Слухи о многотонные объемы контрабанды и миллионные взятки на блок-постах в зоне АТО сегодня является фактом. И местные и военные откровенно говорят про почти "официальные" таксы - фура с фруктами - 5000, с поддельной водкой - 60000! Как следствие - сверхвысокие цены на товары первой необходимости на временно оккупированных территориях Донбасса и Луганщины.

"Сегодня ходила на рынок в Донецке. Пачка масла стоит 34 гривны, десяток яиц - 30 гривен, за килограмм старого картофеля просят 19 гривен. Продавщица картофеля призналась, что товар ей привезли из Украины. Цену пришлось увеличить, потому что водитель, пока завез товар, заплатил на блок-постах 50 тыс. гривен ", - говорит Валентина, жительница Донецка. Фамилию просит не указывать.

О проблеме уже неоднократно заявляют военные, милиционеры, волонтеры и местные жители.

"28 бригада, 1 батальон. Фура с фруктами - 5000, фура с поддельной водкой - 60000. Вопросы решаются с помощью особого помощника - доверенного лица комбата. Тот уже в последнее время разъезжает на Мерседесе. Свободно передвигается с территори части и обратно, дела ведет с лицами кавказской национальности со стороны сепаративстов. Бывает единоразовая сумма выручки в 200 тыс. грн ", - пишет на своей странице в Фейсбуке волонтер из Винницы Таисия Гайда.

Читайте также: Как сепаратисты зарабатывают деньги в Украине

Популярные статьи сейчас
Какие электроприборы "тянут" больше всех - сейчас это очень важно знать Холод и дожди терпеть недолго: прогноз погоды на неделю Обязали передать списки: ТЦК усиливает "охоту" на уклонистов Украинцам 60+ предоставят денежную помощь, можно пригласить родных: как подать заявку
Показать еще

Журналист из Горловки Александр Белинский также характеризует ситуацию. Об этом мужчина написал на своей странице в Фейсбуке.

"На днях разговаривал с высокопоставленным чиновником в погонах, который уполномочен самим министром МВД Арсеном Аваковым. Его признание - это приговор всей правоохранительной системе. На прямой вопрос, сколько зарабатывают в зоне АТО, он, немного подумав, сказал:"Один миллион на одном блок -посту в день". То есть миллион в день идет в карманы силовиков разной масти: пограничников, фискалов, милиционеров, прокурорских. На вопрос - кто курирует этот процесс, он просто ушел от ответа", - пишет Белинский.

Официально в зоне АТО действует пропускная система, но волонтеры отмечают, что с ее вводом коррупционных схем стало больше.

Местные жители объясняют - на Донбасс свободно проезжают, как фуры с товаром, так и с контрабандой, из Донецка тоже можно спокойно вывезти товар.

"Почти все товары, которые были до войны с Украиной, в городе есть и сейчас. Появляется много российских товаров. Все дорогое, в два-три раза дороже, чем в России или в Украине. С Донбасса тоже идут фуры в обе стороны - в в Украину, и в Россию. В прошлом году зерно вывозили, уголь, в этом году открылось много пунктов приема металлолома - отвозят металл. Его собирают местные, солдаты и боевики из разбомбленных зданий ", - рассказывает Валентина из Донецка.

Много жалоб в социальных сетях и на то, что платить на блок-постах приходится не только предпринимателям и контрабандистам, но и рядовым гражданам - между населенными пунктами по обе стороны фронта курсируют автобусы и такси. Несколько сотен гривен приходится платить с каждого человека, чтобы проехать через блок-пост.

"Водитель билеты продает, и дополнительно собирает деньги на взятки солдатам. На блок-посту в салон автомобиля заходит военный, считает пассажиров. Затем выскакивает водитель, дает деньги - автобус проезжает из Мариуполя в Донецк", - говорит местный Александр Потапов.

Если взятки не дать - автобус с пассажирами может целый день простоять в очереди, ожидая осмотра, проверки и оформления соответствующей документации на проезд в зоне АТО между блок-постами. Учитывая, что поля заминированы - для пассажиров это превращаются в пытку.

Читайте также: Милиционеры и таможенники ограбили волонтеров

Почти все, кто вынужден ездить через блок-посты, уверяют - цепочка заработков тянется "вверх" - с каждого блок-поста деньги идут высокопоставленным чиновникам, командирам боевиков и казаков, командованию силовиков.

В МВД признают проблему.

Заместитель руководителя Донецкого МВД Илья Кива также знает, что за прохождение блок-постов, предприниматели платят по несколько десятков тысяч гривен за раз. Иногда суммы составляют от 50 тыс. до 150 тыс. гривен.

"На оккупированных территориях ощущается нехватка по всем группам товаров. Цены выше в 5 - 6 раз. Это и создает условия для деятельности контрабандистов. Брак воспитания и дисциплины порождает коррупционные схемы, позволяющие обогащаться на войне. В общем, это проблема всего Восточного фронта. Выставляем посты, но те, кто хочет провезти товар - едут по объездным путям. В большинстве случаев, проводниками выступают местные жители, которые хорошо знают территорию. А контрабандисты почти ежесуточно меняют маршруты - сейчас лето, поэтому к их услугам еще и полевые дороги. К коррупционным схемам привлечены не только военные или другие должностные лица, но и добровольцы ", - объясняет Кива.

По его мнению - главная проблема в отсутствии правовой базы. Потому что пойманного нарушителя можно либо завернуть назад, либо передать фискальной службе. Влияет также и отсутствие четкой административной границы в зоне АТО - ведь границы АТО постоянно меняются Кабмином.

Губернатор Луганской области тоже говорит, что проблема существует. 8 мая Геннадий Москаль вместе с сотрудниками МВД, СБУ и фискальной службы задержали 168 автомобилей с алкоголем, продуктами питания и другими товарами, которые двигались в Луганск со стороны Украины.

Журналист Роман Бочкала написал на своей странице в социальных сетях, что среди задержанных был его знакомый частный предприниматель. Вот как человек описывает ситуацию:

"Я от 3 до 5 раз в неделю пересекаю линию разграничения. Задержание 168 грузовиков - это очень странная история. Потому что сама украинская сторона их пропустила на подконтрольную ей территорию, а когда машины стали выезжать, их задержали. Обидно, потому что никто ничего запрещенного не вез – еда, алкоголь, сигареты. Силовики, которые за перевозку раньше брали немалые средства, вдруг стали моралистами - как же так, неужели мы будем кормить террористов ... 1 тонна товара стоит 1000 гривен. И это только то, что надо платить на посту Родина - Золотое . Но к этому посту еще надо добраться. Многие готовы платить, но официально - на счета МВД или Министерства обороны. А это банальное мародерство и пиратство. Если не заплатить - объявят террористом, отвезут на допрос к следователю в Лисичанск, потом отпустят, потому что законных оснований для задержания нет. Но машину обыщут, могут и товар забрать и автомобиль "- на условиях анонимности признался мужчина.

Читайте также: Пограничники задержали грузовики с контрабандой на Донбасс

Народный депутат Дмитрий Добродомов, утверждает, что делал депутатские запросы, но не получил никакого ответа – было ли открыта хоть одно уголовное производство по факту взяточничества на блокпостах. А работники внутренней службы просто боятся вмешиваться - потому что там крутятся большие деньги и за это могут "оторвать головы".

"Мне отвечают, что люди несут службу в зоне АТО - и этим все сказано. По моим наблюдениям - на блокпостах стоят бывшие "беркутовцы", которые были на Майдане. Их специально отправляют в зону АТО с припиской" для прохождения службы на блокпостах "- утверждает Добродомов.

Еще с марта в милиции планировали ввести электронную пропускную систему, чтобы бороться с коррупцией. Официально систему запустили пока в тестовом режиме. С помощью такой системы, контролировать перемещение транспорта и выдачу разрешений в зоне АТО смогут уже в Киеве, в электронном режиме.

"У меня скепсис по поводу электронной системы пропусков. Возможно, предпринимателям это поможет. Но по поводу простых людей - не уверена. Потому что на временно оккупированных территориях остались в основном пенсионеры - как они смогут оформлять заявку через интернет?", - говорит омбудсмен Валерия Лутковская.

Местные перевозчики говорят, что готовы к новому виду бизнеса.

"Будем брать на список пенсионеров и их паспортные данные, регистрировать сами за отдельную плату и будем возить за пенсиями и лекарствами на украинскую территорию", - говорит перевозчик Алексей.

"Знай" обратился за комментарием в Минобороны. Но ответа так и не получил.