Каждая мама всегда была настоящей героиней, но сейчас, во время войны, когда украинские мамы защищают самое ценное - две - это не может не вдохновлять.

Лагерь проекта "Незламна мама" от "Фонда Маша" принял уже три смены женщин и детей, пострадавших от войны. И мы можем точно сказать, что программа реабилитации действует. После трех недель работы с психологами у участниц меняется взгляд. Они начинают искренне улыбаться! О внутренних изменениях и о том, почему украинки боятся обращаться за помощью, поговорили основательница "Фонда Маша" Маша Ефросинина и одна из участниц программы "Незламна мама" Яна.

"Незламна мама", фото: "Фонд Маша"
"Незламна мама", фото: "Фонд Маша"

Яна – мама трех девочек из маленького селения в Бучанском районе. С 24 февраля по 1 апреля они с семьей жили под оккупацией. Все это время Яне нужно было быть очень-очень сильной: успокаивать детей, спасать мужчину после пыток военными, заботиться о сестре, муж которой исчез. А еще ухаживать за двумя супругами стариков, которые живут рядом, и кормить животных, которых покинули соседи, когда бежали из села.

О программе "Незламна мама" Яна узнала из чата многодетных мам, куда бросили ссылку на участие в проекте. Она заполнила анкету и вместе с тремя детьми три недели проходила психологическую реабилитацию оффлайн.

Популярные статьи сейчас
Одни уедут, другие не доживут: как изменится Украина в ближайшие 15 лет Подорожание почти на 40%: украинцев ожидает "сюрприз" в платежках Расписываться не нужно: когда повестка будет считаться врученной Германия вводит строгие ограничения: как это повлияет на украинцев
Показать еще

"У нас в Украине почему-то стыдно говорить о психологической помощи. Когда я сообщила своим родственникам, что мы с детьми едем на психологическую реабилитацию, они очень странно отреагировали: зачем вам это нужно? – рассказывает Яна. – В нашем заезде были мамы, которые вообще боялись ехать.Вдруг это афера или торговля женщинами.Не может такое быть, что кто-то вызвался просто так, бесплатно, заботиться о тебе три недели."

"Незламна мама", фото: "Фонд Маша"
"Незламна мама", фото: "Фонд Маша"

Такая реакция на помощь встречается очень часто. Украинки – настолько сильные женщины, что пытаются самостоятельно разобраться со всеми проблемами, в том числе психологическими.

"К нам в "Фонд Маша" приходят тысячи запросов от женщин, но иногда девушки отказываются в последний момент. И я наблюдаю тенденцию: что бы ни пережили украинки, они считают, что им не нужна помощь, потому что сильные и гордые, и все смогут сами" , – говорит Маша Ефросинина.

Маша Ефросинина, скриншот: Instagram
Маша Ефросинина, скриншот: Instagram

Яна признается: в лагерь в Карпатах она жила как в коконе. Сначала коронавирус, затем война, оккупация. Женщина должна быть в тонусе, должна быть примером для детей. И не могла себе позволить плакать, бояться, расслабляться.

"Я, та всі ми звикли бути незламними мамами, – каже Яна. – І тільки коли ми з дітьми приїхали в табір, сіли навпроти психолога, тільки тоді я зрозуміла, що зі мною відбувається. Наскільки глибока прірва в душі. Після табору я не стала іншою людиною, але разом з психологом ми побудували шлях, яким я зараз йду. Переді мною ніби була залізобетонна стіна, об яку я билася і не знала, куди далі рухатися. Як обійти. А тут ми знайшли щілиночку, через яку можна подивитися вперед і рухатися у майбутнє. Коли ми з іншими учасницями програми робити останнє фото на вокзалі перед тим, як поїхати по домах, ми всі посміхалися. І дивувалися цьому, бо приїхали зовсім в іншому стані."

"Незламна мама", фото: "Фонд Маша"
"Незламна мама", фото: "Фонд Маша"

Программа "Незламна мама" поддерживает участниц офлайн-лагеря дистанционно еще три месяца. Девушки могут работать онлайн с психологом, а наши волонтеры помогают с поиском работы, кому это нужно.

"Фонд Маша" призывает всех несокрушимых мам, всех украинских девушек не бояться обращаться за помощью. И принимать ее.

Напомним, что известная телеведущая призналась Маше Ефросининой, что делает это, несмотря на войну: "Если есть чувство вины..."

Ранее мы сообщали, что Арсен Мирзоян размазал Ефросинину и Полякову по стенке из-за нежелания переходить на украинский.