Проводить любые исторические параллели – дело сложно и ответственное. Все-таки, несмотря на то, что человеческая натура не меняется веками, разные исторические события часто похожи только на первый взгляд. Разные эпохи имеют свои особенности и накладывают свой отпечаток.

Конечно, сравнивать наш Майдан и Великую французскую революцию не вполне корректно, ведь революция тогда привела к коренному перелому и изменению всех социальных и сословных институтов, к историческому переходу от монархии к республике. Майдан к таким коренным изменениям не привел. И, тем не менее, у этих двух революций можно найти много общего. Что мы и попробуем сделать.

Разложение власти

[[{"fid":"178303","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"1":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"height":"425","width":"640","class":"media-element file-default","data-delta":"1"}}]]

Как и в Украине к осени 2013 году, во Франции стало очевидно, что король Людовик XIV и другие представители дворянского сословия окончательно махнули рукой на жизнь в стране и существовали в свое удовольствие.

Год за годом экономика страны катилась в пропасть. Росла безработица, рос и госдолг. Когда в 1986 году новый министр финансов Шарль Александр де Каллон наглядно показал королю и прочим представителям власти, что страна не развалилась только благодаря огромному количеству внешних займов, монарх принял решение уволить самого Каллона. Чтобы не приносил плохие новости.

Коррупция при Людовике XIV достигла угрожающих масштабов. При этом пропасть между богатыми и бедными только увеличивалась. Жену короля Мария-Антуанетту в народе прозвали «мадам Дефицит», она же отметилась легендарной фразой «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные», которую она произнесла, когда ей сообщили о массовом голоде.

Параллель тут достаточно прозрачная. Эгоизм властей и их нежелание хоть немного отвлечься от собственной роскошной жизни и посмотреть как живет народ и стал тем спусковым крючком, который привел к восстанию. Любой народ, хоть французский, хоть украинский, способен достаточно долго мириться с несправедливостью, если есть хоть какая-то надежда на улучшения.

Но Людовик XVI, как и Янукович, отказавшийся подписать соглашение с ЕС, в какой-то момент полностью похоронил надежды народа на будущее.

Глухота короля

[[{"fid":"178305","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"2":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"height":"425","width":"640","class":"media-element file-default","data-delta":"2"}}]]

Протесты в Париже летом 1789 года, как и в Киеве осенью 2013-го, носили поначалу мирный характер. Народ уповал на решение Генеральных Штатов, о которых стоит рассказать чуть детальнее.

Решение короля созвать Штаты можно назвать достаточно неожиданным. Ранее все финансовые и социальные вопросы в стране решали сборы нотаблей, то есть аристократов. Сами дворяне налоги не платили, так что просто управляли жизнью остальных сословий в, скажем так, ручном режиме. Генеральные Штаты же давали один голос каждому из сословий. Но и тут король схитрил. Всего сословий было три: дворяне, духовенство и все остальные. Аристократы и церковники были верны королю, так что два голоса против одного в любом случае получалось в его пользу.

В такой ситуации представители третьего сословия решили выйти из состава Генеральных Штатов, так как представляли интересы абсолютного большинства населения. И тут, как и Виктор Янукович несколько лет назад, Людовик отказался слушать советников, твердивших, что ситуация накалена слишком сильно, чтобы не слышать и не признавать голос народа. Король до конца не верил, что дело принимает серьезный оборот.

Эскалация насилия

[[{"fid":"178315","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"3":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"height":"544","width":"968","style":"font-size: 14px;","class":"media-element file-default","data-delta":"3"}}]]

Если ключевой точкой Майдана стал разгон студентов, то во Франции люди перешли к активным действиям после увольнения любимого простыми людьми министра финансов Неккера 12 июля 1789 года.

Журналист Камиль Демулен тогда произнес свою знаменитую речь, которая заканчивалась словами «Возможно ли большее глумление над нами? У патриотов остается только одно средство — это прибегнуть к оружию. Итак, граждане, к оружию!». Конечно, Мустафа Найем был намного скромнее, призывая людей брать чай, кофе, хорошее настроение и выходить на Майдан. Но роль прессы в обоих случаях была ключевая.

Попытка диалога с властью сменилась яростью. Начался штурм Бастилии.

Популярные статьи сейчас
Молиться на индексацию не придется: украинцам подсказали, как увеличить пенсию Хватит на хлеб, пополнение счета и упаковку семечек: кому с 1 апреля добавят к пенсии 500 грн Кого не мобилизуют в армию: список профессий Новые правила передачи показателей и оплаты услуг: газовики предупредили об изменениях
Показать еще

Побег короля

[[{"fid":"178316","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"4":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"height":"550","width":"873","class":"media-element file-default","data-delta":"4"}}]]

Многие политологи и аналитики утверждают, что если бы Виктор Янукович вышел к народу, наказал нескольких милицейских генералов и снял пару друзей с ответственных должностей, то протест мог поутихнуть. Но Янукович решил остаться «над народом» до конца. Нежелание стать на одну землю с простыми людьми в итоге его и погубило.

Король Людовик точно так же отказался выйти к толпе, когда люди пришли под Версаль. Говорят, что даже королева ненадолго показалась на балконе, помахав людям рукой, а вот монарх отсиживался до последнего. В итоге, когда оказалось, что фактической власти в руках у него уже нет, он попытался сбежать из города, но был схвачен и возвращен в Париж. Януковичу повезло намного больше, ведь достать пассажира кареты куда проще, чем пассажира самолета.

Война

[[{"fid":"178317","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"5":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"height":"773","width":"1395","class":"media-element file-default","data-delta":"5"}}]]

Как только стало понятно, что Франция ослаблена революцией, австрийский император Леопольд II и прусский король Фридрих Вильгельм II предъявили ей территориальные претензии. Увы, эта историческая параллель достаточно прямая. И в истории так бывало часто.

Как и Россия, соседние страны решили воспользоваться моментом, чтобы отвоевать у Франции земли, на которые давно положили глаз. Сначала война шла крайне неуспешно для французов. В штабе был бардак, армия была деморализована. И только благодаря большому количеству добровольцев и волонтеров врага удалось сдержать.

Выводы

[[{"fid":"178318","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"6":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"height":"417","width":"743","class":"media-element file-default","data-delta":"6"}}]]

Конечно, период Великой французской революции был куда более страшным временем, чем то, в которое выпало жить нам. Мы упускаем очень много людей и событий, массовые казни, несколько последующих переворотов. И, конечно, приход к власти Наполеона Бонапарта, который знаменует начало совсем другой истории.

Но основные моменты остаются неизменны в разные эпохи и в разных странах. Слепота, жадность и эгоизм власти еще никогда не доводили до добра. Нежелание услышать и понять свой народ становилось причиной краха многих правителей, королей и президентов.

И остается только надеяться, что примеры французской и прочих революций когда-нибудь все-таки научат чему-то человечество.