Любители аниме – люди строгих правил. Свои любимые творения в этом жанре они оберегают как святыни и очень ревностно относятся к любым экранизациям классических сюжетов. Поэтому перед создателями «Призрака в доспехах» стояла сложная задача. С одной стороны, надо было и массовому зрителю понравиться. А с другой – и фанатов не обидеть.
Справились ли они с этой задачей? Вопрос непростой, попробуем разобраться.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяКлассика жанра
Манга – это история в картинках. Что-то вроде привычных нам комиксов, но с сильным налетом классического японского изобразительного искусства. Многие аниме-фильмы так или иначе основаны на мангах, которые уже давно стали классикой для всех любителей этого дела.
Манга «Призрак в доспехах» вышла в 1991 году и принадлежит перу известного мангаку (автора комиксов) Масамунэ Сиро. Достаточно быстро она завоевала популярность, и в 1995 году была экранизирована в виде анимационного фильма (на слово «мультфильм» любители аниме часто обижаются, так что мы не будем его использовать).
Экранизация режиссера Мамору Осии подняла популярность «Призрака в доспехах» до небес. Теперь это аниме называют классическим. Конечно, авторы вырезали из манги часть сцен, особенно те, которые можно отнести к категории 18+. Но сюжет оставили неприкосновенным. В результате получился крепкий политический детектив в стиле киберпанка, который поднял актуальный вопрос об отличии человеческого интеллекта от искусственного. Вопрос о наличии у человека уникальной и неповторимой души.
Споры вокруг фильма
Как только стало известно, что режиссер Руперт Сандерс снимает по мотивам аниме-сюжета полнометражный кинофильм, а главную роль сыграет Скарлетт Йоханссон, среди критиков и зрителей сразу начались споры. Насколько хорошей идеей было брать на роли японских персонажей европейских и американским белых актеров?
Когда фильм вышел, споры только усилились. Так, например, критик Пава Шамдасани из американского журнала Asia Times утверждает, что создатели полностью «европеизировали» хороший восточный сюжет, убрав оттуда все японское, чем напрочь испортили произведение.
С ними оказались не согласны японские критики и киноделы, к том числе и режиссер оригинала Мамору Осии. По мнению японцев национальная принадлежность или этническое происхождение героев в данном случае не явлется чем-то принципиальным. Особенно для главной героини, ведь по сюжету она – киборг, человек с искусственным телом. И вообще, японцы только приветствуют мультикультурализм в этом вопросе, ведь сам жанр манги когда-то зародился под большим влиянием американских комиксов.
Надо сказать, что внешность главной героини и других персонажей и правда не имеет для сюжета фильма особо значения. Все актеры играют на уровне, Йоханссон и вовсе справилась со своей задачей на сто процентов. Поэтому критиковать фильм в таком разрезе можно разве что ради спора и конфликта.
Память и опыт
Сам «Призрак в доспехах» снят достаточно интересно. С одной стороны, он постоянно делает реверансу в сторону поклонников аниме. Некоторые сцены почти полностью копируют события анимации 1995 года. Например, сцена подготовки к бою и падения героини с крыши.
Но с другой стороны, сюжет у фильма абсолютно самостоятельный и разительно отличается от манги. Японская история ставила перед зрителем вопрос: готовы ли мы признать мыслящим существом что-то, совсем на нас не похожее? Самозародившийся искусственный интеллект пытается доказать, что он тоже имеет право называться человеком, но люди не спешат его признавать равным себе.
В фильме тематика ИИ отсутствует. А дух и сюжет ленты скорее перекликается с культовым «Бегущим по лезвию» Ридли Скотта. И в первую очередь ставит перед нами вопрос о том, что именно делает нас людьми, кроме нашей памяти, опыта и осознания собственного Я?
Правда, «Призрак в доспехах» все-таки немного попроще «Бегущего по лезвию», так что на этот вопрос в итоге дает нам однозначный ответ.
Визуальная часть
К картинке придраться сложно. Фильм получился яркий, динамичный и очень выразительный. Неоновый город будущего, крыши небоскребов, грязные подворотни и задворки – все это выглядит очень стильно и качественно.
Персонажи по колоритности не уступают своим аниме-прототипам. Перестрелки и драки сделаны просто, но зато и без лишнего пафоса. И не выглядят очередной отсылкой к «Матрице».
Можно констатировать, что с визуальной частью создатели справились отлично.
Ложка дегтя
Несмотря на все это, «Призрак в доспехах» не станет шедевром. Местами сюжет начинает делать резкий старт и повествование становится совсем сумбурным. Некоторые нюансы сюжета пришлось гуглить после просмотра, так как в самом фильме они если и объяснялись, то слишком коротко.
Да и глубину, которая была в анимационном фильме, кинофильм растерял. Поле проблематики очень сильно сузилось, вместо целого ряда важных вопросов о жизни, нам оставили только один.
Смотреть или нет?
Один раз стоит посмотреть вне всяких сомнений. Красивый фильм, с хорошими актерами и простоватым, но интересным сюжетом. Возможно, пересматривать его вы уже не захотите, но два часа точно не потратите впустую.
А может и аниме вас после этого заинтересует, если вы еще не влились в ряды его поклонников.