В апреле Владимир Гройсман после назначения на должность премьера горячился, что он покажет "как следует управлять страной", но почему-то практика предшественников в определенных отраслях продолжает доминировать в стенах Кабмина.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяВ разработанном плане действий правительства на 2016 год есть раздел о важных мероприятиях по оживлению украинской экономики. Правительство считает для себя приоритетным направление "создание благоприятных условий для развития бизнеса", где среди налоговой, земельной и реформы энергетики отдельное место занимает приватизация госпредприятий.
Почему важна приватизация?
Страны бывшего соцлагеря, такие как Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие, чтобы быстро перейти к рынку решили немедленно отказаться от государственных предприятий, передав их в частные руки. Таким образом, начали формировать с нуля рыночные отношения и сам рынок.
Чтобы представить, насколько Украина отстала от западных соседей, стоит вспомнить такие цифры. Сегодня государство владеет около 3500 предприятий, где 1700 определены самим государством стратегическими и не подлежащими приватизации. В свою очередь, страны ЕС имеют лишь 300 предприятий, принадлежащих государству.
Вот как в правительстве определяют важность проведения приватизации:
"Сектор государственных предприятий в Украине аномально большой по размеру. Управление украинскими государственными предприятиями часто осуществляется неэффективно. Такие предприятия становятся источником обогащения для коррупционеров, а также страдают от недостатка средств для капиталовложений".
То есть, в самом правительстве уже поставили диагноз состояния дел, даже больше добавить нечего.
Реальное положение дел
Масштабы приватизации, на которые замахнулось правительство Гройсмана, действительно впечатляют. По словам заместителя Минэкономразвития Юлии Кузнецов, Кабмин планирует продать 330 государственных предприятий, среди которых крупные предприятия - "Турбоатом", "Электротяжмаш", "Объединенная горно-химическая компания" "Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины" и другие, достаточно прибыльные предприятия. Продать этих гигантов, правительство планирует в течение года.
Впрочем, почему-то, дальше бумажных стратегий и "победных" постов в Facebook, амбициозные планы пока никуда не дошли.
Эксперт Центра Разумкова Василий Юрчишин считает, что нынешнее правительство продолжает слабую политику приватизации предшественников, и никакого существенного прогресса по более 100 дней работы, новый Кабмин не показал.
Более того, в активе нынешних чиновников есть эффектный провал с попыткой продажи Одесского ПО.
По словам Юрчишина, простым примером неэффективности предыдущего правительства в вопросе приватизации является то, что они три года пытались привлечь около 17 млрд гривен от продажи госпредприятий. На деле же, бюджет получал всего несколько миллионов.
"Судя по всему, правительству Гройсмана в этом году уже не удастся показать существенные результаты в приватизации. За плечами 8 месяцев года, а ни одно предприятие продать не смогли. Если и был план по активизации приватизации, к сожалению, он не сработал. Это показывает, что приватизация и тезисы правительства о рыночности и прозрачность не совпадают с его действиями", - заявил эксперт.
Рецидив с Одесским припортовым заводом
Продажа Одесского ПЗ, по сути, была единственной попыткой продать большое предприятие. Представители Фонда госимущества и правительства продемонстрировали полную беспомощность и отсутствие прежде всего политической воли для предварительного изучения спроса на ОПЗ. А организация и проведение открытого конкурса на продажу была откровенно затянутой.
Перед его объявлением шла горячая дискуссия относительно цены и целесообразности продажи завода в самом Кабмине, а деньги, как известно, любят тишину.
Непонятным для потенциальных покупателей также остается структура собственности и долговых обязательств завода. Потенциальный инвестор не мог получить полную картину того, что ему предлагали купить.
Эти проблемы касаются многих других объектов в Украине. Кроме перечисленных факторов, в продаже гособъектов, важно также обеспечение и гарантирование имущественных прав новым владельцам после приватизации.
Ведь рейдерские конфликты в Украине превратились в нечто обыденное. Поэтому реформирование других отраслей должно происходить синхронно с приватизацией. Государство должно минимизировать риски такого характера для потенциального владельца.
Стратегия продажи
Наше правительство пока не может ответить четко на вопрос, какую цель преследуют чиновники, когда объявляют приватизацию. Ежегодно Кабмин пишет несколько программ по приватизации и ни одну не выполняет.
Для начала, Кабмину следует разработать понятную стратегию приватизации и определиться: что именно должно преобладать в приватизации - "передача в хорошие руки" или "получение наибольшей материальной выгоды". Ведь сейчас все выглядит так как, будто у правительства нет полного понимания конечной цели.
С точки зрения здравого смысла, главной целью приватизации должно стать привлечение в украинские предприятия эффективного собственника.
Если в правительстве не определятся со стратегией приватизации, то шансы на масштабную приватизацию – равны нулю.
Кроме откровенного саботажа со стороны коррумпированных чиновников во всей цепи подготовки и продажи объектов, следует учитывать, что убыточные госпредприятия без государственных денег являются малоинтересны и могут уйти с молотка, лишь в случае существенного снижения цены.
Положительный эффект
Уменьшение государственной доли в экономике является важным фактором реформирования всей экономики. Продажа госпредприятий, вне сомнения, важное продолжение структурных перестроек в украинской экономике, которые начались после потери традиционных рынков сбыта и уничтожения части инфраструктуры Донецкой и Луганской областей и аннексии Крыма.
Приватизация позволит привлечь иностранные средства для развития и переоснащения приватизированных предприятий, а также потенциально будут создаваться новые рабочие места.
К тому же, приватизация госпредприятий будет способствовать уменьшению ареала деятельности коррупционеров, которые привыкли наживаться на бюджетных средствах.