Художник-акционист Петр Павленский, который 9 ноября 2015 года поджег дверь здания ФСБ России на Лубянской площади, вышел на свободу. "А, этот, который еще мошонку к Красной площади прибивал", - скажет читатель и будет одновременно и прав, и не прав. Конечно, прибивал, тут сомнений быть не может. И совсем не удивительно, что лучше всего люди запомнили именно эту акцию. С другой стороны, воспринимать Павленского как человека, который просто эпатирует публику, было бы большой ошибкой. Для того чтобы разобраться, какие смыслы художник закладывает в свои акции, портал "Знай" предлагает вам вспомнить их в хронологической последовательности и попытаться понять, что значат деятельность, заключение и освобождение Павленского для России, для Украины и для нас в целом.

1. "Шов"

23 июля 2012 года в Санкт-Петербурге прямо напротив Казанского собора Павленский зашил себе рот толстой нитью и около полутора часов стоял с плакатом "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа (Мф. 21:12—13)". Над участницами Pussy Riot тогда шел судебный процесс, так что акция была в первую очередь в их поддержку, но не только. По словам самого Петра, он хотел показать главный запрет и страх, которому подвержен художник в обществе – перед гласностью и открытым высказыванием. На тот момент с законом у Павленского проблем не возникло.

2. "Туша"

Менее чем через год, 3 мая 2013 года Петр Павленский провел следующую протестную акцию у здания Законодательного собрания Санкт-Петербурга. На этот раз он находился в "коконе" из колючей проволоки, обнаженный, а под здание его принесли ассистенты. Полицейские какое-то время ходили вокруг него, сам же художник на их слова и действия никак не реагировал. В итоге проволоку разрезали садовыми ножницами, а самого Павленского увели. Суть акции была достаточно проста и понятна – обнаженный и беззащитный человек в "коконе" государственных репрессий и запретов, как рогатый скот в загоне.

Читайте также: Опубликована последняя фотосессия Мухаммеда Али

Популярные статьи сейчас
В Украине меняют "замороженные" тарифы: какие услуги подорожали больше остальных, есть и 60% роста Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование "Бусификацию" обещают искоренить: ТЦК применят новый подход к мобилизации Пенсионерам приготовили доплаты: кто получит надбавку к пенсии более 2 тысяч гривен
Показать еще

3. "Фиксация"

Самая нашумевшая на тот момент акция художника. Да-да, там самая мошонка на каменной брусчатке Красной площади, приуроченная к Дню полиции 10 ноября 2013 года. Павленский объяснил смысл своих действий так:

"Голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлёвской брусчатке яйца, — метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества".

К слову, эта первая акция, после которой на Павленского пытались завести уголовное дело за мелкое хулиганство. Но суд не стал его рассматривать. По официальной версии – из-за неправильно составленного полицейскими протокола о задержании. Еще через несколько дней Петра попытались обвинить в разжигании ненависти по отношению к социальной группе, но не смогли определиться к какой именно, и дело затихло.

4. "Свобода"

Утром 23 февраля 2014 года на Мало-Конюшенном мосту в Санкт-Петербурге внезапно загорелась баррикада из автомобильных покрышек, и послышались удары по металлическим листам. Некоторые новостные агентства поспешили сообщить, что в Питере началась какая-то крупная акция протеста, чуть ли не Майдан.

Это был, конечно, не Майдан, но его частичка. Трое (по другим данным четверо) акционистов, среди которых был и Павленский, из листов и покрышек создали свой мини-майдан, для того, чтобы донести до общества идею коллективного освобождения. Место проведения акции было так же неслучайно. Совсем рядом находится храм Спаса на крови, построенный именно там, где народовольцы смертельно ранили императора Александра II.

После этой акции на Павленского и остальных участников хотели то завести уголовно дело по статье "Вандализм", то обвиняли в административном нарушении, но до государственных санкций дело пока не доходило.

5. "Отделение"

Акция против использования психиатрии и психиатрических лечебниц в политических целях 19 октября 2014 году также привлекла к себе немало внимания. Павленский, сидя на заборе Института психиатрии им. Сербского отрезал себе ножом мочку правого уха. Свой жест художник объяснил так:
"Нож отделяет мочку уха от тела. Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных. Возвращая использование психиатрии в политических целях — полицейский аппарат возвращает себе власть определять порог между разумом и безумием. Вооружаясь психиатрическими диагнозами, бюрократ в белом халате отрезает от общества те куски, которые мешают ему установить монолитный диктат единой для всех и обязательной для каждого нормы".

Читайте также: Пловец по коллективному бессознательному: за что мы можем поблагодарить К. Г. Юнга

6. "Угроза"

Финал и кульминация, но только на данный момент. Беспрецедентная акция, от которой у многих людей, воспитанных в страхе перед органами безопасности, я думаю, слегка зашевелились волосы на голове и теле. 9 ноября 2015 около часа ночи Петр Павленский подошел к первому подъезду здания ФСБ на Лубянке, облил дверь подъезда бензином, поджег и остался ждать своего задержания. Через 30 секунд его задержали. А еще через пару минут кадры поджога и задержания облетели все крупные мировые СМИ,

Уже будучи задержанным и обвиненным в вандализме, Павленский потребовал, чтобы статью ему переквалифицировали на куда более серьезную – "Терроризм", в знак солидарности с обвиненными в теракте крымчанами Олегом Сенцовым и Александром Кольченко. Власти долго думали и решили просьбу художника не удовлетворять, обвинили его только в "уничтожении или повреждении объектов культурного наследия или культурных ценностей", оценили ущерб в 480 тысяч рублей и отпусили на свободу. Говорят, что и тут суд немного лукавит. Подожженная дверь не была объектом культурного наследия, а поставлена на страже органов госбезопасности только в 2008 году, на замену старой. В любом случае, Павленский тут же заявил, что никаких штрафов платить не будет в принципе.

Крик вопиющего в пустыне там, где он необходим

Итак, теперь Павленский на свободе. Что это значит для нас? Как нам воспринимать его деятельность? И почему, собственно, мы называем его, такого далекого от кисти и холста, художником? Эти вопросы мы задали экспертам.

Евгений Бабушкин, писатель, журналист

"Скучно жить людям, которым все понятно. На картине баба голая, виноград жрет - значит, искусство. На площади мужик голый, мошонку прибил - значит, не искусство. Да идите вы в жопу. Каждое время заново проводит границы цивилизации и дикости, пристойного и непристойного, искусства и мазни. Сегодня перед нами снова этот вопрос. Где заканчивается политика - и начинается искусство. Где заканчиваются босые пятки Савченко - и дырявая мошонка Павленского. Он, конечно, не художник, он - холст художника. А рисует на этом холсте государство. Кремль рисует. Лубянка рисует, которую он поджег. Редактируя протоколы допроса Павленского (мы их публиковали на "Снобе") я обнаружил, что Павленский со следователем - как персонажи Мрожека (один из ведущих драматургов так называемого театра абсурда - автор). В этом секрет Павленского и его волшебство: он помогает смотреть на реальность как на перформанс, он любого солдафона вовлекает в художественное действо. Это древнее, средневековое, карнавальное искусство. И в то же время это политика высшей пробы. Его акция на Лубянке - напомню, проведенная в солидарность с крымчанами Сенцовым и Кольченко - это жест доброй воли. От России - Украине. Я рад, что он свободен. Он еще не раз заставит нас задуматься".

Юрий Володарский, журналист, литературный обозреватель

"Рад ли я его освобождению? Безусловно, да. С интересом жду от него новых эффектных акций. Думаю, не так важна дефиниция деятельности Павленского, как ее смысл и вызываемый ею общественный резонанс. Вообще-то вполне очевидно, что его акции - это не только социально-политический, но и художественный жест. Да, этот жест всегда на грани, а порой и за гранью допустимого, но в современной России, чтобы услышали, нужно очень громко кричать. Этот крик вопиющего в пустыне там настоятельно необходим".

Читайте также: Россия использует украинских заключенных как "пушечное мясо"

Александр Володарский, публицист

"Разумеется, я рад освобождению Павленского. Мне кажется, что не радоваться освобождению политического заключенного может только лишь человек, который любит посадивший его режим. В то же время, я рад, что нашелся кто-то, кто смог победить систему российского правосудия в прямом противостоянии, важно понимать, что мы говорим не о спасенной жертве, а о победителе. Павленский сегодня - сильнейший художник-акционист на постсоветском пространстве. Его акции ("Шов", "Туша", "Фиксация", "Свобода", "Отделение", "Угроза") следует воспринимать комплексно, они - часть единого высказывания, которое еще не окончено. Людям, которые не считают акции Павленского искусством, не вижу смысла что-то доказывать. Как правило, для этих людей и Бреннер с Мавроматти - не искусство, и Марина Абрамович - не искусство, и, если уж они совсем не стесняются, Малевич или Дюшан - тоже не искусство. Можно разве что пожелать им почитать какую-нибудь книжечку про contemporary art, или хотя бы статью в Википедии. Но ведь даже если не считать Павленского художником, если не считать его действия искусством, это ничуть их не обесценивает: горит дверь в приёмной ФСБ - прекрасное ведь зрелище, мощное, символичное, вдохновляющее, в конце-концов. Заключение и судебный процесс для Павленского не были неожиданностью, в этом он уникален среди репрессированных акционистов. Он сам оказался режиссером своего судебного процесса, не отдался на милость системы, а буквально заставил себя репрессировать. Это очень смелый, и в то же время очень продуманный ход".

Женя Чайковская, художница

"Меня очень удивляет, что многие художники не считают необходимостью поддержать Павленского, объясняя его акции недостаточно художественными, а венский акционизм значит удовлетворяет их художественные критерии? Несомненно Павленский делает политический жест, его искусство полностью политично. Взять его тексты на сайте http://politpropaganda.com/, он не пытается замаскировать или приукрасить, он пытается подойти к вопросу вплотную, соответственно его акции крайне реалистичны.
Лично у меня вызывают отвращение "критики" желающие, чтоб им подносили на блюде обезвреженную повестку, а вытирая рот салфеточкой морщились, что это было как то неэтично. Неэтично происходящее в России, Павленский только пытается это высветить".