Закон "О разгосударствлении СМИ" полностью изменит рынок местной прессы Украины. Время, когда районные газеты финансировались из госбюджета, поддерживали и возвращали к власти действующих чиновников, прошло.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяНе грозит ли реформа закрытием сотен единственных районных изданий? Не приведет ли она к распределению медиа-ресурсов между местными олигархами? Как будут жить журналисты в регионах по новым правилам?
"Знай" расспросил эксперта ОО "Институт массовой информации" (ИМИ) Романа Кабачия.
- Каким образом реализация закона повлияет на десятки региональных СМИ, которые существуют исключительно за государственные средства?
- Потери поля не будет. В основном жизнеспособные местные газеты просто переформатируются и продолжат публиковаться. Так, в Конотопе мы видели ситуацию, когда искусственно уничтожили местное издание. Община восстановила его на свои деньги и сейчас оно существует в лучшем формате.
Вопрос в том, есть ли необходимость в агитлистке, который называется "районная газета"? Если издание целиком дотируется и зависит от власти - от его закрытия будет лучше всем.
- Но ведь не во всех регионах местные СМИ самодостаточны?
- Мне это напоминает ситуацию с украинцами в Польше: они покупают украинское издание "Наше слово" только "потому, что надо". Очень много пенсионеровпо привычке покупают какую-то районную газету, а затем на выборах голосуют ... за представителей власти, которых эта газета воспевает.
Общины нуждаются в осмыслении и аналитике происходящего в их сообществах. Но есть ли такая аналитика в существующих изданиях? Кроме воспевания власти, у них ничего нет.
Кроме того, закон закрепляет и делает обязательным внедрение передового опыта управления. Пример - в "Черноморских новостях" Одесской области и "Новом дне" в Мелитополе, произошел конфликт между коллективом и местными советами, которые были их учредителями и собственниками. Редакции газет перерегистрировали свои СМИ на коллектив и стали независимыми. Сейчас они живут с рекламы, пишут острые материалы и чувствуют себя прекрасно.
- Дополнительное финансирование медиа со стороны государства существует и в странах Европы. Какой опыт был бы полезным для Украины?
- В Европе нет такого понятия, как "издание районного совета". Маленькие газеты также живут за счет рекламы. Я могу только привести примеры, как им помогают выживать.
В Польше есть сообщество малых изданий, которое выходит с предложениями на крупных спонсоров: "Хотите попасть в дом бабушки из маленького села, которая не покупает "Газету Выборчу"? Рекламируйтесь в нашей сети, чтобы попасть сразу в две тысячи газет".
Второй путь - оплата официальных объявлений. Скажем, в сельских и районных изданиях государство оплачивает объявления о конкурсах по продаже земель. Та же "Газета выборча" - крупнейшая газета Польши, получает немалые деньги из бюджета именно за публикацию объявлений в своих региональных изданиях. Это вполне чистые деньги, которые не влияют на редакционную политику.
У нас же районы и города закладывают в бюджет статью "Сотрудничество со СМИ". Эти деньги расходуются на прямую джинсу. И это немаленькие суммы! И такие публикации не отмечают как рекламные.
Читайте также: Газета бывшего регионала угрожает журналисту "головкой об асфальт"
- Не получится ли так, что прекращение государственного финансирования приведет к геометрическому росту джинсы?
- Это только так кажется. Газеты старого формата не являются носителями демократии и вообще - архаизм. Если издание е может жить в демократическом формате - чего лить слезы по ее закрытию?
Мы живем в 21-м веке, где новые медиа и социальные сети - гораздо важнее районных печатных газет. Почему из кармана налогоплательщика должны финансировать издание конкретного руководителя конкретного райсовета или области? Что за финансирование пиара местных князьков? И это в то время, когда в Запорожье, Одессе и Днепропетровске, которые мы сейчас мониторим, работают вполне качественные и профессиональные местные издания. Почему они должны бороться за аудиторию с государственным бюджетом?
- Неужели во многих малых городах есть достаточный рекламный рынок для этого?
- Во-первых, если человек хочет работать с информацией - он будет это делать вне зависимости от государственных средств. Да, остается угроза перераспределения регионального рынка прессы между местными олигархами, но у нас в стране в целом - "олигархическая демократия". Несколько точек зрения на события - уже плюрализм.
Во-вторых, должна измениться система распространения прессы. Давайте уничтожать коррупционную составляющую в распространении! Спросите у ряда журналов: сколько стоит "выход" на область, и почему они за почти десять лет существования продаются только в нескольких областях Украины? Когда и на этом рынке появится конкуренция - именно продажа станет одной из важнейших статей бюджета СМИ. Обходит же "Новая почта" сейчас "Укрпочту"! Так же должно произойти и в распространении прессы.
- Насколько удастся преодолеть сопротивление местных чиновников в исполнении этого закона?
- Это вопрос к местным активистам. Сейчас чиновники, особенно на местах, не чувствуют себя такими уж безнаказанными. "Опора", "Комитет избирателей Украины", различные локальные общественные инициативы так или иначе смотрят "за руками" чиновников и не позволяют злоупотреблять полномочиями.
Так что дело за местными элитами, которые должны подчинить себе чиновников, а не наоборот.
Читайте по теме: Журналисты требуют принятия закона о разгосударствлении СМИ (фото)