После окончания Революции достоинства, избрания нового президента и состава парламента, руки новоназначенных реформаторов добрались и до правительственных должностей. Видимо, чтобы существенно отличаться от своих «преступных предшественников», новые правители решили продемонстрировать радикально отличающийся метод распределения ключевых государственных должностей, максимально раздавая министерские портфели подданным других государств, на скорую руку одаривая их украинскими паспортами.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяНе смогли…
Однако, по истечении своего первого года в чине украинских реформаторов (некоторые «справились» даже быстрее), правительственные экспаты стали покидать свои высокие посты столь же скоропостижно, как ранее были на них назначены. Чтобы не терять лицо, каждый из них считал своим долгом заявить о том, как они «справились с поставленной перед ними задачей» и «заложили фундамент для реформ», попутно отмечая, что «такие преобразования – дело далеко не одного дня, месяца, года». Постепенно на их насиженные места пришли наши соотечественники, вернув принципы государственного управления на круги своя.
«Под шумок»
Вот только не все экспаты вернулись в родные пенаты, осев на не столь заметных, как министерские, однако, не менее «рыбных» должностях. Например, мы еще долгое время наблюдали за «реформами» украинской железной дороги, которые воплощал в жизнь польский рокер, миллионер и просто экс-реформатор Балчун. Правда, до преобразований, которые он провел, по уровню их новизны и сложности, мог додуматься не только рядовой украинец, но даже обычный украинский школьник. Действительно, что сложного может быть том, чтобы повысить стоимость услуг монополиста, или в том, чтобы сократить штат сотрудников, тем самым уменьшив расходы?
При этом за свое архиноваторство «польский специалист» умудрился еще и зарплату немаленькую получать, видимо, чтобы работодатели-конкуренты его не смогли соблазнить.
19 октября 2016 года на ключевой должности еще одного украинского предприятия, связанного с инфраструктурой, появился еще один поляк - Славомир Ришардович Новак. Человек, без сомнения, уважаемый, правда, исключительно поскольку в свое время был замечен на должности министра транспорта и водного хозяйства в составе кабмина Дональда Туска. Как бы там ни было, этот самый Новак получил должность исполняющего обязанности главы Укравтодора. Как ни странно, эту позицию (и. о.) он успешно занимает и по сей день – уже почти год.
Альтруизм по-Новаковски
При этом, в связи с так некстати изменившимся украинским законодательством, 30.04.2017 (через полгода работы) Славомир Новак в должности и. о. главы Укравтодора вынужденно подает свою первую декларацию. Из нее мы узнаем, что за 2016 год Славомир, как ни странно, ничего не заработал. Зато у него напополам с женой есть 139-метровая квартира в Польше за полтора миллиона гривен и маленький гараж, в который они ставят свои автомобили Volvo за 619 209 и 935 000 гривен соответственно.
Еще мы узнаем, что он на 99% владеет предприятием Euro Partners с подозрительно незначительным уставным капиталом в 31 828 гривен и является конечным бенефициаром Aspis Сonsulting Slawomir Nowak (частное предприятие).
Также в этой декларации сотрудник украинского Автодора заявляет, что в отличие от «наших» чиновников, хранящих сотни и миллионы гривен наличными, все собственные средства, а это 25 798 евро, 114 000 фунтов стерлингов и 46 942 в польских злотых, он хранит на своих банковских счетах.
Однако уже через несколько дней 05.05.2017, видимо, осознав, зачем украинские чиновники декларируют наличные, он подает «исправленную» декларацию, в которой проявляются неизвестно откуда взявшиеся 60 000 польских злотых «налом», что приблизительно равно 438 000 гривен.
И все. Судя по декларации, больше у него ничего нет. Ни часов за тысячи долларов, ни арендованной квартиры. И, что самое интересное, на момент декларирования, проработав уже более полугода на «плодородной» должности, судя по его декларации, он умудрился не получить ни одной гривны заработной платы.
О своих баснословных заработках, полученных на украинской должности, заезжий польский гастарбайтер решил сообщить лишь после того, как о них узнали журналисты. 29.08.2017 он подает сообщение о «существенных изменениях в его карманах», указав, что он все-таки работал не бесплатно, а за 893 849 гривен зарплаты за неопределенный период.
При этом, как видно из официального документа, раздобытого журналистами, Новаку заплатили 900% надбавки к заработной плате, что по приблизительным оценкам должно было вылиться в ежемесячную прибыль, равную 700 000 гривен. Такие сказочные надбавки даже министру соцполитики, знающему в них толк, не снились.
При этом в родной Польше, как утверждают исследователи феномена Славомира Новака, будучи министром транспорта, наш укравтодоровский экспат зарабатывал куда меньше – всего около трех тысяч долларов в месяц (около 80 000 гривен). Сумма, конечно, немалая, но и уровень стоимости жизни в соседней стране – «чуть» повыше. Выходит, чтобы заполучить Славомира Ришардовича в качестве и. о. для нашего предприятия, «богатые» украинцы решили заплатить ему в 10 раз больше, чем «бедные» поляки. Видимо, Новак – это еще один специалист экстра-класса, которому, без сомнения, удастся реформировать дороги нашего отечества и попутно заработать себе на безбедную старость.
Взялся за старое
Спустя некоторое время, по причине недовольства общественности, профильный министр-Омелян, пресс-служба предприятия, да и сам Новак, дружно решили опровергнуть все подозрения в отношении баснословных заработков, сказав, что 893 849 гривен зарплаты, отображенные в декларации – это расходы на содержание Славомира за целое полугодие.
Сказать-то, конечно, сказали, но при этом решили не объяснять, почему товарищ Новак так затягивал с заполнением декларации, нарушая установленные сроки.
Отыскать ответ на этот вопрос оказалось не так уж и сложно. Судя по имеющейся информации, Славомир Ришардович принципиально недолюбливает декларирование, систематически то забывая о нем, то ли и вовсе игнорируя.
Последний год работы Славомира Новака в качестве польского министра ознаменовался скандалом, связанным с его нелюбовью к декларациям. Ну как скандалом - по меркам украинских чиновников, это был скорее «скандальчик».
Дело обстояло так: журналисты разглядели на руке Новака часы Ulysse Nardin, стоимость которых достигала 5500 долларов США, что по нормам польского законодательства означало превышение порога обязательного декларирования на каких-то 2000 долларов. А Новак, понятное дело, часы не задекларировал. После чего в его сторону и «полетели» обвинения в коррупции.
Он, конечно, всячески отпирался, но, тем не менее, вынужден был уйти в отставку. Интересно, что отставкой все не ограничилось. На Родине нынешнему и. о. главы Укравтодора даже тюремный срок (до 3-х лет заключения) грозил. Правда, тогда все обошлось лишь штрафом.
После этого, уже будучи экс-министром, в 2014 году Новак умудрился попасть еще в один скандал – уже посерьезнее. Связан он был с налоговыми проверками бизнеса его жены, результаты которых «голос, похожий на Новака» хотел «порешать» с «голосом, похожим на заместителя министра финансов Польши».
Специалист «нарасхват»
После всех этих неурядиц фамилия и лицо Новака засветились в Украине, где «они» и попали в очередную передрягу, подробности которой мы описали выше. И теперь ко вниманию «знатоков» предлагается вопрос: какой именно была мотивация отечественного истеблишмента, и почему бывший управленец, уличенный в коррупции у себя на Родине, считается специалистом экстра-класса у нас в Украине?