"В США нарастает недовольство украинской властью, - говорит для "Знай" директор Центра Восточно-Европейских перспектив Николай Воробьев. - Это мы можем наблюдать как за американской и европейской прессой, так и за действиями Запада".

- Большая часть вины лежит на официальном Киеве, - продолжает политолог. - Нельзя быть таким пассивным в условиях ведения войны. С США нельзя играть в двойные стандарты. Это они могут играть, а не мы. Если просим кредиты МВФ, Липецкую фабрику надо продавать.

- Это недовольство могло стать причиной размена соглашения о выводе из-под санкций Ирана на особый статус Донбасса?

- Думаю, там были другие мотивы. Иран нельзя было долго держать в изоляции. Все понимают, что Россия и Китай эти санкции обходят. А Вашингтону не нужно сближение Тегерана, Пекина и Москвы. Поэтому для Ирана открывают окно возможностей. Если Иран интегрируется в ШОС (Шанхайская организация сотрудничества - "ред".), совокупный Запад получает серьезного и более-менее единого противника под руководством Пекина.

Популярные статьи сейчас
"Бусификацию" обещают искоренить: ТЦК применят новый подход к мобилизации Многочасовые очереди в ТЦК отменяются: в "Резерв+" заработала долгожданная функция Ощадбанк отменил ограничения для владельцев карт: что станет бесплатным Пенсионеры тоже получат свою "тысячу" на карту: кому адресована надбавка
Показать еще

Текст договора с Ираном не видели даже американские конгрессмены. Вопрос еще не решен. Единственное, что удивляет - визит представителя Госдепа Виктории Нуланд во время голосования изменений в Конституцию. По всем признакам можно говорить об определенном давлении.

С другой стороны, надо понимать, в США есть определенное недовольство Киевом. Прошло уже больше года, чтобы начать выполнять свои обещания и перед народом, и перед Западом. Реформы буксуют. Это многих удивляет.

- России выгоден выход Ирана из-под санкций?

- Не думаю. Российско-иранские отношения не простые. Иран владеет 10% ресурсов Каспийского моря, а претендует на большее. Москва и Тегеран не такие уж и партнеры.

Читайте также: "США заставили Украину капитулировать. Киев был не против" - Шмулевич

Что официальному Киеву делать в таких сложных международных перипетиях?

- Роль Украины - играть свою задачу, скорее интегрироваться в ЕС, строить надежную энергетическую систему и сильную армию. Но Порошенко торгуется с Кремлем. Американцам это не нравится.

- На этом фоне США могут ослабить санкции в отношении России?

- Санкции - предохранитель военного продвижения России в Украине. Думаю, ближайшие два года с РФ санкции не снимут. И Москва не уберется из Крыма и Донбасса. Следующий президент США может только затянуть удавку на шее Москвы, так как американцы не хотят, чтобы к Афганистану и Ближнему Востоку их еще втянули в Украине. Сейчас Вашингтон исправляет ошибку Буша, который открыл войну на два фронта - в Ираке и Афганистане.

- Сближение Москвы и Пекина может стать опасным для США настолько, что они будут вынуждены открывать окно возможностей и для Кремля, подобно Ирану?

- Верю в тактические и ситуативные договоренности между Поднебесной и РФ. Стратегически Китай и РФ в долгий союза вступать не будут. Через 10 лет Москва вообще перестает быть весомым игроком на мировой арене. Они с каждым месяцем теряют свое влияние.

Другое дело, что и американцы, и китайцы хотят усыпить русских, чтобы они не рыпались. Но тренд понятен, России некуда развиваться, их зажимают, в том числе и китайцы.

Конечно, американцам не нужно усиление Китая через дешевые российские ресурсы и эксплуатацию восточных территорий РФ. Но Пекин не рассматривает Россию как равноправного партнера. Это сырьевая база, которую должна поглощать экономикой Китая. О равноправии здесь и речи быть не может. Понятно, Китай нагревается на кризисе между Западом, Украиной и РФ.

- Почему Путин завела страну в это глухой угол?

- Потому что Майдан - первый большой вызов власти Путина в России. Запад закрыл глаза на войну в Чечне, на многочисленные военные преступления. Растущие цены на нефть играли тогда на руку Москву. Затем была Грузия 2008. Это тоже простили. А вот Крым стал проблемным. Сейчас Путина выгнали на минное поле, а цены на нефть проседают. Москва не может так работать, как работает Пекин. У них больше спонтанных и реактивных решений. У Путина слишком много власти, такой концентрации нет ни у США, ни у Китая. Один человек завязала на себе все, это порождает неэффективность и коррупцию.

- В чем слабость Киева?

- У нас все тоже, что у РФ. Возможно, меньше авторитаризма, но мы ближе к РФ, чем к Польше. Какая, на мой взгляд, главная задача у Порошенко? Затягивать деньги и технологии в Украине, манипулировать Западом для этой цели. Но у нас и тут, по сути, пассивная политика. У нас полтора года не было посла в США. У нас колоссальные недоработки лоббизма и спецслужб.

-Как будет действовать ЕС?

- Думаю, где-то 80% того, что делает ЕС по Украине, результат давления США. Украина для Европы не приоритет. Если бы не давление США, ЕС подписал бы с Путиным и Минск-3 и Минск-6. Обеспокоенная Польша, Балтика и, возможно, Румыния.

С другой стороны, хорошо, что есть такой тыл как Евросоюз, а не Беларусь. Но наша работа с ЕС еще хуже, чем с США. Поэтому Украина продают в пакете. Вина здесь только на Киеве. Если США нужен особый статус - продавят, потому что они платят. Если бы мы были Израилем, наши депутаты уже бегали бы по Вашингтону, выбивали документы по Ирану, напоминали о себе. Такой активности нет. Пассивность и приводит к таким последствиям.

Читайте также: "Украине нужно готовиться к трехлетней войне" - эксперт

- Насколько долго Украина в состоянии войны с РФ?

- Первое: если РФ продолжать себя так вести, через два года Путина поменяют. Российские и западные элиты не хотят противостояния. США не хотят, чтобы РФ начала сыпаться. Все хотят предсказуемую РФ. Путин для Запада как Каддафи.

Второе: Запад будет обкатывать оппозиционную российскую элиту. Путин это прекрасно понимает, поэтому начал сбивать их на старте – не пускает к выборам или запугивает.

Третье: противостояния может быть очень долго. Россия будет терять. Китай станет основным победителем.

Четвертое: Путин пойдет на открытую войну. Я не верю в ядерную войну, но максимальная интенсификация боевых действий - это реально. В итоге Россия рухнет, но на Украину.