Несмотря на рекордные суммы, анонсированные на ремонт дорог в 2017 году, ямы и колдобины никуда не исчезнут. И пока чиновники рассыпаются обещаниями о европейском качестве проезжих частей, даже в «Укравтодоре» пессимистично смотрят в будущее. А все потому, что большая часть средств уйдет на погашение долгов и коррупцию.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяПрактически полгода украинских автовладельцев кормят обещаниями, что в 2017 году на ремонт и строительство дорог выделят колоссальную сумму в 35 млрд грн. За эти деньги министр инфраструктуры Владимир Омелян обещает привести в порядок 2 тыс. км дорог и 80 мостов. Нужно отметить, что еще в конце прошлого года сумма на ремонт была значительно больше.
Как уже писал «Знай.ua», чиновники рассчитывали на 40 млрд грн из Дорожного фонда, где должны аккумулировать поступления от дорожного сбора, заложенного в цену на топливо.
«В этом году рассчитываем (отремонтировать. – Ред.) где-то 2-2,5 тыс. На эти цели у нас есть около 35 млрд грн. 14,2 млрд – из бюджета, и от Нацбанка будет еще 15 млрд, я надеюсь. Плюс – таможенный эксперимент продолжим», – заявил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.
[[{"fid":"175099","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Разбитые дороги в Украине","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Разбитые дороги в Украине"},"type":"media","field_deltas":{"1":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Разбитые дороги в Украине","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Разбитые дороги в Украине"},"2":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Разбитые дороги в Украине","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Разбитые дороги в Украине"}},"attributes":{"alt":"Разбитые дороги в Украине","title":"Разбитые дороги в Украине","height":"533","width":"800","class":"media-element file-default","data-delta":"2"}}]]
Но 35 млрд оказались не окончательной суммой. Уже к марту нынешнего года оптимизм министра поутих, и он начал оперировать более скромными цифрами. Более того, оказалось, что значительную часть суммы придется отдать за долги прошлых лет. А остаток уже потратят на ремонты или традиционное «латание» дыр.
«Я был бы очень счастлив, чтобы те 35 миллиардов были. Но из этих 35 миллиардов мы сразу должны вычесть долговую нагрузку «Евро-2012» – это около 7 миллиардов. Реальная сумма, на которую мы рассчитываем для содержания дорог, – это диапазон 15-20 миллиардов гривен на этот год», – констатировал министр.
В «Укравтодоре» по этому поводу разработали даже два плана. Один оптимистичный, а второй – пессимистичный. И, похоже, работать будут по второму варианту. Уже даже начали морально готовить общество к тому, что ям на дорогах меньше не станет.
Неутешительные новости для водителей заключаются в том, что в текущем году дорожники получат всего 17 млрд грн. Как уже сказал министр, 7 млрд уйдут на погашение кредитов. Еще порядка 1 млрд грн нужно отдать подрядчикам за уже проведенные работы. Около 2 млрд дорожники планируют направить на ямочный ремонт, а 1,5 млрд припасти на организацию безопасной эксплуатации дорог – это уборка снега, нанесение разметки, дорожные знаки.
[[{"fid":"175101","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Реконструкция от Укравтодора","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Реконструкция от Укравтодора"},"type":"media","field_deltas":{"3":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Реконструкция от Укравтодора","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Реконструкция от Укравтодора"},"4":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Реконструкция от Укравтодора","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Реконструкция от Укравтодора"}},"attributes":{"alt":"Реконструкция от Укравтодора","title":"Реконструкция от Укравтодора","height":"561","width":"746","class":"media-element file-default","data-delta":"4"}}]]
В сухом остатке будет около 5,3 млрд грн, которые можно потратить на реконструкцию дорог. А с учетом состояния дорог в Украине, реконструкция подразумевает практически новое строительство. Согласно ценам прошлого года, капремонт одного километра обходится в 7 млн грн. С имеющимся остатком дорожники смогут сделать максимум 727 км.
[[{"fid":"175103","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Финансирование от Укравтодора","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Финансирование от Укравтодора"},"type":"media","field_deltas":{"5":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Финансирование от Укравтодора","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Финансирование от Укравтодора"},"6":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Финансирование от Укравтодора","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Финансирование от Укравтодора"}},"attributes":{"alt":"Финансирование от Укравтодора","title":"Финансирование от Укравтодора","height":"555","width":"740","class":"media-element file-default","data-delta":"6"}}]]
Еще не предел
В целом ситуация с дорогами в Украине как никогда ужасна. По данным дорожников, площадь ям на дорогах страны составляет 12,2 млн кв. м. У «Укравтодора» даже объяснение этому есть. Как оказалось, дороги разбиты не потому, что качество ремонта оставляет желать лучшего. И даже не потому, что коррупция в ведомстве зашкаливает. Виновата, как обычно, погода. Минувшая зима была самой худшей за последние годы – 53 перехода температуры через «0». Плюс, как всегда, нехватка финансирования с 2006-го по 2016 год.
[[{"fid":"175104","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Оправдания от Укравтодора","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Оправдания от Укравтодора"},"type":"media","field_deltas":{"7":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Оправдания от Укравтодора","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Оправдания от Укравтодора"},"8":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Оправдания от Укравтодора","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Оправдания от Укравтодора"}},"attributes":{"alt":"Оправдания от Укравтодора","title":"Оправдания от Укравтодора","height":"614","width":"849","class":"media-element file-default","data-delta":"8"}}]]
Ситуация на сегодняшний день удручающая. С такими темпами финансирования и ремонта – в год по тысяче километров, «добраться» с работами на все дороги страны «Автодор» сможет за 170 лет. А значит, что хороших дорог в Украине не будет никогда.
Большое сомнение вызывает и качество ремонтных работ. В прошлом году дорожники отремонтировали тысячу километров. Но уже к весне на новых участках дорог начинаются разрушения, появляются выбоины и ямы. В качестве примера столичные водители приводят обновленный участок Окружной дороги.
«Только осенью они закончили делать участок Объездной в районе проспекта Победы, недалеко от Чернобыльской улицы. Но не успел сойти снег, как там уже появились ямы. То же происходит на недавно отремонтированных участках Одесской трассы. На участке от Киева до Белой Церкви, – возмутился Николай, водитель. – Получается так, что они дольше ремонтируют или строят дорогу, чем она служит».
В Мининфраструктуры говорят, что для наведения порядка на дорогах им нужно 250 млрд грн на пять лет. Но взять эти деньги негде. С другой стороны, введение уже упомянутого дорожного фонда перенесли на 2018 год. Поэтому не известно куда пойдут 40 млрд грн, уплаченные украинскими водителями как транспортный сбор.
«Их направляют куда угодно: на пенсии, на льготы, латают бюджет, разворовывают. Но ведь платим мы эти средства на дороги, которые никто не строит и не ремонтирует толком», – возмутился водитель Алексей Михайлович.
И правда, имея такой серьезный финансовый ресурс, чиновники упорно не хотят его направлять по назначению. А вместо этого колесят по миру с протянутой рукой и еще больше загоняют страну и ее население в долги.
Впрочем, даже привлечение иностранных подрядчиков не спасает ситуации. Попадая в коррупционное болото украинской бюрократии, максимум, что они предлагают – это год гарантии на покрытие. Хотя во многих странах гарантия на новые дороги исчисляется десятилетиями.
Еще один факт в подтверждение того, что на нормальные дороги украинцам не стоит рассчитывать, недавно предал огласке известный блогер Александр Довгий. На своей страничке в Facebook он выложил видео, на котором человек, похожий на заместителя главы «Укравтодора» Владимира Николаевича Сущенко, договаривается о распределении бюджетных средств. В том числе и полученных кредитов от МВФ.
Блогер отмечает, из разговора следует, что чиновник договаривается о распределении двух миллиардов гривен, заложенных в бюджете на дорожное строительство, и сумме, которую он рассчитывает получить в качестве «отката».
Александр Довгий пояснил, что Владимир Сущенко связан с премьер-министром Владимиром Гройсманом: «Согласно информации от источника в «Укравтодоре», Сущенко выполняет роль смотрящего от Гройсмана за Новаком, руководителем «Автодора».
[[{"fid":"175107","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Почему в Украине плохие дороги","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Почему в Украине плохие дороги"},"type":"media","field_deltas":{"9":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Почему в Украине плохие дороги","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Почему в Украине плохие дороги"},"10":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Почему в Украине плохие дороги","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Почему в Украине плохие дороги"}},"attributes":{"alt":"Почему в Украине плохие дороги","title":"Почему в Украине плохие дороги","height":"533","width":"404","class":"media-element file-default","data-delta":"10"}}]]
В сообщении говорится, что Сущенко непосредственно влияет на распределение 35 млрд средств, заложенных в бюджет на реконструкцию дорог в 2017 году, и использует эту возможность в целях личного обогащения… «В случае увольнения Сущенко из «Укравтодора» Гройсман потеряет неформальный контроль за распределением денег из дорожного фонда», – пишет блогер.
После появления видео Сущенко уволили. «Этот человек уволен за сам факт разговоров. Как только мы получили информацию о том, что у него возникли такие желания, сразу руководителем «Укравтодора» было внесено представление на имя премьер-министра, и решение было проголосовано в Кабмине. Этот человек больше не работает в «Укравтодоре», – сказал министр Омелян.
Получит ли это дело продолжение в виде расследования компетентных органов, министр не упомянул. Поэтому в сухом остатке выходит, что делить бюджетные деньги на ремонте дорог дело выгодное и абсолютно безопасное. Ведь украинцы не помнят ни одного случая, когда хотя бы одного дорожного чиновника посадили всерьез и надолго.
Народ требует наказаний
Потеряв веру в показное желание руководителей государства внедрять реальные реформы, украинцы решили давить на государство и добиться появления уголовной ответственности для дорожников.
[[{"fid":"175108","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Электронная петиция дороги","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Электронная петиция дороги"},"type":"media","field_deltas":{"11":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Электронная петиция дороги","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Электронная петиция дороги"},"12":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Электронная петиция дороги","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Электронная петиция дороги"}},"attributes":{"alt":"Электронная петиция дороги","title":"Электронная петиция дороги","height":"610","width":"1150","class":"media-element file-default","data-delta":"12"}}]]
На сайте президента появилась электронная петиция с требованием «ввести уголовную ответственность за производство некачественного дорожного покрытия, а также за укладку дорожного покрытия с нарушением технологий». Петиция уже набрала почти две тысячи голосов. Поэтому есть все предпосылки, что за оставшиеся 70 дней соберут необходимые 25 тыс. голосов в поддержку.
Но будет ли документ принят на законодательном уровне, под большим вопросом. Ведь за последние четверть века в стране никто так и не смог внедрить уголовное наказание за плохие дороги. А тем временем ежегодно из-за ям ломаются тысячи автомобилей. Более того, происходит огромное количество ДТП, в том числе и со смертельным исходом.
Только в прошлом году на дорогах страны погибло 4 тысячи человек и 31 тысяча пострадали. И какой процент смертей повлекли плохие дороги, даже никто не изучает. Видимо, понимая, что это будет пугающая статистика.
Фактически ямы на дорогах убивают украинцев, а люди, допустившие такую ситуацию, не несут никакой ответственности.
[[{"fid":"175112","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Украинские дороги","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Украинские дороги"},"type":"media","field_deltas":{"13":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Украинские дороги","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Украинские дороги"},"14":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Украинские дороги","field_file_image_title_text[und][0][value]":"Украинские дороги"}},"attributes":{"alt":"Украинские дороги","title":"Украинские дороги","height":"319","width":"568","class":"media-element file-default","data-delta":"14"}}]]
Впрочем, в феврале Генпрокурор Юрий Луценко уже грозил дорожникам «уголовкой». В частности, во время оглашения годового отчета ГПУ Луценко отметил, что довольно часто ДТП в Украине заканчиваются смертью водителей как раз из-за плохого дорожного покрытия.
«Требую активизировать привлечение к ответственности горе-дорожников, по вине которых происходят смертельные ДТП. Нам нужны не только качественные дороги, но и ответственность за ямы, которые приводят к смерти. Даю времени до 1 августа», – заявил Луценко.
Но одновременно с угрожающим предупреждением Генпрокурор фактически расписался в беспомощности своего ведомства. По его информации, за последние 4 года в Украине зарегистрировано 86 фактов нарушения стандартов, касающихся безопасности дорожного движения. А результат по наказанию виновных практически нулевой. Ведь за этот период было всего восемь обвинительных актов и только один отправили в суд.
Плачевнее всего в данной ситуации тот факт, что политики, силовики и чиновники только пиарятся на очень серьезной беде. Их пустые угрозы и гневные речи ограничиваются всего лишь запугиванием каким-то мифическим наказанием. Хотя сажать криворуких и коррумпированных ремонтников и строителей дорог уже давно пора. Ведь из-за плохих дорог Украина ежегодно теряет порядка 40 млрд грн.
А пока обычным украинцам приходится безостановочно писать петиции и требовать наведения порядка. Сможет ли государство сломать систему и обезопасить водителей, покажет время. Посмотрим, что же такого страшного приготовит дорожникам Генпрокурор в августе.
Автор Денис Сорок