Все современные весенние праздники, которые мы привыкли отмечать, имеют свои конкретные истории и основания для торжества. Не так давно мы уже рассказывали и о подоплеке 8 марта, и про Первомай, и даже 9 мая стороной не обошли.
Но все равно в нашем желании встречать весну и первые теплые деньки после затяжных зим остается немало от языческих традиций, как наших предков, так и в целом населения Европы. С особым размахом весну встречали древние римляне. Сегодня о них и поговорим.
Римский Новый год
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
Собственно, начало нового года в Риме отмечалось именно с наступлением весны. Что с точки зрения общества, живущего преимущественно сельским хозяйством, абсолютно логично. За «мертвым сезоном» приходит весна – пора обновления и «оживания» природы.
Начало весны было богатым на праздники. С Новым годом у римлян совпадало начало Матроналий, праздника матрон – замужних женщин. Праздник для них начинался с того, что они получали подарки от мужей и детей, давали рабам выходной и отправлялись к Круглому храму богини Весты – хранительницы домашнего очага. По массовости этот день можно сравнить с первомайской демонстрацией, только вместо трудящихся по Риму маршировали женщины, одетые в свои лучшие одежды, и с венками из свежих цветов на головах.
Вакханалии
Отдельно стоит сказать о знаменитых вакханалиях, которые припадали на середину марта. Культ Диониса (или Вакха в римской традиции) набрал в какой-то момент такую популярность, что Римский Сенат особым постановлением в 186 г. до н.э. запретил подобные сборища. Изначально вакханалии отмечали только женщины, собираясь тайно ночью в роще Симилии возле Авентинского холма.
Но культ набирался популярность, к вакханкам присоединились мужчины, в том числе и знатных родов, так что ситуация приобрела политическую окраску. Ведь во время вакханалий участники действа употребляли алкоголь и другие дурманящие вещества. И одному Дионису известно, чем там занимались.
Майские флоралии
В конце апреля в Риме начинались флоралии – торжества в честь богини весны и плодородия Флоры. О культе Флоры известно, что он был крайне распространен в Риме, потом прекратил свое существование, но был возрожден в 173 г. до н.э. из-за сильного неурожая.
Флоралии длились несколько дней. Весь Рим украшался цветами и колосьями, а римские женщины в пестрых платьях (что было запрещено в обычные дни) танцевали и веселились прямо на улицах города. Само собой, не обходило без вина. А в один из дней флоралий проходили спортивные состязания.
К началу мая праздник Флоры медленно перетекал в торжества в честь ее сестры Фауны или Благой богини. В эти дни в праздновании участвовали только женщины, которые собирались на мистерии, где распивали «молоко богини» - крепкое вино в специальных горшочках. Источники упоминают, что римлянки также приносили в жертву нескольких не отелившихся коров.
Считалось, что ночь после праздника идеально подходит для зачатия.
Политик в платье
В начале зимы римляне снова вспоминали Фауну, отмечая ее символическую смерть с наступлением первым холодов. Для торжеств выбирался богатый дом, обязательно консула или претора. Этот дом спешно покидали все мужчины, а хозяйка дома руководила праздником, который состоял из распития вина и ритуальных танцев.
Именно с этим праздником связана занятная история, чуть было не ставшая причиной серьезного политического кризиса в Риме. В 62 г. до н.э. для церемонии был выбран дом Гая Юлия Цезаря, которые тогда был на должности претора. Сам Цезарь, как и другие мужчины, дом покинул, а праздником руководили его мать Аврелия и жена Помпея Сулла.
И вот оказалось, что переодевшись в женское платье на церемонию проник Публий Клодий Пульхр, известный политик из рода Клавдиев. Поговаривали, что пришел он к жене Цезаря, что уединиться с ней, пока мужа не было дома.
Вот только момент сакральной церемонии – не лучшее время для таких дел. Аврелия разоблачила Клодия, а коллегия понтификов во главе с Цезарем признала его виновным в святотатстве. Клодия должны были казнить за кощунство, но его спас сам Цезарь из политических соображений.
В итоге повторную церемонию и торжества провели уже в январе, а соответственно сдвинулся вперед и весь календарь. Назначение новых чиновников в Риме и провинциях было привязано к дате ритуала, так что больше месяца свежеизбранные пропреторы не могли приступить к работе.