В мире все больше набирает популярность так называемое альтернативное образование - школы, в которых ребенок имеет право самостоятельно выбирать, что ему изучать: и не нужно бояться, что дитя на это неспособно, так родитель проявит веру в свое чадо и вырастит из него эмоционально полноценного человека. Первая "школа будущего" открылась в Британии еще сто лет назад, однако в Украине о таком если и слышали, то лишь отдаленно, воспринимая такую модель с опаской.

Блогер Наталья Тарченко в колонке "Нового времени" пишет о том, как много лет назад посвятила себя теме альтернативного образования и когда-то приняла решение отдать на такое обучение своего сына. Сейчас десятилетний Назар по-настоящему кайфует от своей школы, не избегает уроков и не пытается прогулять школу. Этому есть логичные объяснения, давайте разбираться по порядку.

Еще год назад мальчик учился в престижной частной школе Киева, где в классе не набиралось больше десяти учеников, а педагоги всегда были улыбчивы и приветливы, однако ребенка это не очень-то привлекало. Для творческого непоседы многочасовое сидение за партой было настоящим испытанием, а большинство предметов - бесполезной тратой времени. Назар часто задавал маме вполне справедливые вопросы, например, почему в школе не проходят Гарри Поттера, ведь от него без ума целое поколение? Наталья лишь отмалчивалась, потому что понимала, что сын по сути прав, но не ответишь же 9-летнему мальчишке, что вся школьная программа устроена определенным образом просто потому, что так нужно. Ответов на "зачем" и "почему" здесь никогда не было и не будет.

Спрашивается, почему литература, которая призвана развивать в ребенке творчество, способность к сопереживанию и анализу, навыки речи и критическое мышление, на самом деле вычитывается строго определенное количество часов потому, что "так надо". По этой же причине мы учим математику пять раз в неделю, но зачем? Может, столько и не надо, может, ребенок больше заинтересуется биологией уже в 9 лет, и зачем, спрашивается, ему ждать, пока придет очередь этого предмета среди череды других ненужных?

Год назад Назар перешел на альтернативное обучение и начал сам выбирать себе уроки. Сначала Наталье было боязно позволить ребенку самостоятельно принимать такие важные решения, но ради эксперимента мама решила отпустить ситуацию. Результаты превзошли все ожидания: ребенок занимается LEGO-инженирингом, STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics), брейк-дансом. Он совершенствуется в игре на фортепиано и увлекается массой других интересных занятий. После уроков ребенок прибегает домой с горящими глазами и рассказывает, что узнал сегодня о ДНК. Как мы понимаем, счастливы и ребенок, и родители.

Популярные статьи сейчас
Бытовым потребителям пригрозили отключением электроэнергии: кто в "черном списке" "Киевстар" предупредил украинцев об опасности: что нужно знать Доехать на работу и обратно – уже не по карману: проезд в маршрутках дорожает Что на самом деле делают контролеры с вашими счетчиками: чего бояться, а чего не стоит
Показать еще

Наталья с грустью отмечает, что большинсво родителей усвоили одну советскую систему, по которой должен пройти несчастный ребенок: учись на твердые пятерки, поступи в университет, учись на твердые пятерки, получи хорошую должность. Загвоздка в том, что эта система тысячу лет как не работает: хорошие оценки не являются гарантом успешной карьеры, как и постоянное сидение за партой не гарантирует качественных знаний: ребенок не будет знать того, чем не интересуется. Максимум - зазубрит, а в более-менее взрослом возрасте потеряется среди огромной своры бесполезной информации, не зная, где хочет себя применить и что ему интересно. Разве этого желают своему ребенку любящие родители?

Этот вопрос стал ребром в головах многих родителей: мир постепенно начинает переходить на альтернативную систему обучения. В чем ее преимущества?

Школа будущего работает как истинное комьюнити, где в центре внимания не следование учительской методичке, а сам ученик. Вне зависимости от возраста, первый месяц ученики могут посещать любые лекции и практические занятия. За этот месяц они должны определиться, чем же будут заниматься. Если чадо выбирает только футбол, значит, весь год будет только пинать мяч. Суть заключается в том, чтобы позволить ребенку эмоционально созреть, а не освоить академическую программу.

Для того, чтобы подобная система заработала в Украине, первоначально нужно заняться воспитанием родителей, и только потом младшего поколения. Самые главные страхи взрослых - а если ребенок вообще ничем не захочет заниматься? Но так не бывает: максимум несколько недель чадо пофилонит, а после - все равно что-то выберет для себя, поскольку ничего неделанье тоже надоедает, а детское любопытство и жажда к познанию мира в любом случае победит.

В такой школе отличается и направление информационного потока. Здесь учитель не говорит "Сегодня мы выучит вот это". Ребенок сам формирует свой запрос, а учитель отвечает "Что же, давай разбираться вместе".

Блогер настаивает, что проблема в большинстве своем кроется в родителях: намного удобнее отдать свое чадо в школу "all inclusive": утром отвел, вечером забрал. А когда появляется перспектива самостоятельной организации образования ребенка, просыпается страх: как же с этим справиться? На самом деле следует довериться своему чутью и внимательно прислушиваться к чаду: помните, что это маленький взрослый. Да, это огромный труд, однако после он окупится: то, что стандартные школы проходят за 5 дней по 6-7 часов, в альтернативной школе дети осваивают за 2-3 дня. Главная задача родителей - освободиться от шаблонов и стереотипов, позволив ребенку расти счастливым и, самое главное, собой.

Напомним, ранее информационный портал "Знай.ua" сообщал о том, как правильно оформить документы на ребенка для безвизовой поездки в страны ЕС.