Как и обещали, журналисты портала "Знай.ua" продолжают следить за ситуацией с освоением грантовых средств, любезно предоставленных донором в лице ЕС для социально-экономической адаптации вынужденных переселенцев на Полтавщине. В прошлом материале мы подняли насущную проблему жилья для беженцев. В этой же статье, мы поговорим о том, как чиновники "удовлетворяют" остальные их потребности.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяПожаловаться – не значит решить проблему (или значит?)
В Полтавской области вообще всячески стараются решить все первоочередные проблемы переселенцев. Очевидно, что проблема нехватки жилья, питания и работы – не самая основная. Судя по всему, прежде всего переселенцы нуждаются в обновленном ПО для коммунальной бюджетной организации "Областной контактный центр" Полтавской областной рады. Говорят, что новое обеспечение в разы повысило эффективность и автоматизировало работу центра. Теперь оператор тратит на обращение одного гражданина не 20 минут, а "в три раза меньше времени". Конечно же, это прелестно, что переселенец теперь сможет обращаться со своей проблемой в три раза чаще, только не совсем понятно, как именно это поможет ее решить. Тем не менее, на это нововведение благополучно потратили около 15 тысяч евро из суммы, переданной Евросоюзом.
Исходя из информации, размещенной в одном из местных СМИ, которое освещало данное радостное событие, все эти деньги пошли на то, чтобы принимать более сотни звонков в месяц – при грубом подсчете это 3,3 звонка в день. Вообще не понятно, как они с таким наплывом справляются. Если продолжить математические подсчеты, выходит, что раньше на разговоры с гражданами уходило чуть более часу рабочего времени. Сегодня это занимает всего минут 20. Вывод – очевиден. Деньги потратили не зря.
[[{"fid":"175466","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"1":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"height":"695","width":"571","class":"media-element file-default","data-delta":"1"}}]]
Последнее, что хотелось бы сказать по этому поводу. Оказывается, что сам "Областной контактный центр" был создан не так давно – в рамках исполнения постановления Кабмина (№ 21) от 18 января 2012 года. И что-то подсказывает, что на это самое исполнение постановления уже были выделены бюджетные средства. А, учитывая, что это произошло не так давно, закрадываются некоторые сомнения в том, что за неполных 4 года ПО для колцентра может так существенно устареть.
Магическое число "1734"
Еще одним архиважным подарком для переселенцев стала покупка 1734 единиц экземпляров "книг отечественных и зарубежных авторов, учебно-методических пособий, журналов и произведений для музыкальных инструментов", которые должны будут покрыть острую потребность читателей и школ эстетического воспитания города Полтавы.
Соответствующая литература также была профинансирована за счет Европейского гранта. На данный момент ее стоимость пока не известна, но что-то подсказывает, что она не превышает 60.000 евро.
Не дороже 59.999 евро
Чтобы немного подстраховаться, донор, "подаривший" Полтавской области более миллиона евро, вместе с деньгами прислал и рекомендации о том, как эти средства осваивать.
Правда, чтобы не создавать лишних неудобств в процессе помощи нуждающимся и для ускорения принятия решений, посоветовал своим украинским партнерам проводить по ним только закупки, стоимость которых превышает отметку 60 тысяч евро. Все остальные финансовые операции, согласно мнению европейских партнеров, могут проходить по "местным" правилам проведения тендерных процедур. Ну что же, как говорится: "Вызов - принят".
Читайте также: Грантовая бездна полтавской благотворительности: на что уходят деньги международных доноров
Протезы
А еще, в рамках программы помощи ЕС была предусмотрена покупка тотальных эндопротезов тазобедренного сустава.
Информационный запрос по этому поводу был подан 10.05.2016 и в Департамент экономического развития, и в Департамент здравоохранения Полтавской ОДА.
Из Департамента экономического развития пришел ответ (17.05.2016), что все закупки пройдут в соответствии с правилами Европейского Союза. Сослались на то, что главным критерием отбора была цена. Кстати, сказали, что сумму закупки озвучивать не обязаны, чтобы конкурс проходил объективно и непредвзято. На момент отправки ответа (через год после подписания соответствующего контракта с ЕС) закупка так и не была проведена.
[[{"fid":"175469","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"2":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"height":"941","width":"700","class":"media-element file-default","data-delta":"2"}}]]
Однако более интересный ответ поступил из Департамента здравоохранения ОДА (18.05.2016). В нем, нам поведали грустную историю о том, почему протезы тазобедренных суставов так и не поступили. Рассказали, что открытые торг по данному вопросу были проведены в соответствии с намеченным планом. Даже договор на поставку был подписан. Однако, в ноябре 2015 года, в связи с требованием Департамента экономического развития, деньги были возвращены на счета Департамента здравоохранения, а подписанный договор пришлось расторгнуть.
[[{"fid":"175470","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"3":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"height":"990","width":"700","class":"media-element file-default","data-delta":"3"}}]]
Следующая попытка закупки протезов не состоялась в январе 2016 года, по причине "стремительного обесценивания национальной валюты". И действительно, в начале 2016 года курс гривны по отношению к мировым валютам изменился. Хотя назвать это изменение стремительным (по сравнению с предыдущим периодом, за который гривна подешевела в 3 раза) сложно.
[[{"fid":"175471","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"4":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"height":"260","width":"700","class":"media-element file-default","data-delta":"4"}}]]
Так вот, исходя из текста, в несостоятельности нового тендера были виноваты уже сами поставщики, которые пытались внести в условия поставки механизм компенсации курсовой разницы.
Далее Департамент рассказывает, что чтобы хоть как-то выйти из тяжелой ситуации, когда не получается потратить донорские деньги, им пришлось пойти на неожиданный шаг – объединить лоты и уменьшить их количество с 6 до трех. Необычность этого шага состоит в том, что при таком слиянии лотов общая стоимость каждого конкретного из них возрастает. И при достижении отметки в 60-100 тысяч евро за лот, торги по ним начинают проходить в обязательном порядке в соответствии с регламентом, утвержденным ЕС – на основании конкурентных переговоров. Хотя, судя по тому, что в итоге до участия в этих конкурентных переговорах "дожили" только несколько из поставщиков (а по одному из лотов на момент написания ответа вообще изъявил желание вести переговоры только один участник), возможно, такое решение Департамента было не таким уж и неожиданным.
[[{"fid":"175473","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"5":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"height":"990","width":"700","class":"media-element file-default","data-delta":"5"}}]]
[[{"fid":"175479","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"6":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"height":"569","width":"700","class":"media-element file-default","data-delta":"6"}}]]
Аргументировать вышеизложенную позицию Департамент решил довольно интересно: на момент написания ответа по их данным среди ВПО не было тех, кто нуждался бы в ревизионном эндопротезировании, были только лица, нуждающиеся в первичном протезировании. Понятное дело, что неспециалисту в этой разнице будет не просто разобраться. Однако, если расшифровать термины, в сообщении сказано, что вышеупомянутые суставы нужны не для замены уже установленных имплантов, а для установки "первых". В чем состоит принципиальное отличие с точки зрения бюджета, рассчитанного на закупку протезов в принципе – не понятно.
Детсады
Еще один запрос был подан того же числа в управление образования исполнительного комитета Полтавского городского совета. В нём запрашивался отчет по расходованию средств на организацию дополнительных групп в детсадах города, в которые поступили дети ВПО, о количестве таких детей и о том, в какие именно учреждения эти дети пошли.
Из их ответа (18.05.2016) мы узнали, что по состоянию на 29.04.2016 в детских садах Полтавы было создано 6 дополнительных групп. Закупили матрасы, одеяла, подушки, покрывала, постельную ткань (тут не совсем понятно, почему именно ткань), тарелки для первого и второго блюда, пирожковых тарелок, чашек, блюдец, столовых ложек и вилок, чайных ложек, ложек разливных и гарнирных. Одним словом, сервировали, как в ресторане. Странно, что смогли обойтись без ножей, соусниц и оборудования для фондю. Еще прикупили пластмассовых ведер, кастрюль, чайников, пластмассовых мисок и тазов и каких-то "ящиков для наборов". Закупили с запасом – для 180 человек. Хотя на тот момент "переселилось" только 166 детей. Финансирование самих заведений осуществляется за счет городского бюджета.
[[{"fid":"175480","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"7":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"height":"989","width":"700","class":"media-element file-default","data-delta":"7"}}]]
Отчет по закупке, как и полагается, опубликовали на сайте. Но вот незадача, если кто-нибудь когда-нибудь пользовался услугами этого портала, он знает, что информации на нем можно получить ничтожно мало. Хотя, если изначально поставить перед собой цель, чтобы важная документация была одновременно опубликована в соответствии с действующим законодательством и была максимально спрятана – лучшего места, чем этот сайт не сыскать.
<[[{"fid":"175482","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"8":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"height":"325","width":"700","class":"media-element file-default","data-delta":"8"}}]]
Не дня без благотворительности
Спешим отметить, что активное содействие в ряде описанных выше и многих других проектов по поддержке переселенцев, если верить публикациям в СМИ, оказывают наши "старые знакомые" из БО "Світло надії". И, по всему видно, сбавлять благотворительных оборотов они не собираются, анонсируя все новые и новые проекты. Например, в рамках одной из таких инициатив, они хотели "створити майданчик примирення", аккурат вокруг своего "приюта" в переулке Шевченка 5а. Там собирались установить беседки, лавочки, стол (в единственном числе) для настольного тенниса, урны, детская площадка, уличные тренажеры. Ну и саженцев купили бы, куда ж без них. Все работы должны были проводиться силами "воспитанников" учреждения (приют для бездомных и освобожденных заключенных), о чем они, кстати, открыто заявляют на своей странице в соцсети. При этом, на исполнение благотворительного проекта они просили каких-то несчастных 395.600 гривен из Полтавской городской казны.
[[{"fid":"175483","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"9":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"height":"337","width":"700","class":"media-element file-default","data-delta":"9"}}]]
А если учесть, что они уже давно опекаются такими важными и актуальными проектами, как метадоновая программа, ВИЧ/СПИД и ряд других, остается только спросить: кто-то вообще контролирует деятельность благотворительных организаций и то, на что они "тратят" гранты иностранных доноров. Вопрос риторический – отвечать не обязательно. Остается надеяться, что после выхода нашего материала он перейдет из области "вечных вопросов" в поле зрения компетентных органов. Более того, очевидно, это не последний из наших материалов, посвященный деятельности "благотворителей". В будущем мы планируем донести этот вопрос непосредственно до иностранных Доноров, чтобы они начали интересоваться, кто и как осваивает их средства.