Психолог Юрий Садовский более 20 лет занимается практической психологией в направлении: человек в сложных обстоятельствах.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться"Знай" встретился с доктором и поговорил об обществе, которое оказалось в сложных обстоятельствах.
- Юрий Владимирович, Вам, наверное, часто задают вопрос – здорово ли наше общество?
- Трудно назвать здоровым общество, допускающее такое развитие событий, которое приводит к системному ухудшению жизни. Но в любом обществе есть разные люди. В данном случае обязательно нужно делать эту оговорку. Говорить обо всех в целом было бы некорректно. Дело в том, что в сегодняшней ситуации каждого человека нужно видеть отдельно. Каждый сам выбирает, какую позицию ему занимать по тому или иному вопросу, каждый сам принимает решения, исходя из которых он будет жить. Мы же можем говорить о тенденциях и давать им аналитическую интерпретацию.
- Но есть же люди, которые должны быть над схваткой - те же врачи, например, дававшие клятву Гиппократа...
- К сожалению, клятва Гиппократа – это сильно не то, что мы обычно себе представляем. Трудно вообразить современного врача, всерьез трепещущего перед теми богами, на которых ссылался Гиппократ. Да и слово "клятва" сегодня понимают далеко не многие, некоторые даже не догадываются, что это слово может к чему-то обязывать. Мы ведь сегодня живем в эпоху передернутых смыслов, значений, понятий. Сегодня слово "ответственность" даже не все выговорить могут, не говоря уже о том, чтобы как-то его применить к своей жизни и своему поведению. Вот и получается часто так, что мы глядим на какого-то человека и с виду ничто нас не настораживает – есть руки, ноги, голова, он ходит по земле, его прижимает сила притяжения, но когда он начинает что-то делать, не считаясь с окружающими, у нас происходит разрыв шаблона. Возникает вопрос – человек ли это? Оказывается, что он так живет – не утруждаясь, не понимая, что такое ответственность и почему для нормального человека это должно быть обязательным качеством. Вообще, все человеческое начинается с ответственности – то есть с готовности отвечать за свои поступки. Каждый наш поступок имеет какие-то последействия. Ответственный человек над этим задумывается. То есть в свою мыслительную деятельность, он включает еще и анализ того, какие возможны последствия его поступков. Человек, который про ответственность ничего не знает, не утруждает себя этой работой. Ему так легче жить. До поры. Меня всегда поражает количество людей, искренне изумленных, а что еще хуже – возмущенных тем, что за их же поступки, оказывается, что-то там бывает в ответ…
Условно людей можно разделить на людей детских и людей взрослых. Вторые отличаются от первых именно ответственностью. С ребенка какой спрос, если он еще не знаком с устройством мира? А взрослого, по идее, должны были уже научить и у него в сознании должны быть институты, перед которыми он держит ответ – Господь Бог, совесть, закон, народ, семья, дети. Также у человека должны быть ценности, которыми он отвечает, то есть то, что терять зазря совсем никак не хочется. Это, вроде бы, известные вещи – жизнь, свобода, здоровье, честь, доброе имя, время, те же деньги, наконец. Ценности обязательно должны соответствовать поступку. Например, совершил человек подлость – лишился доброго имени, совершил ошибку или глупость – переделывает свое дело заново, тратит время и силы. Подмена ценности на более щадящую – это и есть уход от ответственности. Например – сбил ребенка на дороге, вместо 10 лет тюрьмы откупился деньгами – ценность подменена, от ответственности ушел.
Читайте также: Афанасьев пришел с пикетом под посольство России
У нас же сплошь и рядом – заплатил, откупился, откатил, дал на лапу, съехал. Так проще. Так действительно проще! Но, когда общество к этому привыкает, оно становится духовно слабым. И это уже, к сожалению, диагноз. Это быстро не лечится.
Для благополучного развития общества необходимо, чтобы в нем была хотя бы критическая масса ответственных людей.
- Неужели все упирается в ответственность?
- А все начинается с нее. Многих людей с детства учат двигаться по жизни в логике избегания ответственности. Чтобы стать полноценным гражданином, например, нужно учиться в школе, а лучше еще и в институте, постигая знания и платя за это своим временем и своим трудом. Однако, можно не учиться в школе и в институте, то есть не постигать собственным умом тонкости науки, но если дать кому надо денег, то тоже можно получить диплом. Такой же. И общество начинает наводняться такими вот "специалистами". А в итоге граждане теряют доверие к специалистам в целом – потому что знают, как зачастую добывается диплом об образовании. Врач, юрист, инженер, экономист может оказаться не вполне надежного качества. Людям такого общества приходится выживать в условиях, когда их жизнь не подстрахована, так как "настоящих" специалистов мало. Мы им на всякий случай не верим всем. Общество пресыщается вот этим "Я им не верю". Жить в постоянном недоверии очень трудно. И это мы только о первой попавшейся теме, об образовании.
- И что будет дальше, если жить в атмосфере полного недоверия?
- Люди начинают искать для себя обнадеживающие алгоритмы спасения. Проверенных специалистов передают с рук на руки. Один спрашивает у другого – есть ли у тебя на примете хороший доктор или толковый юрист? То есть, начинают задействовать личные связи. Выходит, что такая завязка на личных связях – единственный спасательный круг для такого общества. В последние годы очень много говорят о кумовстве в политике. Ну а кому недоверчивый человек может доверить, как не родственнику или куму. Говорят о непрофессионалах во всех сферах – так это от недоверия. Пришел новый начальник в ведомство, привел свою команду. Пусть и непрофессионалов, зато "своих", кому он может доверять.
В итоге, когда в обществе истребляется принцип ответственного участия в жизни и распространяется недоверие, растет и уровень тревожности населения. Появляется все больше людей, понимающих жизнь, просто, как участие в пищевой цепочке.
- Но во все времена в стране была интеллигенция, которая не просто участвует в "пищевой цепочке", но и думает, анализирует. Где она сейчас?
- Интеллигенция была не всегда. Ее появление возможно лишь тогда, когда в стране появляется некий избыточный продукт, чтобы содержать эту самую интеллигенцию. То есть, при определенных экономических и политических условиях появляется интеллигенция. При других – нет. Вот в Африке, например, нет ее. А у нас была, потому что было сытое время. А в не сытое время интеллигенция бежит "челноками" в Польшу, становится торговать на рынке или спивается. Опыт показал, что качество ее сильно падает.
- Ну если общество живет в таких рамках, стоит ли воспитывать в своих детях, что-то доброе и вечное?
Я часто вспоминаю, как меня однажды пригласили в школу, поговорить с третьеклассниками. Я им задал вопрос: что было бы. если бы все люди в мире были друзьями. Мне быстро ответили – это не выгодно! Поясните. Один мальчик быстро все растолковал: если я банкир, а ко мне пришел друг и я дам ему денег – как я их получу обратно? То есть, по логике этого малыша, во-первых, его обязательно должны обмануть, а во-вторых, возвращение долга – это непременно " выкручивание рук". А с другом он не сможет так поступить сразу. А вот если вокруг него будет не други. Тогда он будет свободен в средствах. Кто-то же вложил третьекласснику эту мысль в голову.
Поэтому, когда меня спрашивают, как воспитывать своего ребенка, я всегда отвечаю – смотря, чего Вы для него хотите в будущем. Если Вы хотите получить сытого выродка – это одна история. А если хотите получить человека – то совсем другая. Но учтите – в таком случае, Вам придется быть честными с собой и с ребенком, уважать себя и окружающих и говорить с ним часто и серьезно.
Каждый раз, когда я рассуждаю на эту тему, у меня всплывает образ директора детского дома из провинции. Вот человек, на попечении у которого 50 или 60 сирот и который богатым не будет никогда. Но он выбирает это дело по зову сердца и считает правильным свой выбор.
Мы живем сегодня на бегу, а на бегу истинных ценностей мы не замечаем. Меня поражает, когда молодые люди мне рассказывают о том, как они всем офисом обсуждают, кто на каких антидепрессантах сидит. Я в таких случаях говорю: ребята, все, вы приехали, проснитесь, вас обманули, вам навязали не человеческую жизнь, а какую-то другую. В вашем возрасте антидепрессанты это не нормально. Жизнь должна быть человеческой, человек должен успевать понимать себя и свою жизнь, успевать понимать сам, в каком направлении развиваться и сам определять и обеспечивать качество своей жизни. Без химии. Иначе мы вынуждены признать факт зависимости, рабства, если хотите.
- Если говорить о рабстве, я вспоминаю популярные в обществе речевки "Мы не рабы", "Мы свободные люди" и т.д.
- Когда человек что-то подобное выкрикивает, воспринимается это не однозначно. Допустим, вы не рабы, но хотелось бы доказательств! А кто вы? Свободные люди? Покажите тогда, в чем свобода.
- Ну, тирана же свергли. Систему вот ломаем.
- Молодцы. То есть, разрушили ту матрицу, которая позволяла вам дожить до сегодняшнего дня.
- Мы строим новую.
- Покажите ее. Покажите, кто способен ее строить. Как правило, те люди, которые способны строить, не орут. Они строят. Молча. Как только видишь, что человек делает и как он это делает, сразу становится понятно, какой логикой он руководствуется и какую ценность он преследует.
Если я свободный человек, то я должен понимать, что у другого тоже есть свобода и моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Видим ли мы это понимание?
Наш разговор начался с разговора об ответственности – так вот свободный и ответственный – это один и тот же человек.
Читайте также: Ощадбанк работает в минус
А вот свобода и произвол вещи разные. Человек без осознаваемых ограничений, как поезд без тормозов – это снаряд, который обязательно принесет разрушения.
- Революция достоинства 2,5 года тому назад – это попытка изменить ситуацию?
- Это следствие отсутствия ответственных специалистов и атмосферы тотального недоверия. Люди избрали самый реальный, по их мнению, путь достижения перемен.
- Но ведь еще несколько лет назад общество не вырождалось. Было много друзей, знакомых, которые в принципе не способны были не то, что оружие в руки взять, но даже заявить о том, что они кого-то ненавидят или готовы убить
- Дайте хорошему человеку, который с кем-то не согласен и даже ненавидит, и даже призывает убивать, пистолет в руки и пусть попробует пойти и убить. Он этого не сможет сделать. А дайте этому же человеку пистолет и соберите вокруг него вооруженную толпу ему в подмогу – тогда он точно убьет. То есть, ответственность "размазывается", разделяется на всех. Это обычный "эффект толпы". За последние годы произошло много событий, невозможных этически и нравственно и недопустимых ранее по своей дерзости и жестокости, которые создали прецедент. Многие люди при этом не заметили, как их сознание совершило деструктивный переход. Вот вам и превращение приличного человека в… В данном случае мы сталкиваемся с фактом того, что в мышлении таких людей не хватило системности. Мышление – это строго структурированный процесс, требующий выносливости и культуры. Можно сказать, что в активной части общества сегодня появилось большое количество людей, мышление у которых явно не поставлено.
- То есть вчерашние интеллигентные друзья, превратившиеся в дегенератов, такими и были? Или первратились в них из-за некоторых событий?
- Дадим определение, чтобы никому не было обидно. Дегенерат – это человек с признаками вырождения физического или психического. О физическом говорить не будем, а вот психическое вырождение – это, в частности, отказ от мышления и ответственности там, где они обязательны. Человек – явление нравственное и таким он и должен быть.
Когда же мы говорим "интеллигентный человек" - то точно ли мы дали ему определение? А когда говорим "друг" - точно ли это был друг? В одночасье друг перестал быть другом – так не бывает. Значит, скорее всего, формат ваших отношений был каким-то другим. И интеллигентным человеком нельзя перестать быть.
А вот, когда мы уже не помним, каким должен быть настоящий специалист, не можем отличить интеллигентного человека от просто эрудированного, друга - от близкого знакомого, нам очень легко предложить и другие подмененные понятия. И мы обречены их принимать.
- Что делать с дегенератами в обществе? Им можно помочь?
- На самом деле это очень больно для человека, признать, что он был выродком, стал им. Отчасти поэтому, весьма незначительно количество людей во всем мире, остановивших процесс своей деградации, связанный, например, с наркотиками, алкоголем или азартными играми. А заставить людей быть людьми невозможно. Можно только заставить их вписаться в какие-то жесткие поведенческие рамки.