Закон "О разгосударствлении СМИ" полностью изменит рынок местной прессы Украины. Время, когда районные газеты финансировались из госбюджета, поддерживали и возвращали к власти действующих чиновников, прошло.

Не грозит ли реформа закрытием сотен единственных районных изданий? Не приведет ли она к распределению медиа-ресурсов между местными олигархами? Как будут жить журналисты в регионах по новым правилам?

"Знай" расспросил эксперта ОО "Институт массовой информации" (ИМИ) Романа Кабачия.

- Каким образом реализация закона повлияет на десятки региональных СМИ, которые существуют исключительно за государственные средства?

- Потери поля не будет. В основном жизнеспособные местные газеты просто переформатируются и продолжат публиковаться. Так, в Конотопе мы видели ситуацию, когда искусственно уничтожили местное издание. Община восстановила его на свои деньги и сейчас оно существует в лучшем формате.

Популярные статьи сейчас
Подорожает не только электроэнергия: коммуналка станет неподъемной ношей Бесплатный проезд для всех: украинцам отменят плату за коммунальный транспорт Украинским семьям выплатят 10 800 грн: как подать заявку Платежки за май не порадуют: поставщик газа повысил тариф
Показать еще

Вопрос в том, есть ли необходимость в агитлистке, который называется "районная газета"? Если издание целиком дотируется и зависит от власти - от его закрытия будет лучше всем.

- Но ведь не во всех регионах местные СМИ самодостаточны?

- Мне это напоминает ситуацию с украинцами в ​​Польше: они покупают украинское издание "Наше слово" только "потому, что надо". Очень много пенсионеровпо привычке покупают какую-то районную газету, а затем на выборах голосуют ... за представителей власти, которых эта газета воспевает.

Общины нуждаются в осмыслении и аналитике происходящего в их сообществах. Но есть ли такая аналитика в существующих изданиях? Кроме воспевания власти, у них ничего нет.

Кроме того, закон закрепляет и делает обязательным внедрение передового опыта управления. Пример - в "Черноморских новостях" Одесской области и "Новом дне" в Мелитополе, произошел конфликт между коллективом и местными советами, которые были их учредителями и собственниками. Редакции газет перерегистрировали свои СМИ на коллектив и стали независимыми. Сейчас они живут с рекламы, пишут острые материалы и чувствуют себя прекрасно.

- Дополнительное финансирование медиа со стороны государства существует и в странах Европы. Какой опыт был бы полезным для Украины?

- В Европе нет такого понятия, как "издание районного совета". Маленькие газеты также живут за счет рекламы. Я могу только привести примеры, как им помогают выживать.

В Польше есть сообщество малых изданий, которое выходит с предложениями на крупных спонсоров: "Хотите попасть в дом бабушки из маленького села, которая не покупает "Газету Выборчу"? Рекламируйтесь в нашей сети, чтобы попасть сразу в две тысячи газет".

Второй путь - оплата официальных объявлений. Скажем, в сельских и районных изданиях государство оплачивает объявления о конкурсах по продаже земель. Та же "Газета выборча" - крупнейшая газета Польши, получает немалые деньги из бюджета именно за публикацию объявлений в своих региональных изданиях. Это вполне чистые деньги, которые не влияют на редакционную политику.

У нас же районы и города закладывают в бюджет статью "Сотрудничество со СМИ". Эти деньги расходуются на прямую джинсу. И это немаленькие суммы! И такие публикации не отмечают как рекламные.

Читайте также: Газета бывшего регионала угрожает журналисту "головкой об асфальт"

- Не получится ли так, что прекращение государственного финансирования приведет к геометрическому росту джинсы?

- Это только так кажется. Газеты старого формата не являются носителями демократии и вообще - архаизм. Если издание е может жить в демократическом формате - чего лить слезы по ее закрытию?

Мы живем в 21-м веке, где новые медиа и социальные сети - гораздо важнее районных печатных газет. Почему из кармана налогоплательщика должны финансировать издание конкретного руководителя конкретного райсовета или области? Что за финансирование пиара местных князьков? И это в то время, когда в Запорожье, Одессе и Днепропетровске, которые мы сейчас мониторим, работают вполне качественные и профессиональные местные издания. Почему они должны бороться за аудиторию с государственным бюджетом?

- Неужели во многих малых городах есть достаточный рекламный рынок для этого?

- Во-первых, если человек хочет работать с информацией - он ​​будет это делать вне зависимости от государственных средств. Да, остается угроза перераспределения регионального рынка прессы между местными олигархами, но у нас в стране в целом - "олигархическая демократия". Несколько точек зрения на события - уже плюрализм.

Во-вторых, должна измениться система распространения прессы. Давайте уничтожать коррупционную составляющую в распространении! Спросите у ряда журналов: сколько стоит "выход" на область, и почему они за почти десять лет существования продаются только в нескольких областях Украины? Когда и на этом рынке появится конкуренция - именно продажа станет одной из важнейших статей бюджета СМИ. Обходит же "Новая почта" сейчас "Укрпочту"! Так же должно произойти и в распространении прессы.

- Насколько удастся преодолеть сопротивление местных чиновников в исполнении этого закона?

- Это вопрос к местным активистам. Сейчас чиновники, особенно на местах, не чувствуют себя такими уж безнаказанными. "Опора", "Комитет избирателей Украины", различные локальные общественные инициативы так или иначе смотрят "за руками" чиновников и не позволяют злоупотреблять полномочиями.

Так что дело за местными элитами, которые должны подчинить себе чиновников, а не наоборот.

Читайте по теме: Журналисты требуют принятия закона о разгосударствлении СМИ (фото)