Владислав Листьев, без сомнения, был одним из первых советских журналистов, которые почувствовали, что на волне объявленной Горбачевым Перестройки и гласности, можно начинать менять сам подход к отечественному телевидению. Портал "Знай" вспоминает, как зарождалась новая постсоветская тележурналистика.
Первой ласточкой этого нового подхода стала программа "Взгляд", одним из ведущих которой и стал молодой Листьев. Советское телевидение обычно старалось не волновать обывателей тревожными известиями и скандальными сюжетами. Советский человек должен был быть уверен в том, что всё идет по плану, а КПСС "рулит" страной в правильном направлении. Именно поэтому сюжеты "Взгляда" вызвали настоящий фурор среди населения. Подумать только, молодые ведущие без привычных строгих костюмов, прямые эфиры, резонансные и острые материалы о жизни Страны Советов, а плюс к этому еще и зарубежные музыкальные клипы! В некоторых сюжетах "взглядовцы" даже позволяли себе покритиковать советскую журналистику как таковую, усомнившись в её искренности.
После развала Советского Союза, свобода слова обрушилась на журналистов как снежный ком. Влад Листьев был в числе тех, кто не испугался такого поворота событий, а взял себе на вооружение. В начале 90-х начали появляться специальные выпуски "Взгляда" и программы "ТЕМА" в невиданном доселе отечественным зрителем формате ток-шоу.
Журналисты теперь не просто доносили информацию под тем или иным углом, а устраивали вместе с гостями студии и зрителями полноценные обсуждения происходивших в стране процессов. А эпоха давала поводы для разговоров один за другим: стремительные рыночные реформы Ельцина - Гайдара, ГКЧП и путч 1993 года, расстрел Белого Дома, война в Чечне и многое другое. Оказалось, что и в СССР, и в его странах-наследниках существуют и организованная преступность, и расизм, и коррупция. И что самое главное – люди хотят об этом говорить. При этом сам Листьев, будучи ведущим этих шоу, не играл роль статиста, а активно высказывал свою точку зрения о происходящем в стране.
Кроме того, свобода слова начала 90-х породила еще один жанр тележурналистики. А именно – вопросы политикам и публичным людям в прямом эфире. При советской власти было немыслимо, чтобы журналисты или граждане в режиме реального времени спрашивали руководство государства о его деятельности, взглядах, планах реформ или ответственности за происходящее. Но новоявленным демократам, не смотря на то, что все они были старыми партийными и комсомольскими деятелями, пришлось привыкать к тому, что играть с народом в молчанку как раньше уже не получится. Поэтому они сами начали активно искать контакта с журналистами. Немало таких эфиров организовала и команда "Взгляда". Несколько раз под прицелом телекамер и градом вопросов оказывался и сам Борис Ельцин.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяВы можете спросить, какое отношение работа Листьева и его команды имеет к Украине? Ведь он жил и работал в России, освещая местные события. Дело в том, что его работа имеет колоссальное значение для журналистики всего постсоветского пространства. Именно команда "Взгляда" была первопроходцем большинства телевизионных жанров в наших краях, и именно на основе их программ начинали создавать аналогичные передачи на национальном телевидении стран СНГ. Вслед за российским телевидением, украинские программы тоже начинали становиться все острее и злободневнее.
Сам Влад Листьев знал и предчувствовал, что долго такой "разгул" свободы слова не продлиться, а высказываться честно и открыто уже очень скоро будет опасно. О чем прямо говорил с экранов телевизоров.
1 марта 1995 года Владислав Листьев, возвращаясь со съемок программы "Час Пик" был застрелен двумя выстрелами из пистолета. Ни исполнитель, ни заказчик этого преступления не названы до сих пор.
В одном Листьев ошибался. После смерти его не просто вспомнили через полгода, но продолжают помнить и сейчас. Как один из символов эпохи, когда советская власть уже потеряла рычаги управления СМИ, а политики и бизнесмены еще до этих рычагов не добрались, эпохи зарождения и в каком-то смысле рассвета постсоветской тележурналистики.