Лидеры стран еврозоны на саммите одобрили третью программу помощи Греции. Об этом сообщил президент Европейского совета Дональд Туск на своей странице в Twitter. Саммит продолжался 15 часов.

Пока еще неизвестно, присоединится к программе помощи Греции МВФ, который ранее тоже кредитовал страну. Известно, что Греция попросила у ЕС 53,5 млдр евро, чтобы покрыть свои долги до 2018 года. На какие компромиссы пойдет Греция, чтобы получить кредит и решится ли выйти из Евросоюза. Об этом в интервью "Знай" рассуждает финансовый аналитик Виталий Шапран.

- Греки сказали окончательное "нет" требованиям европейских кредиторов. Что со страной будет дальше?

- Референдум - отправная точка, связанная с некоторыми нюансами европейского законодательства. Волеизъявление народа считается обязательным к исполнению. Греческое правительство просто получило козырь для переговоров с кредиторами. Хотя МВФ публично заявил, что он не признает результаты референдума. Но Греция должна им меньше всего — 20 млрд евро. А Европе — 210 млрд евро. Это довольно значительная сумма.

Кредитором номер один все равно остается Евросоюз и власти других стран ЕС, которые кредитовали Грецию в прошлом. Поэтому референдум скорее всего провели для них, чтобы показать: результаты нашего волеизъявления надо учитывать. После референдума риторика Ангелы Меркель и Франсуа Олланда смягчилась. Они ждут от Греции новых условий. То есть готовы работать с ними дальше на компромиссных условиях.

Популярные статьи сейчас
Подростки изуродовали женщину и сбросили ее со скалы: самого старшего преступника казнили с помощью пыток Размер выплат изменится: что ждет пенсионеров в 2025 году Многочасовые очереди в ТЦК отменяются: в "Резерв+" заработала долгожданная функция Украинцам выплатят по 4 500 гривен: кому посчастливится получить помощь
Показать еще

- Какими могут быть компромиссы?

- Греческое правительство не хочет сокращать социальные выплаты связаные с пенсионным обеспечением и безработицей. Они могут пойти на встречу кредиторам, но так, чтобы население от этого не пострадало. Но это не изменит ситуацию в целом. Потому что программы кредитов, которые выдавали кредиторы, в том числе и международный валютный фонд, не привели к тому, что греческая экономика заработала.

Там просто сумасшедшая безработица. Среди 11 млн населения - четверть безработных. А среди молодежи она достигает 50%. Никаких экономических стимулов для развития нет. Евросоюз потребовал от Греции сократить социальные выплаты из-за чего у них на 25% рухнул бы ВВП. Люди получая меньшие выплаты - покупают меньше. От этого падает экономика, потому что нет необходимости производить что-то в больших объемах.

- После референдума греческий премьер Алексис Ципрас звонил Владимиру Путину. Просил о финансовой помощи или советовался что делать дальше?

- Объемы помощи Греции настолько велики, что в России нет таких финансовых ресурсов, чтобы это сделать. Тем более в России в регионах проблемы с финансированием, поэтому вряд Россия будет спасать Грецию. Греция должна примерно 200 млрд евро.

В этом году долг увеличится еще на 26 млрд. Скорее всего переговоры велись для того, чтобы показать МВФ: в Греции есть альтернатива. Это был политический шаг.

Читайте также: У Греции есть три дня на реформы - Меркель

- Экономические проблемы в Греции тянутся еще с двухтысячных. Почему за столько времени страна не смогла справиться с кризисом даже с помощью миллиардных кредитов от Европы?

- Все это из-за политики левых правительств в Греции. У них были высокие социальные стандарты, которые привели к тому, что экономика страны "живет не по одежке". Все это время эту проблему откладывали-откладывали, а в последние 5 лет она стала просто критической. Сейчас в мире есть три страны, в которых отношение госдолга к ВВП более 160%. Это Греция, Зимбабве и Япония.

В Японии особая ситуация, потому что у них очень длинные займы и очень низкие ставки - 0,20-0,30%. А вот Греция и Зимбабве на первых местах. В Греции эти гигантские долги наращивала политика предыдущих правительств, которые исповедовали социалистическую идеологию. Поскольку Евросоюз уважает выбор народа - он вынужден был с этим мириться. Уже несколько раз кредиторы доходили до того, что хотели отказать в финансировании. Но из-за страха потерять Грецию с еврозоны это решение постоянно откладывали. Сейчас аналогичная ситуация. Стороны находятся в состоянии споров.

Удивляет только, что в этом процессе ни МВФ, ни ЕС своей вины не признает. Откуда взялся такой большой долг в Греции? Они выдавали финансирования, видели, что они выдают и на каких условиях. Они не проявили жесткости в 2005-м и позже - в 2008-м году. Поэтому доля вины лежит и на кредиторах.

- Возможно, действительно Грецию стоит отпустить из ЕС?

- Это невозможно. Представьте себе: все выплаты начинают выплачивать в драхме. А люди хотят хорошо жить. Сейчас их устраивают выплаты в евро. Они имеют свободный рынок, свободное передвижение по территории шенгена, могут поехать в любую страну за покупками. Есть еще юридические проблемы.

Греция вступила в еврозону уже будучи в составе Евросоюза. Это означает, что соглашение подписано между Брюсселем и Афинами до введения евро. Выход из еврозоны не предусматривает аннулирование этих соглашений. Если Греция выходит из еврозоны, между ней и другими европейскими странами надо ставить таможенные границы. Потому Грецию тогда исключат из свободного рынка Евросоюза и единого таможенного пространства. Это очень сложно. На это может уйти лет 5-7.

Читайте также: Россия будет поставлять энергетическое сырье Греции

- Может Украине ждать судьба Греция в ближайшие годы?

- Сравнивать ситуацию в Украине и Греции - грех. Это абсолютно ментально две противоположные страны. У нас война, а в 14-м году из страны вывезли $14 млрд. Это был просто сумасшедший отток капитала, который был связан с политическими процессами.

Дефолт в Украине и Греции имеют разную экономическую природу. Греки же решили, что хотят иметь высокие социальные стандарты и могут себе позволить жить за счет кредиторов. Вот и живут так. У нас вынужденная ситуация, которая не зависела от нашей страны. У нас не было возможности ее избежать. Потому на вывоз капитала экономисты не имели никакого влияния. А население тем более.

В целом, настроения среди украинцев другое. Взять хотя бы ту волну недовольства по поводу принятия закона о реструктуризации валютных кредитов. Украинцы более ответственные и не склонны к такому, что вот мы возьмем кредит и будем на него жить.