И смысл этой активности прост – как можно дороже продать свои услуги «глашатаев правды и справедливости», а на самом деле подпевать и подтанцовывать тем, кто заказывает музыку, то есть, другими словами, члены АЮУ совсем не беспокоятся о таких мелочах, как продажа своей совести в розницу всем желающим.
Неужели это возможно? А почему бы и нет, если учитывать две очень уважительные причины: 1) возможность «заработать», 2) возможность «набрать вес и авторитет». Понятно, что цель такой активности оправдывает все средства.
Последний пример – так называемый Теневой отчет в разделе 23 «Правосудие и фундаментальные права», которым АЮУ гордится как едва ли не самым главным своим достижением последнего периода.
Впрочем, оказалось, что отчет этот – не более чем компиляция слухов и клеветы, собранных на 500 страницах для очковтирательства представителей стран Евросоюза.
Обнародование этой работы стало настоящим шоком для представителей всех стейкхолдеров (заинтересованных и влиятельных сторон): от Минюста до судейского корпуса и Национальной ассоциации адвокатов Украины (примеры реагирования здесь) , и здесь.
Откровенной и прямой была реакция Национальной школы судей: «В Отчете сделана попытка осуществить аудит состояния существующих проблем в системе правосудия… отчет содержит пристрастные и необъективные, а иногда и откровенно некомпетентные оценки и выводы».
Более того, выяснилось, что вместо изучения «эксперты» из общественного сектора, в том числе из АЮУ, построили выводы на основании… опроса других представителей общественного сектора. То есть, другими словами, они поговорили сами с собой, поделились слухами и предпочтениями, а затем составили на основании этого отчет. Исполнители не обращались за официальными комментариями или запросами ни в государственные органы, ни в судейский корпус, ни в органы адвокатского самоуправления, что делает информацию в отчете несбалансированной и сомнительной.
Также в СМИ есть информация о том, что тень на украинское правосудие, прокуратуру и адвокатуру стоила 1 054 304 евро . Речь идет о проекте ЕС под названием "Гражданское общество для послевоенного восстановления Украины и готовности к ЕС". По замыслу, проект был направлен «на повышение способности Правительства и Парламента по преодолению последствий войны и на пути к членству Украины в ЕС путем предоставления экспертной и коммуникационной поддержки от общественных организаций в разработке и внедрении соответствующих законов и политик».
В частности, в ЕС ожидали экспертизу по вопросам:
– разработка качественной политики реинтеграции беженцев и ВПЛ,
– восстановление легитимного государственного управления на освобожденных от оккупации территориях,
– преодоление военных, послевоенных и других барьеров для доступа к правосудию,
– усовершенствование политики государственных закупок и антикоррупционной инфраструктуры,
– разработка экономических реформ в соответствии с военными и послевоенными вызовами.
Однако по факту ни один из перечисленных вопросов так и не был раскрыт, а все средства "освоил" так называемый "круг друзей" Андрея Вишневского , который в свое время баллотировался на пост Президента АЮУ, вместе с другим Президентом АЮУ является основателем другой «соответствующей» организации, а с другими ОО его совмещают связи через жену или коллег.
Очевидно, что больше всего средств получили именно в АЮУ, где готовили половину разделов отчета:
Судебная реформа (Лаборатория законодательных инициатив); борьба с коррупцией (Transparency International Ukraine); Защита основных прав и свобод (Центр прав человека ZMINA); Реформа прокуратуры (Адвокат грядущего); Реформа адвокатуры (Адвокат грядущего); Реформа юридического образования (Ассоциация юристов Украины).
Когда речь идет о расходовании значительных средств международных доноров, важна прозрачность и целесообразность каждого потраченного евро. В случае с этим отчетом остается открытый вопрос: действительно ли его стоимость соответствует результатам, которые он приносит? Если документ базируется на непроверенных слухах и не содержит полезного контента для реформ, тогда оправданность использования этих средств сомнительна.
В то же время, очевидно также и то, что такая «отчет» стала для Ассоциации очень удачным гешефтом, о чем 31 октября 2024 года доложил глава АЮУ Николай Стеценко.
Обратите внимание, что так называемые «проекты» АЮУ позволили заработать за 9 мес 2024 года более 10 млн гривен! Можно ли это сравнивать с членскими и благотворительными взносами, которые вместе позволили привлечь в 5 раз меньшую сумму – едва 1,7 млн. гривен? Еще 3 млн гривен принесла «партнерская» программа – это взносы тех, кого Ассоциация рекламирует как своих надежных партнеров и продвигает в разные общественные советы.
Нетрудно выяснить, что доходы АЮУ, скажем, в 2018 году были значительно скромнее, а львиную долю поступлений составляли благотворительные и членские взносы вместе со студенческими мероприятиями.
Но вернемся в 2024 год. Если за раздел «Реформа юридического образования» АЮУ получила от доноров миллионы гривен, то Программа «Адвокат будущего» наверняка окупила себя на несколько лет вперед (за разделы «Реформа адвокатуры» и «Реформа прокуратуры» соответственно).
И не следует думать, что Адвокат будущего – это другие люди.
Согласно АУДИТОРСКОМУ ЗАКЛЮЧЕНИЮ о деятельности Всеукраинской общественной организации «АССОЦИАЦИЯ ПРАВНИКОВ УКРАИНЫ» за период с 01.10.2016г. по 31.10.2018г, проведенного ЧП «АФ «Аудит-Оптим», именно АЮУ и являлся реализатором проекта «Адвокат будущего» при поддержке Канадского правительства.
В этом же аудиторском заключении содержится не менее интересная информация и о структуре деятельности АЮУ, которая позволяет прекрасно подстроиться под любую задачу – АЮУ располагает секцией любых направлений, и речь идет не только об адвокатуре с прокуратурой.
Анализ отчетов и других документов, связанных с деятельностью АЮУ, позволяет убедиться, что в Ассоциации не гнушаются манипулировать даже таким простым показателем, как собственная значимость и представительство. Например, в обращениях к разным государственным органам в АЮУ не забывают подчеркнуть, что они представляют мнение более 7000 юристов (по информации М.Стеценко, по состоянию на октябрь 2024 года речь идет о 7321 члене). Однако подробный анализ свидетельствует, что Ассоциация юристов Украины имеет только 4 978 реальных членов, так как все остальные «засчитаны» - пока еще только кандидаты в члены.
Чтобы лучше понимать качество представительства, нужно вспомнить и о самом большом крыле Ассоциации – так называемой Лиге студентов, которая дополнительно «забирает» от профессионального сообщества еще почти 2000 членов. Следует ли удивляться, что в 2018 году в секции «прокурорских» рабочих было меньше 50 человек? Однако это никогда не мешало АЮУ говорить о «тысячах» членов их организации и рекомендовать разного рода реформы, «разработанные профессионалами».
В целом следует отметить, что почти все проекты от АЮУ оказываются только хорошим пиаром. Скажем, для мониторинга дел о военных преступлениях за год работы в соответствующем отчете понадобилось 9 страниц! И ровно столько же страниц было выделено для раздела «ВОПРОС» (по сути табличка с вопросами). Отчет здесь.
Почти ничего не слышно и о благотворительном проекте оказания помощи юристам и их семьям. В сети интернет удалось отыскать только одну новость о помощи раненому военнослужащему Геннадию, бывшему сотруднику юридической фирмы «Шевченко, Дидковский и Партнеры» (сейчас это Asters). Благородный и достойный поступок, если не считать, что речь идет о фирме учредителя АЮУ Игоре Шевченко и нынешнем члене Правления Алексее Дидковском.
Уже давно подошел к концу проект АЮУ «Инициативная группа по защите прав адвокатов». Интересно, что группа работала чуть менее двух лет, и по странному стечению обстоятельств именно тогда, когда вроде бы нарушались права тогдашнего Президента АЮУ Дениса Бугая. А после 2019 года то права адвокатов больше не нарушаются (на самом деле даже во время военного 2023 зарегистрировано более 98 обращений в Комитет НААУ по вопросам защиты прав адвокатов, то АЮУ больше не считает это направление приоритетным.
Зато уже который год процветает упомянутый ранее проект «Адвокат будущего» – пожалуй, не в последнюю очередь из-за своей чрезвычайно высокой прибыльной маржи. Интересно, что этот проект часто используется в качестве площадки для критиканства. Чего только стоит позиция бывшего руководителя проекта и члена правления АЮУ Андрея Вишневского, который несколько лет подряд рассказывал о «плачевном состоянии украинской адвокатуры». Как ни странно, сильно переживая за реформирование адвокатуры, сам А.Вишневский чаще предпочитал работать то в Минюсте, то в НАПК (и вот странность, из всех органов его увольняли с позором!).
Более того, вся команда АЮУ начинает в один голос говорить о реформировании адвокатуры исключительно тогда, когда это выгодно кому-то из приближенных лиц (в том числе – из кабинетов на Банковой). Как это, например, произошло во время продвижения в 2019 году законопроекта №9055.
Ассоциация, которая поддерживала этот проект Закона, даже не скрывала, что работает над продвижением документа в тесном сотрудничестве с Администрацией Президента, фактически стремясь к получению адвокатуры.
Напомним, что «отбить» проект повезло только после года напряженной работы Совета адвокатов Украины.
Более того, во время медийной поддержки этого проекта в АЮУ не сторонились использовать слухи, кулуарные сплетни и домыслы, и кажется, что формирование слухов – это почти основная форма деятельности АЮУ.
В целом, анализируя деятельность АЮУ, можно легко увидеть, что среди всех реформ, над которыми работает Ассоциация, реформирование адвокатуры занимает ключевую позицию. О реформировании юридического образования можно отыскать лишь несколько публикаций за 20 лет, зато о «переработке» адвокатуры высказывались все без исключения Президенты АЮУ:
«Состоялась рабочая встреча руководства Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики – Председателя комитета Василия Онопенко и его первого заместителя Николая Онищука – с Президентом Ассоциации юристов Украины Игорем Шевченко. В ходе встречи были обсуждены основные принципы реформирования адвокатуры Украины» (2005 год), Президент АЮУ Сергей Коннов предлагает новые подходы к реформированию адвокатуры (2008 год), Президент Ассоциации юристов Украины В.Загария: «Есть разное видение развития адвокатского самоуправления» (2012 год) ), Ассоциация юристов Украины приглашает на презентацию ключевых положений проекта изменений в Закон Украины «Об адвокатуре и адвокатскую деятельность» (2016 год), Президент АЮУ Андрей Стельмащук: «Судебную реформу невозможно провести без реформы правоохранительной системы и адвокатуры» (2017 год), Денис Бугай: «Реформа института адвокатуры была и остается нашим приоритетом. Нам, адвокатам, не следует бояться перемен» (2018 год), Анна Огренчук: «Мы хотим, чтобы члены АЮУ участвовали во всех реформаторских процессах…» (2021 год), Николай Стеценко: «Сейчас время перемен и реформ, и именно АЮУ способна возглавить этот процесс» (2023).
Дошло даже до того, что один из нынешних членов Правления АЮУ – адвокат Илья Костин – во время презентации своей цели договорился о том, что желает «разрушить адвокатуру». Дословно это звучало так: «Хотя я иду на выборы члена Правления от секции государственных служащих, но сейчас я военнослужащий и в первую очередь планирую заботиться о сфере военного права, во вторую очередь, вопросе адвокатуры, действующую систему которой нужно разрушить».
А в комментарии «Юридические газете» И.Костин прямо говорит: «Адвокатское самоуправление нуждается даже не в перезагрузке, а в уничтожении этой системы…»
Впрочем, в АЮУ всегда ценили таких «скандалистов», как Илья Костин, – он всегда соглашался исполнять роль «критика всего и всех». Собственно даже в Совет адвокатов Киевской области И.Костина избрали исключительно по протекции его товарища Валентина Загарии, который с 2011 года был Президентом Ассоциации юристов Украины, а в период 2012-2015 годов - председателем ВКГКА. Сам Илья Костин был членом АЮУ с начала его создания (учитывался под номером 13).
Зато у Валентина Загария тоже есть в своей биографии несколько темных пятен. Он начинал начальником юридического отдела в одном инвестиционном фонде, где познакомился с Валерием Писаренко (поддерживал тесные связи со скандально известным Андреем Портновым), с которым они создали юридическую фирму «Spenser&Kauffmann», свою долю в которой Писаренко переписал на Загарию 2006-го, когда стал народным депутатом С тех пор Загария считался и партнером Писаренко и доверенным руководителем в нескольких фирмах, записанных на других. Загария и Писаренко даже не скрывали свою связь: например, в офисе «Spenser&Kauffmann» в свое время располагалась приемная депутата Писаренко. И когда Писаренко перебежал в регионалы, то продолжал активно продвигать своего партнера: в 2011 году Загарию избрали Президентом АЮУ.
А в 2012 году Загария и Писаренко были участниками скандальной войны вокруг киевского ТРЦ «SkyMall», которую вели с одной стороны Хиллар Тедер и Томаш Фиала, а с другой – Андрей Адамовский и Александр Грановский.
Важно понимать, что в деятельности почти всех руководителей АЮУ всегда был определенный скандальный шлейф.
К примеру, первого Президента АЮУ Игоря Шевченко связывают со скандальным Александром Онищенко. Сам Онищенко в 90-х годах имел фамилию Кадыров и был, как утверждает издание «Контракты», «бригадным» в организованной преступной группе авторитета Киселя. В 2015 году Игорь Шевченко стал фигурантом нескольких коррупционных скандалов. Олег Ляшко тогда заявил, что пост министра для Шевченко был куплен Александром Онищенко за 5 миллионов долларов. А у министра не было ни опыта, ни образования, которые бы соответствовали этой должности.
Партнер Игоря Шевченко по бизнесу и «вечный» финансовый директор АЮУ Алексей Дидковский тоже замешан в коррупционных скандалах. Например, издание «СтопКор» исследовало, не передавались ли из-за А.Дидковского взятки для судей, ведь было доподлинно известно, что заместитель председателя Нацбанка Екатерина Рожкова в 2019 году через Приватбанк оплатила Алексею Дидковскому 583 млн гривен якобы за юридические услуги.
Вероятно, значительный объем работ в АЮУ финансировался именно из этих средств.
Тем же периодом датируется и информация, что «полиция получила доступ к проводкам юрфирм «Экво» и «Астерс» по делу о коррупции в АМКУ во времена Терентьева»
Если сравнить даты этих расследований с началом медийной раскрутки проекта 9055, то можно предположить, что АЮУ предприняла попытки огосударствления адвокатуры не в последнюю очередь и потому, что почувствовала угрозу прекращения финансирования как такового.
Не менее скандальной была и президент АПУ 2021-2023 годов Анна Огренчук. Ее муж – Андрей Довбенко, бывший «смотрящий за Минюстом», сейчас объявлен в розыск из-за коррупции. А среди друзей замечены бывший глава Офиса президента Украины Андрей Богдан и киевский застройщик, куратор от Зеленского Андрей Вавриш. В очередной раз прослеживается четкая взаимосвязь между руководством АЮУ и властными кабинетами.
Подробнее об этом – здесь и здесь.
Впрочем, наиболее одиозным руководителем АЮУ будет еще долго оставаться адвокат Денис Бугай, занимавший пост президента Ассоциации с 2013-го по 2017-й, а также с 2019-го по 2021-й.
Первое упоминание о неоднозначном лице г-на Дениса появилось в 2014 году, – тогда речь шла о тесных связях с беглым олигархом Сергеем Курченко, которого называли "кошельком Януковича". С 2012 года Бугай сопровождал самые противоречивые соглашения Курченко – приобретение "белых активов": Украинского медиахолдинга, Брокбизнесбанка и футбольного клуба "Металлист".
В 2019 году Д.Бугай в должности президента АЮУ начал продвигать упомянутый ранее проект 9055. Повторяться об этой инициативе нет смысла, но стоит напомнить, как тогда об этом писали в СМИ.
В 2022 году началось полномасштабное вторжение россии в Украину, и в соцсетях Денис Бугай начал демонстрировать активную гражданскую позицию. , что деловые связи они поддерживают и до сих пор) Среди таких компаний можно назвать "Quarter partners", "Vioil", "Сумское МНПО", Николаевский глиноземный завод, Svitland Development. СБУ ( речь идет о том, что Денис Бугай женат на дочери бывшего СБУ-шника Ольгоюзи).
Конечно, адвокат Бугай свою связь с Ганжей отрицает (мол, это все сплетни), но дыма без огня не бывает.
И собственно, а не следует ли поискать ответ на вопрос, кому на самом деле «служит» Ассоциация юристов Украины, имея таких руководителей? И какую настоящую цель имеют довольно сомнительные юристы? И стоит ли Евросоюзу прислушаться к теневым отчетам Ассоциации с таким сомнительным бэкграундом?