Каждый год, 4 августа, в маленькую деревеньку Куйбышевское, Котовского района, Одесской области съезжаются со всего мира староверы. Сами себя они называют "иннокентийцами" и последователями своего учителя – Иннокентия Балтского. Именно здесь, в Куйбышевском находится уникальнейший подземный монастырь, построенный Иннокентием Балтским, куда каждый год приезжают паломники.

Впрочем говорить об иннокентийцах и их подземном монастыре не хотят ни чиновники, ни церковные служители.

"Знай" побывал в необычной деревне и узнал, чем живут староверы-иннокентийцы.

Куйбышевское – совсем маленькая деревня, добраться куда не так-то уже и просто. В деревне – несколько десятков жилых домов, да церквушка. Сельсовета нет – Куйбышевское относится к сельсовету соседней деревни Липецкое.

Местные селяне уверяют – их в деревне около сотни человек.

Популярные статьи сейчас
Астролог назвал точную дату окончания войны - надежды на 2024 год были напрасны Украинцам доступна новая денежная помощь: кто получит больше 10 тысяч гривен Что на самом деле делают контролеры с вашими счетчиками: чего бояться, а чего не стоит Оля Полякова узнала, что беременна, после развода: как на самом деле появился Буряковский
Показать еще

Они охотно показывают, как пройти к подземному монастырю – благо, расположен он за деревней, прямо в чистом поле.

Читайте также: Монахине связали руки и избили: подробности убийства в Киеве

"Его и сейчас называют "Райский сад". В начале века там был монастырь на 90 келий и три церкви под землей. Купол одной из церквей был 15 метров. Но пришли большевики, все засыпали землей, входы взорвали – так оно и стоит все", уверяет дедушка Александр, местный.

Иннокентийцы и "черные археологи" успели откопать по нескольку десятков метров коридора, да на том все и остановилось. Весь монастырь под землей не раскопанный, а сверху – только поле одно.

Большинство селян из Куйбышевского, а это в основном люди старшего возраста, признаются, что являются иннокентийцами. И хотя монастырь засыпан, многие приходят сюда, чтобы помолиться.

Иоанн Левизор

Ольга Черная, исследователь из Котовска несколько лет собирала информацию о том, как зарождалось само движение иннокентийцев и как создавался монастырь.

"Все начиналось из легендарной личности – иеромонаха Иннокентия Балтского (в миру Иоанна Васильевича Левизора), – рассказала Ольга. – Иннокентий родился в 1875 году в деревне Косуэц, Бессарабской губернии, в семье очень верующих крестьян. С детства будущий иеромонах отличался послушанием, предпочитал молитвы и уединение. Первую часть своей жизни Левизор провел в духовных исканиях – жил по разным монастырям. Во многих монастырях его ненавидели – своей праведностью и образом жизни он служил немым укором остальной братии", - рассказала Ольга.

Левизора в1908 году пригласили в монастырь в Балту, где они принял постриг и стал иеромонахом Иннокентием.

"Иннокентий получил право проповеди и осуществлял проповедь на молдавском языке. Большинство крестьян больше понимали молдавский язык – он был для них родным, поэтому шли именно к Иннокентию, который оказался отменным проповедником", - рассказывает Черная.

Сам иеромонах вскоре начал на глазах у прихожан творить чудеса – исцелял больных, отворачивать непогоду, предсказывать будущее. Молва быстро разнесла по округе, что в простого монаха вселился Господь – к Иннокентию стали приходить за чудом не только со всей Бессарабии, из соседних стран.

Так или иначе, но в Балте появился харизматичный лидер, за которым готовы были пойти люди. И, естественно, местным элитам и чиновникам это не могло понравиться.

Читайте также: Двух епископов-догналитов депортировали из Украины

Тогда Церковь возглавлял кишиневский Епископ Серафим – аристократ, российский офицер, который не мог противостоять своенравному сельскому монаху, за которым фанатично шла паства. Иеромонаха назвали еретиком, обвинили в сепаратизме, совращении женщин и во многих других грехах.

Иннокентия отправляют в ссылку на Соловки.

"Райский сад"

Пещеры под Куйбышевским начали строить еще в 1912 году. Все делалось тайно. Чтобы скрыть пещеры – наверху посадили сад, от него и пошло название монастрыря – "Райский сад". Позже в саду появилась часовня, кладбище и хозяйственные постройки. Но люди жили в основном под землей.

В ограде сада были входы, своды которых укрепили гранитом, а сами пещеры растянулись почти на три километра и представляли собой несколько коридоров с кельями.

Всего же устроено было 89 небольших келий. Они располагались друг на против друга, здесь же, под землей, располагалось и три церкви - две мужских и женская, В одной из мужских молился сам Иннокентий.

По словам отца Киприана, церкви были украшены иконами, в том числе и драгоценными. Ведь паломники к монастырю приходили с Бессарабии, Румынии, России и даже Югославии.

С Соловецкого монастыря Иннокентий Балтский вернулся только в 1917 году. И назвал творение своих прихожан "Райским садом", поселившись вместе с ними.

До 1921 года монастырь процветал. Здесь оказывали помощь всем, кто в ней нуждался – помогали морально и материально.

Читайте также: Сервантеса через 400 лет после смерти похоронили в Испании

Иннокентий Балтский погиб через несколько лет при загадочных обстоятельствах. Официальная версия смерти была - отравление.

"Где захоронено тело иеромонаха до сих пор неизвестно. Известно только, что его увезли в морг. Один из священников хотел снять из трупа крест. Но когда дернул за крест, труп привстал, так его и увезли в полусидячим состоянии. Затем тело пропало. Иннокентиевцы считают, что он вознесся на небеса", - так вкратце отец Киприан рассказал историю монастыря.

В 1921 году Советская власть разрушила монастырь.

Вторая жизнь "Райского сада"

Отец Киприан показывает один из оврагов в поле за селом - вход в подземелье зарос травой. Иннокентиевцы с трудом раскопали часть коридора – на несколько метров вглубь и обустроили здесь часовенку. Часто ходят сюда просто помолиться.

По словам отца Киприана, солдаты, которые взрывали святыню вынесли практически все ценное. Но "черных археологов" это не останавливает – ведь под землей хранится немало утвари из старых времен.

Иннокентийцы собираются на месте бывшего сада два раза в год – в январе и августе.

"Приезжают отовсюду. Даже из Австралии как-то приезжали к нам. Помолятся на этом месте и уезжают. Общался с ними – люди все хорошие, порядочные, стараются жить праведно", - рассказал Киприан.

Игуменья Серафима – местная жительница почти всю свою жизнь провела в монастырях. От отца Нектария, который умер в 2007 году, она узнала об Иннокентии и его чудесах. С тех пор живет в Куйбышевском. Здесь почти все – иннокентийцы.

На иконах Иннокентия изображают с шестью крыльями.

Нетленность веры

"Остались и письма, и рукописи Иннокентия. Есть и свидетельства очевидцев чудес святого. А уж если раскопают монастырь – думаю, что останки монахов, которые остались под землей, найдут нетленными – а это только докажет их святость", - признается игуменья.

Женщина показывает письменное свидетельство одного из строителей монастыре, где описана история, как во время строительства случился обвал и сильно травмировал мужчину-строителя. Иннокентий Балтский исцелил его с помощью рук.

Чудеса иеромонаха передаются здесь от поколения в поколение. Ольга Черная до сих пор собирает все свидетельства чудес.

"Однажды пришла к отцу Иннокентию женщина с сыном, глухонемым от рождения. Мать его пошла первая на благословение. Потом указала своему сыну жестами рук, чтобы он сделал тоже самое. Иннокентий спросил у женщины, кем приходится ей этот молодой человек, и почему она называет его жестами. Она ответила, что это ее глухонемой сын. Тогда Иннокентий обратился к сыну этой женщины, и задал ему вопрос: "с кем ты пришел ко мне?" Никто не ожидал что-то услышать, но на удивление всем, парень ответил, что пришел сюда со своей матерью. Мать с сыном стали рыдать, они безмерно благодарили Иннокентия".

"Одна женщина по имени Елена отправилась к отцу Иннокентию с ребенком на руках, но по дороге ребенок скончался. Она села у ворот монастыря с ребенком на руках и заплакала. Из монастыря вышел монах с крестом в руках, это был Иннокентий. Он подошел к женщине и спросил: "Что случилось?" Она сказала что сын ее умер и тогда Иннокентий благословил ребенка крестом, и потрясая его за подбородок, произнес: "Хей, проснись, хватит спать!" После этого ребенок словно проснулся и схватился за его шею. А Елена, ошарашена случившим, не знала, как благодарить отца Иннокентия".

"Иннокентий раздавал деньги бедным. Однажды к нему пришел человек из Липецкого, и сказал, что у него пропала корова, обманывая отца. Иннокентий переспросил: "Ты правду мне говоришь?" Мужчина ответил: "Да, отец, правду говорю". И тогда достал Иннокентий деньги из кармана и дал ему. Мужчина поблагодарил его, и хотел было идти, но Иннокентий подал ему нож и сказал, чтобы снял этим ножом кожу. Мужчина не понял ничего, взял нож и отправился домой. Когда пришел-увидел что его корова умерла. Он вернулся к отцу Иннокентию и попросил прощения за обман. Но Иннокентий сказал ему: "Ты не меня обманул, а Бога"!

Балтский психоз

Впрочем, со святостью иеромонаха Иннокентия не все согласны.

Краевед из Балты Алексей Филлипович считает иннокентийское движение типичным массовым религиозным психозом, который сопровождает любую секту – на то время движение иннокентийцев называли "Балтским психозом". Впервые этот термин употребил исследователь Мирча Элиаде.

"Его сторонники говорят о том, что он выходец из крестьянской семьи, всю жизнь искал себя духовно. Противники отмечают, что есть источники, что Ивана Левизора постоянно уличали в кражах и отнюдь не духовном образе жизни – именно поэтому Левизор сменил несколько монастырей, из которых его периодически изгоняли за его же поведение, пока он не осел в Балте", - рассказал Филлипович.

Никакого подтверждения чудес, совершаемых Иннокентием, не было. Многие историки склоняются к тому, что оголтелый народ хотел верить и хитрый Левизор, с помощью подставных людей, давал им эту веру.

В те же времена в Балте с помощью опального иеромонаха даже была создана лечебница, где изгоняли дьявола.

"Очевидцы, которые видели эти ритуалы, были в ужасе от деяний Иннокентия. Часто от его обрядов люди даже погибали. В то время, все можно было списать на происки дьявола. Иннокентийцы постоянно держали строгий пост. Они отрицали семью, родственные связи, любые житейские радости. От оказания медицинской помощи они также отказывались. Все равно неизбежен конец света. В основе веры иннокентьевцев лежит мысль о том, что весь смысл жизни состоит в подготовке к Страшному суду. Единственный способ такой подготовки "сектанты" видели в ликвидации всего имущества и бегстве от мира", - говорит Филлипович.

Монастырь до сих пор наводит ужас на тех, кто не является приверженцем иннокентийского движения.

"Попробуйте представить себе людей, которые по своей воли на месяцы или даже годы ушли от солнечного света, под землю. Это заживо гниющие трупы. Были свидетельства очевидцев, которые рассказывали о том, что в самих подземельях верующие умирали от чахотки и других заболеваний. И не известно точно, что творилось в подземельях – одни говорят об аскетическом образе жизни монахов и верян, другие же утверждают, что в подземном монастыре царила антисанитария и разврат", - рассказал краевед.

Люди верят или не верят в чудеса иеромонаха Иннокентия Балтского. Но неоспоримым остается тот факт, что подземный монастырь – уникальный исторический памятник. Но он до сих пор не учтен, как объект культурного наследия и никем не охраняется.

Одесская епархия несколько лет назад за раскопки монастыря хотела взяться и основать на месте сектантского монастыря церковь. Но из-за разногласий в самой епархии раскопки остановились.