Недавно в США прогремел скандал. Авиакомпания United Airlines продала на один из своих рейсов больше билетов, чем мог вместить самолет. Было решено снять с рейса четырех пассажиров, но один из них отказался покидать самолет, мотивировав это тем, что он – врач и ему нужно лететь к пациенту. В итоге мужчину вынесли из салона под руки и ноги, а простые американские граждане возмутились таким обращением авиакомпании с клиентом.
Сейчас начинается сезон отпусков, многие украинцы полетят на отдых. Мы, конечно, не в США, но подобная ситуация может повториться с любым пассажиром, любого рейса, любой компании. Почему так происходит и можно ли этого избежать? Портал Знай.ua рассказывает, что нужно знать пассажиру самолета.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
Почему авиакомпании продают больше билетов, чем мест на борту?
Это явление называется овербукинг, то есть перебронирование. Чаще всего сама авиакомпания продает больше билетов, чем мест, чтобы эти места не пустовали. Несколько пассажиров чаще всего пропускают свои рейсы, а прибыль компании становится больше. Хотя возможна и ситуация, когда борт просто заменяют в последний момент на менее вместительный. В таком случае часть пассажиров тоже снимают с рейса.
Обычно авиакомпании высчитывают, сколько пассажиров в данный отрезок времени могут не явиться на рейс. И продают билетов больше настолько, чтобы сбалансировать количество пассажиров и количество мест. Но, конечно, промашки случаются достаточно часто.
Почему им такое разрешают, это же обман?
В принципе, да, обман. Авиакомпания заранее знает, что мест немного меньше, чем пассажиров и надеется, что кто-то просто не придет. Лазейка в том, что билет на самолет – это не закрепленное за вами конкретное место (как в поезде, например), а договор на перевозку вас из пункта А в пункт Б. Поэтому, если перевозчик отправит вас до места назначения следующим рейсом, то формально он свои обязательства по договору выполнит.
Но они же должны будут выплатить мне компенсацию?
Совершенно верно, и обязанности авиакомпании в таком случае прописаны в документах Международной ассоциации воздушного транспорта. Во-первых, вас все-таки обязаны доставить в место назначения в кратчайшие сроки. Даже если для этого им придется посадить вас на рейс компании-конкурента. Во-вторых, вас обязаны покормить и предоставить комнату в отеле, если ждать следующего рейса придется достаточно долго. А в-третьих, время, нервы и другие потери (например, из-за овербукинга вы потеряли день в гостинице на отдыхе) вам тоже должны компенсировать.
Практика, к сожалению, говорит о том, что третьим пунктом авиакомпании часто пренебрегают. В таком случае стоит писать жалобу вашему туроператору (если вы летели с его помощью) или напрямую в авиакомпанию (если путешествовали самостоятельно). Если же и жалоба не повлияла на перевозчика, то придется идти в суд.
Можно ли как-то обезопасить себя от овербукинга?
Почти никак. Всегда есть вероятность, что именно вас снимут с рейса. Шансы правда, не очень велики. Если говорить, например, о США, то согласно данным Департамента транспорта, шанс стать жертвой овербукинга невелик – около 1%. Учитывая, скажем так, особенности украинского бизнеса и манеры его ведения, летая нашими авиакомпаниями, этот процент чуть больше, но не намного.
И все же, снизить вероятность негативных последствий овербукинга можно. Не опаздывайте на регистрацию, ведите себя спокойно. Первыми в очереди на снятие с рейса обычно бывают опоздавшие и самые шумные. Или летайте бизнес-классом. Зажиточных пассажиров редко ссаживают с рейсов.
Есть еще причины, по которым меня могут снять с рейса, кроме овербукинга?
Конечно, есть. Чаще всего причины прописаны в самом билете, но не лишним будет перечислить их дополнительно. Итак, вас могут попросить покинуть борт, если вы:
1. Закурили. Курение на борту самолета строжайше запрещено. Придется потерпеть, ничего не поделаешь.
2. Везете запрещенные предметы. Тут все очень индивидуально. Каждая страна сама дает список предметов, запрещенных к ввозу. Про оружие и наркотики вы и сами догадаетесь, но будьте так же очень аккуратны с любыми медикаментами, косметикой, моющими средствами и ванными принадлежностями.
3. Заболели. И ваше состояние здоровья угрожает другим пассажирам. Это может быть, например, что-то инфекционное. Так что, если вы просто простыли, то не надо по дороге на борт самолета часто кашлять. Могут быть неприятности.
4. Беременны. Конечно, только в том случае, если у вас с собой нет справки о состоянии здоровья и разрешения на перелет от врача. Ни одна авиакомпания не возьмет на себя ответственность за ваше здоровье.
5. Везете слишком много багажа. Обычно о допустимом весе багажа предупреждают заранее, так что просто проверьте все до того, как поедете в аэропорт.
6. Ваше поведение угрожает безопасности других пассажиров и экипажа. Самый неоднозначный пункт. Конечно, явного буяна или гражданина, который перед рейсом перебрал алкоголя, будет видно сразу. Но определение степени опасности остается на усмотрение сотрудников авиакомпании, так что бывали случаи, когда пассажиров снимали с рейса просто потому, что они показались этим сотрудникам подозрительными. Конечно, это бывает очень редко.
7. Если вам не поставили на посадочном талоне отметку о прохождении специального контроля. Тут все просто, паспортный контроль и личный досмотр проходят все.