Покупатель подтвердил "Знай", что купил два ТУ-95. Утверждает, что сделал это законно, потому что от Службы безопасности Украины имел все разрешительные документы. Что интересно, сразу после событий на Майдане, в марте 2014-го, один из этих самолетов уже продавали на американском аукционе по цене металлолома - за $3 млн. Хотя настоящая рыночная стоимость именно этих ракетоносцев - около $ 250 млн.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяВоенная прокуратура ищет самолеты
Следователи Главной военной прокуратуры расследуют исчезновение двух ядерных бомбардировщиков ТУ-95МС, принадлежащих Минобороны. В деле говорится, что МО отправило бомбардировщики-ракетоносцы (с заводскими номерами 100 211 732 386 и 1000212733144, 1987 года изготовления) на госпредприятие "Николаевский авиаремонтный завод" НАРП ". Там их должны были переоборудовать в разведывательные самолеты "экологический патруль", чтобы контролировать радиационное и химическое состояние воздуха в стране.
Однако, руководящие лица Минобороны, злоупотребляя служебным положением, безосновательно включили мощные самолеты в Перечень военного имущества ВСУ, подлежащего отчуждению. 12 июня 2013 ООО "Авто-Трейд Украина" приобрело эти два бомбардировщика.
"Мы выявили факт продажи военных самолетов по цене металлолома. Был сфальсифицирован отчет об оценке самолетов коммерческой структурой. Предварительный ущерб государству исчисляется в размере около семи миллионов гривен по ценам 2013 года. В деталях и электрооборудовании каждого находилось по 28 кг драгоценных металлов, в частности и золота", - уточняют в военной прокуратуре.
Читайте также: Проданные боевикам вертолеты летали на Коморских островах (расследование)
За злоупотребление властью или служебным положением чиновникам, причастным к продаже самолетов, грозит до шести лет тюрьмы с конфискацией имущества.
Следователи попросили у Печерского суда Киева разрешение на обыск организаций, причастных к миллиардной сделки. Кстати, дело в суде рассматривает скандальная Оксана Царевич, которую Генпрокуратура подозревает в вынесении заведомо неправосудных решений.
Следователь Николай Черната обосновывает просьбу об аресте тем, что должностные лица Минобороны, ГП "Спецтехноэкспорт", ООО "Оптима", ТВ "Земельно универсальная биржа" и ООО "Авто-Трейд Украина" будут делать все возможное, чтобы скрыть совершение преступления. Могут уничтожить или передать другим лицам самолеты ТУ-95МС. Поэтому, бомбардировщики необходимо арестовать и запретить ООО "Авто-Трейд Украина" их использовать или распоряжаться каким-либо образом.
24 июля этого года судья удовлетворил просьбу следователя. Также, военная прокуратура получила на месяц доступ ко всем документам и договорам Минобороны, доступ к переписке между продавцами, посредниками и покупателями и доступ к счетам "Укрэксимбанка". Именно туда были перечислены деньги за самолеты.
Напомним, что министром обороны в 2013-м Януковичем был назначен россиянин Павел Лебедев. После Майдана он бежал в Севастополь.
"Были у нас два бомбардировщика!"
ООО "Авто-Трейд Украина", которое приобрело два ракетоносца, зарегистрировано в Днепропетровске на ул. Березинской, 18. Официально фирма торгует шинами, дисками, маслами, аккумуляторами для грузовиков и сельскохозяйственной техники. Сотрудник фирмы, представившийся Александром, подтвердил, что они покупали ТУ-95.
Материал по теме: Разбился второй за месяц российский самолет Ту-95
"Да, было два бомбардировщика. Но всю разрешительную документацию мы получали от СБУ. Только после их письменного разрешения мы все отгружали и получали. Думаю, что сейчас эта история всплыла, потому что кто-то с кем-то что-то не поделил", - уточнил Александр.
О том, для чего приобретались самолеты, за какие деньги и куда они делись, говорить отказался. Пояснил, что "этим занимался другой человек". Сообщить кто именно - собеседник не захотел.
Выставили на аукцион по цене металлолома
В начале марта 2014 года, то есть сразу после событий на Майдане и смены власти в Украине, один из самолетов появился на американском интернет-аукционе "Ebay".
Автор под ником "simon xii" написал, что продает б/у бомбардировщик Ту-95МС. Начальная стоимость - $3 млн. На странице лота сообщалось, что ракетоносец был построен в 1987 году, он находится в хорошем состоянии, суммарное время налета - 454 часа из ресурсных пяти тысяч.
"Бомбардировщик находится в Украине и может быть доставлен в любую страну мира за исключением 47 государств, отдельно перечисленных в списке. В частности, Ту-95МС не будет доставлен в покупателям из Африки, Белоруссии, Хорватии, Венгрии, Латвии, Македонии, Черногории и России ", - говорится в объявлении. По каким причинам доставка невозможна в эти страны, не уточняется.
В случае покупки, продавец обязуется оплатить расходы по доставке Ту-95МС из Днепропетровска в порт Николаева или Одессы. При этом, пишут, что самолет не готов к выполнению полетов.
Из-за огласки в СМИ, объявление продержалось на сайте не более недели. За это время нашлось трое покупателей, цена поднялась до $3,28 млн. Был ли продан самолет и кто стал его владельцем - неизвестно.
Продавать военное имущество позволяет Кабмин
Экс-министр Обороны Анатолий Гриценко не слышал об исчезновении и продаже ТУ-95. Но объяснил "Знай", что разрешения на продажу имущества, принадлежащего МО, предоставляет Кабмин.
"Министерство обороны берет разрешение на продажу военной техники у Кабинета министров. А право реализовывать имеют только предприятия, которые входят в государственный концерн "Укроборонпром". Все документы о продаже самолетов должны быть там", - уточнил экс-министр.
Преодолевает расстояния с огромным запасом ядерных бомб
Турбовинтовой Ту-95 появился в пятидесятых года. Он был симметричный американском В-52. Оба этих самолета могли преодолевать огромные расстояния с большим запасом ядерных бомб.
В настоящее время на вооружении Украины самолетов типа Ту-95МС нет. До 1993 года на вооружении страны стояли 23 таких самолета. Они были приписаны к 1006-го тяжелому бомбардировочному авиаполку на авиабазе Узин. В 1998 году правительство расформировало авиаполк, а в 1999-2000 годах передало России восемь Ту-95МС в уплату долга за поставки газа. Остальные 15 бомбардировщиков, а также еще четыре, которые находились на хранении, были уничтожены до 2002 года. Последний Ту-95МС разрезали на аэродроме Узин.
Если в Украине так легко "исчезают" бомбардировщики, то возможно, остальные 15 ТУ-95МС также "уничтожались" только на бумаге. И не "всплывут" ли они снова в других коррупционных скандалах?