В прошлом месяце на пожаре, который случился на нефтебазе в селе Крячки, Васильковского района, Киевской области погибло трое спасателей – Антон Басовский, Андрей Тарасенко и Максим Глазков. До этого случая еще двое спасателей погибли в столице, при тушении пожара на улице Саксаганского – Денис Ритов и Андрей Ступаковский. Это только в одной области!

Сами спасатели в социальных сетях проводят акцию "Бойкот пожарных Украины" и 16 июля вышли под стены Верховной Рады с утверждением, что больше так работать не могут

"Знай" провел собственное расследование - почему в Украине гибнут пожарники и чего добиваются спасатели.

"Я – Горин"

В стране создалась странная ситуация – работу тех или других служб начинают замечать, когда крайне необходима их профессиональная работа. Огромнейший пожар на нефтебазе вскрыл еще один неприятный факт – государству катастрофически не хватает денег на содержание Государственной службы по чрезвычайным ситуациям. Сказывается еще и полная некомпетентность чиновников разного уровня.

Популярные статьи сейчас
Гороскоп на пятницу 22 ноября для всех знаков Зодиака: день для перемен и простых радостей Штрафы от ТЦК вырастут вдвое: уклонистов изрядно потрясут Пенсионерам приготовили доплаты: кто получит надбавку к пенсии более 2 тысяч гривен Не напутайте с показаниями счетчиков в этом месяце: Нафтогаз обратился к украинцам
Показать еще

25 мая пожарные Украины участвовали в акции в Киеве, собрали свыше 3 тысяч подписей и передали их высшему руководству. В петиции рассказали о своих проблемах. Но реакции не последовало. Один из организаторов акции – донецкий спасатель Олег Горин за участие в акции поплатился своей должностью. Начальство обвинило его в сепаратизме.

Читайте также: Пожар в Черкасском театре: убытки 83 миллионов гривен

"Я работал начальником караула в Дебальцево. Был в АТО. Потом Дебальцево захватили, наши войска оттуда вышли и нас перевили служить в Светлодарск. В части стало работать два начальника караула, ситуация была несколько накалена", - рассказал "Знай" Олег Горин.

В социальных сетях Олег увидел группу, где украинские пожарники призывали объединятся.

"Я начал проявлять активность, списался с ребятами. Когда по Украине все пожарные подписывали петицию, я тоже присоединился – сам подписал, показал нашим ребятам. Начальству это не понравилось", - говорит спасатель.

Уже на второй день Олега отвезли в управление, объяснили, что это…. сепаратистская деятельность.

"25 числа я поехал на акцию в Киев. Начальству, естественно, ничего не говорил. Как раз подходило время и у меня заканчивался контракт – думал, что мне его продлят. Даже рапорт написал. Меня вызвали на аттестацию, долго унижали и крыли матом, затем сказали - могу уходить. Чтобы напугать меня, решили записать в сепаратисты – дескать, я своим активничанием подрываю государственность. Я написал заявление министру Николаю Чечеткину, что со мной так поступили и пытаются сделать врагом народа. Все мои начальники сейчас пишут на меня бумаги, задним числом выносят выговоры? А за что? За то, что я просто подписал бумагу, в которой было сказано, что у нас не хватает людей, нарушается рабочий день, техника старая, а руководство не выполняет свою работу" - рассказывает Горин.

Сейчас Олег Горин подает в суд. Очень надеется, что в Киеве, в Министерстве заметят его и восстановят в должности.

В поддержку Олега откликнулись сотни спасателей со всей Украины. Почти со всех регионов люди взяли в руки камеры и телефоны и начали снимать тот беспредел, который твориться в пожарных частях. Параллельно украинские пожарные запустили флешмоб "Я-Горин" в поддержку коллеги, с которым руководство поступило не справедливо.

Но самое гнусное и обидное в этой истории, что пока спасатели митинговали в столице, а Олегу Горину "шили" сепаратизм, под Киевом начался масштабнейший пожар на нефтебазе в селе Кряки. Он-то и показал – все то, о чем предупреждали спасатели, в нашей жизни присутствует. И если бы руководство ГСЧС вовремя отреагировало на протесты рядовых спасателей – кто знает, возможно, трое молодых парней не сгорели бы заживо?

Пожарный в форме почтальона

Сами спасатели на условиях анонимности согласились рассказать – что твориться в пожарных частях и гарнизонах Украины. Все убеждают – молчать больше не могут. Свою работу любят, но коррупция, непрофессионализм и бюрократия уже не просто достали – за издержки системы может поплатиться каждый украинец.

Спасатель Илья из Харькова около 20 лет работает старшим пожарным-спасателем. Рассказывает, что ГСЧС живет не по законам, а по понятиям.

Читайте также: Пожарных, тушивших нефтебазу под Киевом, наградили за отвагу

"Форму нам выдают крайне редко. Особенно, зимнюю, повседневную. Ее в основном получают те, кто только что устроился на работу или те, кто едут в командировку. Форму в прямом смысле донашиваем до дыр. Хотя начальник часто осматривает личный состав. Кому уже вообще не в чем ходить – пытаемся писать рапорта в отдел вещевого снабжения. Со скандалом что-то таки перепадает. Часто размеры не соответствуют заявленным, приходится за свой счет ушивать", - жалуется пожарный.

Боевая одежда ("бойовка" - как ее называют спасатели), которая выдается пожарным – еще советского образца. В комплект идет костюм сварщика – брезентовый, пропитанный парафином. Пока он новый – не промокает.

"Молодым выдают старые костюмы, которые остались от тех, кто уходит на пенсию", - говорит Илья.

Костюм сварщика – единственный, который имеет сертификат качества и разрешен для применения при тушении пожаров. Пожарной боевой одежды, которая бы была сертифицирована, в Украине нет.

"Мы в "секонде" сами себе покупаем "бэушную" одежду, причем не только пожарную . Даже спецодежда английских почтальонов намного лучше нашей. Может быть кто-то уже обращал внимание на то, что некоторые пожарные одеты в салатового цвета "бойовки"? Это она и есть. Пожарные в черных "бойовках" со светоотражающими полосами - одеты в секонд из Бристоля. В Украине почти все уже в них ходят. В некоторых подразделениях начальники находили "спонсоров" и ее закупали сразу на часть или райотдел" - объясняет Илья.

Здорово чувствуется в части нехватка кадров.

"В пожарной части, есть пожарная машина - еще она называется отделение или, по старинке, ХОД. На ней должны выезжать: водитель, командир отделения, пожарный первого, второго, третьего номера и четвертого номера. У каждого из них есть свои функциональные обязанности, которые расписаны в табеле боевого расчета. Это очень нужно, что бы все были при выезде на пожар, иначе эффективность работы отделения резко ухудшается и нарушается техника безопасности. Так вот, редко когда присутствует даже пожарный второго номера, не говоря уже о 3-м и 4-м. И это отнюдь не потому, что нет желающих работать, желающих очень много, даже за такую мизерную зарплату. Есть другая причина.

Например: на область предусмотрено 100 человек, служащих в ГСЧС (я беру условную цифру). Из них 20 должно работать в управлении, 30 в инспекции и 50 в службе пожаротушения. Решили сделать еще и службу спасения – ведь теперь мы не просто пожарники, а с недавних пор, еще и спасатели. Автомобили купили для этой службы, а людей штатом не предусмотрено. Сказали, что людей должны брать из службы пожаротушения. То есть, нам еще вменяют в обязанности выполнять еще и работу спасателей – то есть с пожарных машин часть людей пересадили на аварийно-спасательные автомобили (АСА) и автомобили первой помощи (АПП). Плюс в Управлении добавили новые отделы и должности по управлению, координации и взаимодействии служб. И теперь видим другой расклад: В управлении работает 25 человек, в инспекции 30, в спасательной службе 10, в службе пожаротушения 35. Общее количество осталось по прежнему 100 человек. Причем пожарным дописали слово "спасатель" и мы выполняем дополнительные функции за ту же зарплату" - рассказал Илья.

Ад на нефтебазе

Пожарник из Киевской области Роман признается, что на данный момент его зарплата офицера на данный момент 2500 гривен.

"Не хватает элементарных вещей – краги, перчаток рукавиц, бойовок. В идеале мы покупаем просто одни обычные перчатки, которых хватает на один пожар средней тяжести – естественно, все за свой счет. Качественные краги стоят дорого. Если нам выдает что-то наша служба – то такие краги для работы не пригодны," - рассказывает пожарный.

Роман один из тех, кто был на пожаре на нефтебазе под Васильковом.

"Это был просто ад. Потушить не могли – не хватало техники, организации работы и людей. Множество недостатков вылезло наружу. Например, катастрофическая нехватка ТК- 800 – это теплоотбивные костюмы, которые должны выдерживать температуру 900 градусов – а он такой температуры не выдерживал. Такие костюмы одеваются, как правило, при очень масштабных пожарах с высокими температурами. В таком костюме пожарный должен находится в огне 5 минут, после чего его должны сменить. На самом деле у нас такие костюмы уже давно непригодные и подранные, они давным-давно свой срок эксплуатации отработали… На нефтебазе у нас не было и этих костюмов. И не было людей, которые меняли бы пожарных в огне" - говорит Роман.

В интернете он находит теплоотбивающий костюм "Индекс-3". Его стоимость – свыше 11 тысяч гривен.

Как спасать, если нет даже лестниц?

Один из тех, кто не побоялся восстать против системы и потребовать изменения – командир отделения 19-ой государственной пожарно-спасательной части города Киев – Максим Тимченко.

"Наш начальник говорит, что по сравнению с другими областями – у нас просто Голливуд. Это легко объяснить – большинство фирм зарегистрированы в столице, даже те, которые находятся в окрестностях или в Чернигове, например. За счет этого лучше поддерживаются ремонты, можно достать запчасти к автомобилям. Больная тема всегда для нас – это пенообразователь. Он стоит дорого, чувствуется недофинансирование. При большом пожаре, это сразу же указывает на все наши болевые точки. Так было и под Васильковом", - говорит Максим.

Кроме пенообразователя, не хватает также рукавов.

Читайте также: Серия взрывов на трубопроводах в Турции: подозревают курдских сепаратистов

"На наш гарнизон обещали 2 километра из гуманитарки. Но уже, наверное, не дадут – отвезли на Донбасс. А 2 километра рукавов на гарнизон – это просто смешно. Потому что у нас есть автомобили, где должно быть только на нем одном 2 километра рукава, а там метров 150 его от силы" - говорит пожарный.

Те теплоотбивные костюмы, которые пожарные использовали на пылающей нефтебазе – попросту сгорели. Именно с ними пожарные вышли 16 июля к Верховной Раде.

"Очень не хватает автолестниц. У нас на Левом берегу столицы их всего 2. При том, что одна из них очень короткая, а другая достает только до 9 этажа. По всем правилам мы должны работать с двух сторон, если вдруг пожар, скажем, на 12 этаже – одно звено проникает снаружи в горящую точку через лестницу, второе звено заходит изнутри… Но как это сделать, если лестниц у нас нет и метража их не хватает?" - признается пожарный.

Почему нет профсоюза?

В плане социальной защиты – спасатели наиболее незащищенная категория, по сравнению с милиционерами или военными.

"Человек, который отдал пожарной охране 20 лет (сейчас этот срок увеличили до 25 лет), выходит на пенсию и получает 1300 гривен. Учтите, что при этом он потерял здоровье – большинство из нас выходит на пенсию с больными легкими или желудочно-кишечным трактом. Предусмотрено, что если пожарник находится на пожаре более 3 часов, у него должно быть питье. Но ничем таким нас не обеспечивают. Недавно в Чернобыле тушили – каждый брал с собой еду и питье. Сейчас наши ребята дежурят на сгоревшей нефтебазе – все опять за свой счет", - говорит спасатель.

Бесплатной медицины или санатория также нет. За 7 лет работы Максима Тимченко от части в санаторий ездил всего один человек. Медкомиссии также за свой счет. О государственном жилье для иногородних и говорить не приходится.

"У нас есть служебные квартиры, но в них живут чиновники из ведомств. При чем, даже те, которые имеют свое жилье! Кроме того, служебные квартиры умудряются сдавать в аренду" - говорит Тимченко.

Из положения с жильем большинство руководителей выходит просто – иногородних без жилья просто не берут на работу.

Еще в начале года Максим Тимченко составил документ, в котором изложил все проблемы, выложил свое видео. Другие пожарные подхватили – тему вынесли в прессу, а после пожара на нефтебазе, на проблемы спасателей обратили внимание не только чиновники, но и общество.

"Мы понимаем, что денег нет, что все сразу изменить не возможно. Единственное, о чем просим – разрешите нам создать свой профсоюз пожарных, гражданскую организацию, состоящую из таких же, как я, простых спасателей со всей Украины. Мы могли бы докладывать в Министерство, что твориться здесь, на местах, в каждой части или гарнизоне и таким образом побороть коррупцию. От этого выиграли бы все. Любой руководитель задумался бы – стоит ли отмывать деньги, списывать и продавать, принудительно страховать или брать взятки перед приёмом на работу." - говорит Тимченко.

Но оказалось, что в министерстве создание профсоюза запрещено.

Читайте также: В Харькове за ночь ликвидировали масштабный пожар (фото,відео)

"В мае нам сказали, что раз у милиции есть, значит и у нас будет. Но дальше слов дело не сдвинулось. Нам ответили, что для этого сейчас не время. Министр Чечеткин посоветовал подключать юристов. Но ведь у нас в министерстве они есть. Чечеткин ответил, что они работают только в пользу ГСЧС. На что я спросил у него: а мы разве не ГСЧС? В ответ молчание. Фактически, юристы при ГСЧС работают на то, чтобы нас просто оболванить с нашей идеей о профсоюзе" - отмечает Тимченко.

Эй вы, там, наверху!

Профсоюз пожарных Украины не выгоден никому – ни местному начальству, ни Министерству.

29 июля Глава ГСЧС Украины Николай Чечеткин представил личному составу одесского гарнизона Главного управления ГСЧС в Одесской области нового руководителя. Им стал генерал-майор Виктор Федорчак.

Ранее он занимал должность главного спасателя Кировоградской области. И прославился в интернете тем, что заставлял спасателей во время боевого дежурства переносить мебель из своей квартиры, а еще в сеть попало видео огромного особняка чиновника Федорчака в престижном районе Кировограда, сделанного из деревянного сруба.

Главный спасатель Черниговскгой области Юрий Бреус также засветился в интернете – рядовые пожарники еще раньше выложили в сеть видео, на котором полковник Бреус ставит инспекторам пожарной защиты планы по "сшибанию" денег у частных предпринимателей.

Первый заместитель начальника Главного управления ГСЧС Украины в Полтавской области, полковник Олег Горбенко на родной Полтавщине создал ООО "Пожарное наблюдение" и заключает договора с предпринимателями на предоставление сомнительных услуг. В частности компания обязуется с момента подписания договора проводить круглосуточное наблюдение за сигналами, которые поступают от их оборудования, размещенного у заказчика. А в случае получения сигнала "тревога" сделать отправление сигнала на централизованный пульт ГСЧС. В случае получения диагностического сигнала, известить абонента по каналам связи, которые обусловлены в договоре. Проблема состоит в том, что у ГСЧС нет централизованного пульта, а в подразделениях полтавских спасателей никогда не было и нет аппаратуры для приёма сигналов от "Пожарного наблюдения"

Зато стоимость услуг ООО зашкаливает – 300 – 500 гривен для небольших объектов и до 10 тысяч гривен для больших предприятий.

Но нынешнее руководство ГСЧС на эти факты никак не реагирует.

А общество, безразлично наблюдая за протестами огнеборцев, никак не поймет, что каждый из нас , в любой момент может оказаться на самом последнем этаже высотки, объятой пламенем, или в изувеченном автомобиле и говорить о проблемах спасателей очень нужно уже сейчас.