Внешняя политика Украины. Простое предложение, но много смыслов. Много ассоциаций. С одной стороны, мы часто слышим слова "партнеры", "союзники", "поддержка". Видим выступления, читаем отчеты украинских чиновников о встречах на высшем уровне.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяВроде всё красиво, ласкает глаз и слух. Да вот беда: как только начинаешь анализировать реальные действия – впечатление меняется. Судите сами. После Майдана, на фоне эйфории в стране и внимания со стороны других государств ожидали, что Украина станет чуть ли не хедлайнером мировых новостей. Многие в стране и сегодня полагают, что к региону привлечено огромное внимание. Мол, цивилизационный кризис, столкновение интересов и так далее. Спешу разочаровать: Украина находится где-то во втором десятке тем, которые обсуждают лидеры развитых стран.
Не верите? ОК. Дебаты Клинтон и Трампа. Там была даже тема "Безопасность". И даже затрагивались вопросы российской угрозы. Но слово "Украина" не прозвучало ни разу. Зато назывались такие страны, как Китай, Иран, Йемен, Афганистан, Ирак, Северная Корея и даже Ливия. Украина – нет. И расставляя акценты в данной области, и Клинтон, и Трамп не говорили о танках, самолетах, аннексии территорий. Основной акцент – безопасность информации и киберпреступность. Где, к слову, отметили российскую угрозу.
Даже сирийский конфликт рассматривается более широко. ИГ в понимании политиков США – это угроза нескольким государствам региона. Угроза терроризма (в том числе внутреннего) и угроза в области информации.
В Европе дела лучше? Отнюдь. Если посмотреть французские, немецкие, австрийские либо чешские СМИ, имеем разговор о беженцах, экономике, Brexit и конкуренции в области хай-тек. Украина находится в категории "прочее".
Практические дела, то, что можно проверить и пощупать, увы, не лучше. Вот лишь несколько примеров:
- Украина подписала договор об ассоциации с ЕС. Европа открыла часть рынков (кстати, еще до подписания). Национальные СМИ, такие как, например, "Европейская правда", любят давать таблички с данными, какой регион с кем торгует. Картинка радостная – Украина вроде как переориентируется на рынки ЕС. А вот если сравнивать цифры – волосы дыбом встают: объемы и выручка падают. Причем за 2014 и 2015 год Украина в режиме "наибольшего благоприятствования" показала худшую динамику, чем Беларусь. Которая в это время находилась под европейскими санкциями. Значительно худшую: Украина обвалила выручку по сравнению с 2013 годом примерно на 27 %. Беларусь – на целых 12 %. По некоторым странам Минск обошел Киев даже в абсолютных цифрах. Кому интересно – вот ссылка на текст с расчетами и таблицами.
- Летальное вооружение. Если будет, то в 2017-м – на четвертый год войны. Даже такая простая вещь, как автомобильные двигатели – "союзники" почти год спорили, можно ли давать сию продукцию Украине. Она, дескать, на военную технику ее поставит.
- Референдум в Нидерландах, подготовку к которому страна "проспала". А в вопросе агитации понадеялась, что "само разрешится". Результат вполне логичный и прогнозируемый.
- Санкции против РФ. На первый взгляд – они есть. В Украине уверены, что они будут. А вот Джо Байден так не думает. И прямо предостерегает Порошенко о возможной отмене ограничений. Возможно, не совсем: "имиджевые" вопросы останутся. То есть политические, декларативные. А вот в том, что в экономике на протяжении ближайших 12–16 месяцев РФ получит свободу действий, сомневаться не приходится.
- Безвизовый режим с ЕС. Вроде как победа. Но давайте вспомним долгую дорогу к ней и много, очень много "дат введения". И это при том, что причины, по которым страны Европы согласны отменять визы, превосходно охарактеризовал премьер-министр Венгрии в кулуарах Экономического Форума в Крынице (Польша): "Мы за безвизовый режим для Украины, потому что это нам ничего не стоит". Вот так просто, меркантильно и, возможно, неприятно.
- В Украине много говорят о "союзниках". Но на сегодня таковых у страны нет. Союзник – государство, подписавшее "договор о союзе". Где прописаны обязательства. Таких договоров страна за последние годы не подписывала. Ни с кем. А упоминаемый всуе "Будапештский меморандум" – декларация о намерениях. Посмотрите значение слова в учебниках. По нему никто никому ничего не должен. Запад "выступает за территориальную целостность". Да, меморандум выполняется – США, ЕС "выступают". То есть говорят. Это аналогично позиции по странам Балтии. Где Запад с 1940 года "выступал" за независимость государств. Просто "выступал". Если есть сомнения – вот ссылка. Разжевывал тему подробно.
Тем не менее, фраза "ничего не стоит", на мой взгляд, ключевая при рассуждениях на тему украинской политики.
Почему так, или что продаем
Как известно, диалог ведут на языке, доступном обоим собеседникам. Оперируя терминами, близкими и понятными. Европа (да и другие страны) меркантильна. Людей интересует ответ на простой вопрос: "что я с этого буду иметь". Политиков любой страны так же волнует сия тема – они подотчетны своим избирателям. И если вы хотите, чтобы вас услышали, вы должны говорить о двух вещах: либо о выгоде, либо об угрозах.
Вместо этого Украина говорит о "европейском выборе, ценностях украинцев, российской агрессии и желании измениться". Ах, да – еще просит денег. Не верите? Вот выступление премьер-министра на упомянутом выше экономическом форуме.
Экономический форум – это место, где люди ждут конкретики. Господин Гройсман почувствовал настроение. Просил денег со словами "Сегодня помощь Украине нужна настолько, насколько Украина нужна Европейскому Союзу". Да вот беда: он не ответил на вопрос "Зачем Украина нужна ЕС?". Красивые слова о выборе, ценностях были интересны в 2014. Решили помогать. Но если ты начинаешь что-то делать – ты представляешь, что именно получишь в результате. Реформы – процесс. Помощь? Ради чего и что будет в результате?
Экономический форум проводится для людей, принимающих решения и зарабатывающих деньги. Для европейцев ключевыми вопросами является трансформация экономики, наука, кризис беженцев, Brexit, терроризм, инициативы Саудовской Аравии и Катара по построению региональных экономических сверхдержав. Китай и его экспансия, в конце концов. Если же говорить об РФ, то для многих стран Европы это деньги. А российская армия как угроза была на территории, например, Франции, Италии, Нидерландов, если не ошибаюсь, после наполеоновских войн. То есть Украине крайне необходимо сказать, чем она интересна. Чтобы с этим войти в список приоритетов европейских стран.
А теперь попробуйте сформулировать основные посылы Украины за последние десять лет. Чернобыль-Голодомор-Кризис-Желание в Европу-агрессия РФ-дайте денег. Как-то так.
Европейцы же желают услышать, чем ты будешь полезен на континенте. Каков твой функционал. В конце концов, на чем можно заработать. Не обязательно сейчас – в будущем – "длинные деньги" предполагают большой срок реализации проектов. Ответа нет. Надо отдать должное части европейских политиков. Не имея сигнала из Киева, они не посылают Украину куда подальше. Пытаются сами придумать и предложить хотя бы функционал. Так рождаются концепции "Фронтира", "Моста между цивилизациями". На берегах Днепра это читают и обижаются. Ничтожно мало для великой Украины. Но не предлагают своего. Европейцы удивляются. Они привыкли к диалогу – слышать в ответ конкретику.
Те же зерна предложений, которые высказываются, без слез читать невозможно. Ну, например, Украина как житница Европы. То есть предлагают завалить дешевыми продуктами страны, где забастовки фермеров (кризис перепроизводства – цена на продукцию мала) так же привычны, как смены времени года. А ведь можно было говорить о потенциале, новых рынках сбыта, рынке земли в стране, продуктовой оси Европа – ближний Восток или Европа – Азия. То есть мы растим, транспортируем, там покупают. "Мы с вами" – ключевой подход. Совместный заработок. А не "мы сами за ваши деньги". Такого не понимают. Это как во время кризиса одолжить у киевского таксиста пару тысяч на покупку машины. Чтобы таксовать в "его районе".
Аналогичная проблема и с внутренними вопросами. Реформами. Почитайте прессу. Законы в Украине принимаются "для МВФ", "в безвизовом пакете", "для Нормандской четверки". То есть для кого-то, но не Украины и украинцев. А поэтому добиться выполнения собственного законодательства – еще одна проблема в разговорах с Киевом. Иногда говорят мягко, намеками. А бывает, режут правду-матку. Украинские СМИ про это не любят писать. А вот, например, как описывал диалог с Порошенко упомянутый Байден. Речь шла "о проблеме Шокина". "The Atlantic" недавно дал интервью с американским политиком. Где тот признается, что ставил украинского президента перед выбором: хочешь миллиард долларов – реши проблему прокурора. Наслаждаемся цитатой: "It's OK, you can keep the [prosecutor] general. Just understand – we're not paying if you do".
Кто предлагает
А теперь подходим к еще одному аспекту проблемы. Допустим, первые лица государства говорят общие фразы. В этом, может быть, нет ничего страшного. Для конкретики существуют другие лица. И целые структуры – институт посольств. Послы говорят, предлагают, содействуют. Это люди, с которыми можно обсуждать серьезные вопросы.
А теперь вздохнем глубже. Украина идет в Европу? Хочет, чтобы ее услышали на континенте? Хочет поддержки и инвестиций? Возможно. Но почему тогда Украина в самый важный момент оставляет без послов представительства в Бельгии, Великобритании, Венгрии, Дании, Ирландии, Латвии, Норвегии, Португалии, Черногории, Швеции, Швейцарии? Это я перечислил страны, где руководитель ведомства не назначался восемь месяцев и более. Есть посольства, где посла не было два, три года. Есть те, где его нет с 2013-го.
Даже в представительстве Украины при ЕС с 15.07.2015 по 4.02.2016 не было посла-представителя! Был "временно исполняющий обязанности". А теперь подумаем вместе: кто будет обсуждать с ВрИО серьезные вопросы? Кстати, конец 2015 – это время, когда обсуждали "продление действия Минска-2". Продление санкций и обвинять ли РФ официально в срыве договоренностей. Украина решила, что именно в данный период нет надобности в после-представителе при ЕС.
Снова дам ссылку на большой текст с табличками. Где просто сведены страны "без послов". И результаты в виде политических инициатив либо объемов товарооборота. Достаточно наглядно и понятно.
Вывод
Текст неприятный. Очень. Мы привыкли считать, что Украина в центре внимания всего мира. И украинский кризис ключевой. Увы. Дальше есть два пути.
Первый – обидеться на автора текста, подлых европейцев или весь мир. Мол, не оценили, не понимают. При этом продолжать гнуть свою линию. Не знаю, будет ли успех. Ведь поговорка "вода камень точит" не на пустом месте возникла. Одна беда – вода работает медленно.
Второй – подумать, что можно изменить. Осознать (трезво), где ты есть и что ты есть. Подумать, что можешь предложить сегодня, завтра, послезавтра. И именно это предлагать, продвигать. Жестко, цинично, практично. Разговоры о ценностях ничего не стоят, если они не дополнены конкретными делами и проектами. Любой сформированный функционал страны лучше, чем отсутствие ответа на вопрос "зачем Украина ЕС". Вот над этим и стоит подумать.