Ямы на украинских дорогах не редкость. Часто они настолько глубокие, что водители не только гнут колесные диски и рвут шины, но при этом вырываются и целые узлы подвески, повреждаются бамперы и гнется металл вокруг крыльев. Однако практика судебных исков на дорогах в Украине не слишком популярна.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяСколько стоит плохая дорога
Нередко из-за плохого дорожного покрытия происходят целые аварии при участии многочисленных машин. Например, в конце марта произошла масштабная ДТП на трассе Киев — Полтава около Корсунь-Шевченковского Черкасской области. Skoda Oktavia влетела правым передним колесом в глубокую выбоину. В результате этого авто выбросило на встречную полосу, и его протаранили другие две машины. Недавно пять машин на проспекте Космонавта Комарова в Киеве получили повреждения на суммы от 1 тыс. до 5 тыс. грн. После ремонта коммунальщиков на дороге образовался выступ высотой более 10 см. Поскольку автомобили по проспекту ездят со скоростью свыше 50 км/ч, то остановить авто перед препятствием было практически невозможно. В итоге — у машин помятые пороги, порванные шины и сломанные бамперы.
"Если резина не порвана, а в результате аварии деформирован колесный диск, то ремонт владельцу Chevrolet Aveo обойдется в 120-150 гривен. Диск прокатывают на специальном станке. При этом краска в некоторых местах портится. А он уже никогда не будет таким крепким, как раньше. С легкосплавными дисками тяжелее — многие из них не подлежат ремонту. А найти точь-в-точь такой для машины, которой свыше 5 лет, проблематично", — говорит работник автосервиса на ул. Глыбочицкой Дмитрий Сагун.
Если на бампере глубокая царапина, возобновление нормального внешнего вида владельцу обойдется 1600 грн. Если пластик треснул — 2300 грн. Если речь идет о более серьезных повреждениях кузова, то сумма ремонта обойдется в два раза дороже.
"Чаще всего получают повреждения не так кузовные детали, как элементы ходовой части — лопают пружины, текут амортизаторы, деформируются рулевые наконечники. Ремонт этого вида повреждений зависит от марки автомобиля. Но менее 800 гривен ремонт никому не обходится", — объясняет специалист.
Почему водители не добиваются возмещения убытков
С одной стороны, большая часть водителей не склонна отстаивать свои права путем судебных исков. А по страховке КАСКО большинство подобных случаев не возмещаются. Их квалифицируют как неосторожность водителя и ошибочную оценку дорожной ситуации.
Однако есть и другой момент. Чтобы подать в суд на дорожников, нужно, чтобы случай засвидетельствовала полиция. А правоохранители нередко вместо того, чтобы составить акт дорожного происшествия, штрафуют водителей.
"Я порвал колесо своего Range Rover в Белой Церкви. Шина к нему стоит дороже 8 тысяч гривен. Вызвал правоохранителей. А они меня хотели оштрафовать. Мол, не выбрал безопасную скорость и не заметил помехи," — рассказывает автомобилист и активист Тарас Королев.
Это не одиночный случай. Таких были десятки, потому водители и не спешат вызывать полицию, отмечают юристы.
Как действовать?
Во-первых, не стоит пренебрегать видеорегистратором. Это относительно недорогой гаджет, а может помочь сберечь тысячи гривен. Во-вторых, сразу после инцидента стоит привлекать свидетелей-пешеходов и автомобилистов. Затем — вызывать полицию, советуют автоюристы.
"Машина должна находиться на дороге в соответствии с Правилами дорожного движения — с включенной "аварийкой", вынесенным знаком аварийной остановки на определенное расстояние. Пока патруль будет ехать, стоит взять данные у свидетелей — имена, фамилии, телефоны и адреса. Сфотографировать все на телефон. Выбоину надо фотографировать с каким-то предметом. Например, спичечным коробком или пачкой сигарет. Это для того, чтобы были видны ее пропорции", — советует автоюрист Богдан Глядык.
По прибытии полиции необходимо написать объяснение. В нем отметить, что есть свидетели, указать их контактные данные. От полиции следует требовать привлечения ответственных за этот участок дороги.
"Требуйте составления протокола полицией по статье 120 Административного кодекса. Она предусматривает привлечение к ответственности чиновников, которые отвечают за определенный участок дороги. Они должны были следить за ее состоянием и вовремя ремонтировать", — разъясняет юрист.
В этот же день надо поехать на СТО. Желательно, чтобы это была фирменная станция. Там выдают официальный документ с перечнем работ для устранения повреждений в результате плохой дороги. С этим документом и протоколом полиции едут в Главное управление дорожной службы. В течение 3 месяцев они должны компенсировать убытки. Если этого не сделают, то надо требовать через суд.
"В судебном иске нужно требовать компенсации не только убытков, нанесенных автомобилю. Но и учесть расходы на юридическую помощь. Это свыше 500 гривен. Также виновник должен заплатить судебный сбор", — говорит юрист.
Алгоритм действий для автовладельцев несложен. Если бы тысячи украинцев так поступали, то дороги в Украине были бы лучше — чиновники боялись бы судов и выговоров.
Конечно, намного проще наклеить на заднее стекло надпись "Ненавижу Укравтодор" вместо того, чтобы что-то делать. Но без массовых судебных процессов ситуацию изменить трудно.
Владимир Гук