Законом от 5 февраля Верховная Рада запретила телетрансляцию сериалов и фильмов, снятых в России с начала 2014 года. Также под запрет попало кино, пропагандирующее армию и правоохранительные органы РФ, снятое после 1991 года. Сначала казалось, что мы наконец увидим запрет на всю российскую кино- и телепродукцию. Но на следующий день руководитель парламентского комитета по вопросам информационной политики Николай Княжицкий объяснил, что в прокате новые российские фильмы все-таки идти могут.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяО революционном нововведении, которое вызвало надежды и дискуссии и уже разочарования, разговариваем с кинорежиссером, автором проектов "Мудаки. Арабески", "Украина, goodbye!", "Вавилон 13" Владимиром Тихим.
- Проблема в том, что в Украине нет своих качественных телефильмов, сериалов, публицистических программ. Запретами здесь ничем не поможешь. Практика запретов вообще вещь популистская. Да, "запретительные" шаги власти вызывают общественный резонанс. Их поддерживают. У общества возникает иллюзия, что во власти кипит некая "работа". Но на самом деле ее нет.
Наше телевидение до сих пор без меры пользуется зарубежным продуктом. Если речь идет о российском, то очень низкого качества. Долгое время это рождало иллюзию, что национальный продукта производить как-бы не обязательно.
- Наше телевидение - это такой симулякр. В большинстве развитых стран телевидение это самая активная составляющая системы медиа. Западные журналисты здесь и сейчас поднимают самые острые вопросы. Тем временем их коллеги в Украине на протяжении последнего десятилетия пытались всеми правдами и неправдами с себя эту ответственность сбросить. Они превратились в эдаких барыг, которые что-то покупают дешево и продают его дорого. Люди, управляющие мощными масс-медийными каналами, уже не изменятся.Честно говоря, выход я вижу лишь в том, что значительная часть населения Украины уже ушла "из телевизора". По факту с ними теперь уйдут и рекламодатели. Не все, конечно, потому что домохозяйки являются целевой аудиторией достаточно мощных торговых империй.
Принятое парламентом решение дает телеканалам пинок под зад. Может это побудить их изменить взгляды либо кадры? А если нет, то что тогда вообще может их изменить?
- Украинские каналы никуда не спешат. А тут надо быстро модернизироваться. У них это - на десятилетие. Но десятилетия у них уже нет, есть условно год-полтора. За это время они не смогут измениться. Ну будут делать какие-то конвульсивные попытки. Выдавать фейки вместо национального продукта. Российский сериал - это клиника. С людьми, которые таким занимаются, происходят необратимые процессы. Это ужасная вещь, это как радиация. Вы верите, что канал "Интер" начнет производить качественные национальные сериалы? На высококлассный качественный сериал в Украине нет ни денег, ни умных голов, которые могли бы дать деньги.
Другое дело, что сейчас зхапущен процесс создания Общественного телевидения. Тяжело, идет борьба, но что-то все же двигается. Также есть альтернативные каналы, которые работают через интернет.
Актуальное документальное кино, которое снимает "Вавилон 13", востребовано на нашем телевидении?
- Мы действительно стараемся работать с нашими замечательными национальными каналами. Но там сидят люди, которые живут реалиями начала 2000-х. Они не могут понять, как можно то, что мы делаем, поставить себе в сетку в прайм-тайм. А что скажут домохозяйки? Ведь они этого не поймут и будут шокированы! Для центральных телеканалов мы не форматны. Мы даже разговариваем на разных языках. Пока что все, на что мы можем надеяться, - разовая помощь при выходе какого-то из наших фильмов. Дальше этого дело не идет. Последняя наша победа - то, что ленту о Донецком аэропорте показал "24 канал". Они еще молоды, учатся. Над ними не нависают постсоветские шаблоны о рейтингах.И они уважают свою аудиторию. А вот менеджмент центральных каналов ужасный!
Расскажите, кому и что вы предлагаете?
- Мы неоднократно предлагали свои интересные проекты. Сейчас, например, в разработке малобюджетный юмористический сериал. История о том, как дальний родственник из Донбасса приезжает к своей двоюродной или сводной сестре в гости на Западную Украину. Это комедия ситуаций, которые пришло время обсуждать обществу. Потому что они волнуют всех. Честно говоря, не хватает живого, не "камедиклабного" юмора о новейших событиях в стране. Они ужасные, тяжелые. Но без хорошего юмора все это еще больше утомляет человека. Также мы снимаем документальные сериалы о добровольческие батальоны и их проблемах.
Сейчас формируется новое украинское общество. Люди учатся быть самостоятельными. Решать свои проблемы, не перебрасывая их на других. Это - очень интересная лаборатория, в которой строится будущее Украины.
Как воспринимают ваши короткие документальные сюжеты о революции, а затем АТО за рубежом?
- Снимать фильмы и зарабатывать на этом деньги - не наш путь. Мы распространяем Свои работы другими путями: через интернет, бесплатные показы. Сегодня (6 февраля. "Знай. Ua") состоится такой показ в Мариуполе. Различные волонтерские группы организуют нам просмотры за рубежом. Недавно к этому подключилось и Министерство иностранных дел. Они поняли, что показать часовой документальный фильм об Украине действеннее, чем 10 часов рассказывать и рисовать графики. Сейчас с Францией договариваемся. В Европе до сих пор часть людей пребывает в иллюзиях, что и революция, и война - это лишь некая технология, в которой у всех политиков есть свои интересы. И надо просто уговорить Порошенко, чтобы он договорился с Путиным.
2014 год дал толчок культуре? Есть ощущение, что через пару лет в стране начнется культурный бум?
- Впервые в Украине появилась аудитория, которой нужно искусство. Это не просто "а давайте пойдем на новую постановку "Щелкунчика", это нечто большее. Будет еще много неожиданных поворотов. Интересные фильмы, спектакли, музыка, живопись. Министерство культуры не будет успевать ставить галочки и рассказывать: как это прекрасно и какие мы, украинцы, молодцы, что это сделали.
Вы бы хотели стать министром культуры?
- Нет. Совсем бы не хотел. Я представляю на этой должности человека, похожего на Лобановского. Принципиального почти до шизофрении. Имеющего стратегический план и не занимающегося популизмом.
Есть ли у вас кто-то на примете?
- Есть один такой парень. Кажется, его зовут Денис Блощинский. Летом он возил музыкантов на восток Украины. И нас привлекал. Организовывал все за свой счет и за деньги друзей. Просто делал то, что было в тот момент нужно. И для этого ему не нужно было сидеть в кресле министра культуры.