Народные депутаты снова собираются легализировать в Украине неудобные грузовые микроавтобусы для перевозки пассажиров. На прошлой неделе в Верховной Раде зарегистрировали законопроект №6219, предусматривающий снятие акциза с грузовых фургонов, переоснащенных в пассажирский транспорт. По оценкам экспертов, благодаря этому перевозчики, закупая транспорт, смогут экономить от 10 до 14%.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяПочему на эти микроавтобусы существует акциз?
Закон о введении акцизов на грузовые иномарки и фургоны, которые в Украине переоборудуют в пассажирский транспорт, ввели в 2013 году. Тогда количество переоснащенных микроавтобусов уже дошло до предела. В Украине было практически невозможно найти "Мерседес Спринтер", "Фиат Вито" и другие подобные модели, которые с завода были бы выпущены именно микроавтобусами, а не фургонами.
Поскольку в 2005-2011 гг. сеть компактных станций с междугородними маршрутками динамично развивалась, то и потребность в дешевых б/у иномарках с новыми салонами была велика.
"Эти автобусы завозили в Украину не всегда в хорошем техническом состоянии. Все - грузовые фургоны. Потому что такие были дешевле почти на 30 процентов. Ведь европейские требования к перевозке пассажиров очень высоки. Каждое место должно быть оборудовано ремнями безопасности, иметь два вида регулирования. Салон обязательно должен быть оснащен кондиционером", - говорит порталу "Знай.ua" автоэксперт Николай Руденко.
Перевозчики экономили и покупали за рубежом грузовые фургоны. У разного рода гаражных мастеров заказывали переоборудование транспорта в пассажирский.
"Потом эти фирмочки переросли в целые СТО. Таких были сотни на Западной Украине. Они брали 400-600 долларов за переоснащение салона. У многих из них уже были налажены связи с МРЭО, потому и документы на это организовывали за 600-800 гривен. Конечно, этого не могла не заметить власть. Особенно прежняя. У них был инстинкт наживаться на чем-то успешном. Тогдашнее правительство подождало, пока эти фирмы стали на ноги, а потом ввели акциз — чтобы увеличить поступления в бюджет. В 2012-2013 годах ситуация была катастрофическая, поэтому они пытались облагать все, что касалось автомобилистов. Это же платежеспособный слой населения. Акциз был настолько невыгоден для покупателей грузовиков, что их стали ввозить меньше. Перевозчики, чтобы сэкономить, начали переходить на отечественные большие автобусы. Они стоили столько же, как и иностранные микроавтобусы, но вмещали около 30 человек", - говорит специалист.
Введенный тогда акциз не меняли до сих пор. Его размер меняется в зависимости от объема двигателя автомобиля. В среднем за переоснащение самых популярных моделей приходилось выкладывать от 2,5 тыс. до 4 тыс. евро.
После того, как в 2014-2015 гг. гривна девальвировала почти в три раза, перевозчики практически прекратили покупку иностранных фургонов. В переводе на гривну цены выросли в три раза. Это стало полностью невыгодно.
Чем отличаются переоборудованные микроавтобусы?
Если смотреть на их лицевую часть, то они практически ничем не отличаются от заводских микроавтобусов. В профиль в большинстве моделей бросаются в глаза увеличенные окна. Часто затемненные.
На массовых СТО по преобразованию грузовых авто в пассажирские подстраивались под любой кошелек заказчика.
"А поскольку эти заказчики не готовы были платить много, то обивка салона нередко была токсичной и при сильном солнце выделяла вредные пары. Мастера просто использовали материалы для обшивки бюджетных офисных диванов. А она не приспособлена к такому перепаду температур, как в авто", - говорит эксперт.
Точно так же в салонах междугородных автобусов оказывалась мебельная фурнитура и квартирные точечные светильники.
"На первый взгляд, вроде ничего плохого нет. Но есть одно но. Эти вещи опасны при ДТП. Кроме того, в переделанных автобусах все сиденья ставили очень близко друг к другу, чтобы побольше людей вместить. Сами сиденья тоже ставили бэушные - от немецких микроавтобусов середины 1980-х годов. Нередко предусматривали квартирные пуфики возле раздвижных дверей или где-то в проходе, чтобы посадить дополнительного пассажира. Это уже были не микроавтобусы, а какие-то быдловозы с сидячими местами. Достаточно проехать таким из Киева в Одессу и становится понятно — о комфорте пассажиров никто не думает", - рассказывает Николай Руденко.
Кроме этого, в такой технике не было дополнительной печки салона. Поэтому зимой пассажирам было холодно. Поскольку термоизоляция была слабой и установлено мало люков, то летом людям становилось очень жарко.
Вообще переоборудовать полноценно фургон в пассажирский автомобиль очень сложно и дорого, говорят специалисты автомастерской на ул. Квитневой в Киеве.
"Пассажирский автомобиль отличается от грузового не только наличием сидений и хорошей обивки. И даже не наличием кондиционера и печки. Главное, это настройка подвески, жесткость кузова и термо- и шумоизоляция", - говорит порталу "Знай.ua" автослесарь Максим Боровец.
Подвеска фургона - жесткая. Она предусмотрена на максимальную нагрузку машины.
"При этом авто не должно сильно садиться и раскачиваться на неровной дороге. На пассажирские микроавтобусы могут совсем не ставить рессор. Или ставить с меньшим количеством листов металла. Их оснащают мягкими масляными амортизаторами и более тонкими пружинами. Поскольку ходовую часть в переоснащенных в Украине микроавтобусах никто не переделывал, то пассажиры чувствовали каждый камешек на дороге", - объясняет специалист.
Относительно кузова, то вырезанные окна в тех моделях, где они в большом количестве не предусмотрены, делали кузов автомобиля менее прочным.
"По большому счету, его должны укреплять. Но это стоит денег, потому никто таким не занимался. Результатом этого становилось то, что при боковых ударах при аварии погибали пассажиры", - отмечает Максим Боровец.
На такую причину гибели людей в переоснащенных маршрутках редко обращает внимание полиция. Однако статистика смертности в таком транспорте говорит сама за себя. 13 августа 2016 г. на трассе Киев - Одесса в Николаевской области переоснащенный в пассажирский Opel Vivaro столкнулся с фурой на полосе разгона. В результате 8 человек в автобусе погибли. Выжил только один пассажир.
8 октября прошлого года в Хмельницкой области возле села Гуменцы под Каменец-Подольским грузовик задел боковину "модернизированного в Украине" "Мерседеса Спринтера". В итоге - четыре человека погибли.
Кому выгодно отменять акцизы?
В связи с нехваткой средств в отечественном госбюджете власть не спешит снижать налоги и делать шаги навстречу автовладельцам. С 2014 года было минимум три попытки отменить пошлины на бывшие в употреблении иномарки, но их не отменили. Когда в Украину хлынула волна с нерастаможенными авто из стран ЕС, чиновники и народные депутаты решили ничего не делать, чтобы легализовать эти машины. Теперь десятки тысяч автомобилей на польских и литовских номерах и в рамках закона не находятся, и вне закона — тоже нет. Однако почему-то по переоснащению грузовиков нардепы были активны, особенно из пропрезидентской фракции. Именно они, в числе которых Олег Барна, и написали этот законопроект. В пояснительной записке к нему написали, что отмена акциза приведет к увеличению рабочих мест в разы, поскольку опять СТО по переоборудованию фургонов станут массовыми. О дискомфорте и безопасность пассажиров в ней и не идет речь. Очевидно, это не является главным для создателей документа.
"Этот законопроект полностью лоббистский. Кто-то в этом заинтересован. Интересно, что документ предусматривает определенную избирательность — акциз отменить, но именно для фургонов. Почему об отмене других налоговых составляющих для потенциальных владельцев легковушек депутаты молчат", - говорит Олег Назаренко, председатель Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров.
Скорее всего, некоторые депутаты прикупили несколько предприятий с необходимыми мощностями для переоборудования машин. Теперь решили через Верховную Раду наладить поток автомобилей и клиентов, чтобы зарабатывать на этом.
"Может быть и другой вариант. Такой в автобизнесе тоже популярен. Основные игроки рынка скинулись деньгами на написание законопроекта и заплатили определенную сумму нардепам, чтобы протянули его по всем правилам. Они понимают, что потратив на это сейчас от 2 до 4 миллионов гривен примерно, будут завтра иметь больше. Но если это действительно так, тогда дела в БПП не очень хороши. Обычно со средним бизнесом в таких мелких сделках работают мелкие фракции, так и денег им надо меньше", - отмечает Николай Руденко.
Какими будут последствия?
Эксперты настроены оптимистично. Закон скорее всего не примут, уверяют они. Объясняют это тем, что в зале не наберется необходимого количества голосов. Однако не раз уже так бывало, что, вопреки здравому смыслу и прогнозам экспертов, депутаты поддерживали то или иное решение. В таком случае это голосование станет приговором как власти, так и украинцам, которые ее выбрали. Голосованием депутаты фактически узаконят перевозки людей в неприспособленном для этого транспорте и сознательно пойдут на рост аварийности на дорогах.
"Контроль качества переоборудования этих машин не будет жестче, чем был раньше. Проще говоря, он будет лояльным для различных нарушений в переоборудовании, потому переоборудованные машины никто не будет контролировать. Принятие этого закона - это то же самое, что узаконить перевозку людей в кузовах самосвалов", - говорит автоэксперт.
Даже сомнений нет, что после отмены акциза количество фургонов с окнами и старыми сиденьями на междугородных маршрутах возрастет. Дискомфорта для пассажиров тоже станет больше. Опять пассажиры, среди которых большинство с минимальными и средними доходами, будут платить здоровьем и рисковать жизнью ради того, чтобы миллионеры у власти умножали свои доходы. И, очевидно, жажда иметь средства на новую яхту или имение настолько сильна, что даже десятки загубленных жизней не дают повода депутатам отказаться от этой идеи.