Рядом с бойцами Украинской армии с первых дней АТО находятся и медики. Кто выносит раненых с поля боя, кто-то принимает борта с тяжелоранеными и сразу бежит в операционную. По данным председателя комитета ВР по вопросам здравоохранения Ольги Богомолец, за время АТО на востоке страны погибли 16 медиков и еще 60 получили ранения различной степени тяжести.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться"Знай" поинтересовался, как украинские медики спасают жизнь нашим солдатам.
Главный врач Днепропетровской областной больницы имени Мечникова Сергей Рыженко за последний год стал настоящей звездой в социальных сетях. Каждое его сообщение лайкают и распространяют - а пишет Сергей о раненых бойцов и их невероятные истории.
"Мама и жена целуют безмолвное тело, молятся, рассказывают о детях. Это выше понимания. Вопреки теории и практике. В больнице Мечникова такие тяжелые выживают, хотя раны несовместимые с жизнью. Тяжелые операции, несколько суток битвы со смертью ... "- так коротко врач пишет об искалеченном бойце.
"Руслану 37 лет. Ранения груди и живота, раздавленных правую почку, печень, разорвана диафрагма, контузия легкого. Тяжелый шок и четыре операции, три литра перелитой крови. Десяток осколочных ранений уже и не считаю. Утром медсестра Виктория делает ему перевязку. Здесь, в больнице, у него снова началась жизнь ", - пишет Рыженко.
Записи Сергея Рыженко - это и боль, и страдания, и ужасы страшной войны. Но и вместе с тем - надежда, любовь, вера в хорошее будущее.
"Тест на любовь - положительный. Сотни суток в плену, сотни раз прощался с жизнью, десятки раз терял сознание. Перелом тазовых костей. В памяти только день рождения любимой - 2 июля. Жена в больнице Мечникова. Встреча с жизнью и с любовью. Любимая приехала, рядом с ним в реанимации. Все у нас дальше будет хорошо - будем жить. Тест на любовь пройден. "
Читайте также: Американец показал, чем жертвуют бойцы ради победы в Украине (фото)
"Раны, как звезды горят на теле. Шесть бойцов поступило в больницу за сутки. Трое в реанимации, двое после пленения. Роману 35 лет, на тело даже издалека страшно смотреть. Многочисленные ранения грудной клетки, брюшной полости. Поврежден весь кишечник, печень, диафрагма. Простреленные обе ноги. Пневмония, менингоэнцефалит. Состояние критическое, перенес уже восемь операций. Лучшие профессора не отходят. У воина шесть детей, самому младшему - семь месяцев. Надо выжить .. "
Сам Сергей Рыженко рассказывает, что война для него началась 9 мая 2014.
"К нам впервые привезли раненых - всего было 19 человек - именно после обстрела. Мы столкнулись с ситуацией, когда одновременно нужно было установить 12 аппаратов для вентиляции легких - бойцы не могли самостоятельно дышать. Большинство ранений пришлась на верхнюю часть туловища, грудную клетку, голову. Ноги почему-то были ранены меньше. И когда мы впервые зашли в операционные - остолбенели и поняли: к нам пришла война ", - говорит Рыженко.
Ранее медики удивлялись страшным картинам - солдат привозили в грязи и пыли с поля боя, часто с оторванными конечностями, одежда на них приходилось разрезать. Сейчас тем, что из одежды у раненого выпадают патроны - уже никого не удивишь. Врачи даже установили специальный сейф, куда складывают такие находки и затем отдают военным.
"Был такой момент - привезли бойца. Пока его несли к операционной - у него отпала нога. оказывается, его друг на поле боя просто примотал оторванную ногу скотчем и бинтом. Ужасная была картина. Наша медсестра упала в обморок. Помощь в операционной оказывали обоим - и бойцу и нашей медсестре ", - рассказывает главврач.
На передовую на обычной скорой
Ранее до войны врачи больницы Мечникова считали, что завдение обеспечено всем необходимым. 12 вентиляционных аппаратов достаточно для любой больницы в мирное время, но не тогда, когда массово поступают тяжелые ранения. Поэтому оборудование в Днепропетровск пришлось доставлять из соседних городов.
"К нам везут самых тяжело раненых. Обычно за день таких 10 - 20 человек. Больше всего было после Иловайского котла. Тогда за сутки нам привезли 150 раненых бойцов", - говорит Сергей Рыженко.
За время войны врачи поняли - гражданская и военная медицина кардинально отличаются. Пришлось привыкать. Большинство ранений - огнестрельные, проникающие, немало приходится иметь дело с осколками в теле. В повседневной работе врачи с таким сталкивались не часто.
"Когда приносят раненого, а у него из-под одежды выпадает граната - даже не знаешь, как на это реагировать - то ли на землю падать или ловить ее", - утверждает врач.
На помощь украинским врачам уже приезжали израильские хирурги, которые делились опытом.
Очень часто днепропетровским медикам на обычных скорых приходится ездить на передовую. Сам Сергей Рыженко, несмотря на высокую должность, ездил забирать раненых из-под Краматорска.
"Иногда, бывает, звонят врачи с передовой. Просят забрать, потому что их ранили. Мчимся. Только недавно двух своих медиков забрали оттуда ", - говорит врач.
Самая большая мечта Сергея Рыженко - чтобы закончилась война. Медик утверждает, что тогда пойдет в длинную отпуск, поедет к морю и наконец переключится с войны на мирную жизнь.
Фронт вместо института
Об этом мечтает и Яна Зикевич, руководитель медицинского проекта "Госпитальеры" при ДУК "Правый сектор". Ей всего 19 лет. За год девушка успела спасти на поле боя жизни несколько сотен бойцов.
"До Майдана я готовилась к поступлению в университет. Затем был Майдан, война. В рядах "Правого сектора" прошла внутренняя мобилизация и я поняла - поступление в университет пока придется отложить ", - коротко рассказывает о себе девушка.
Читайте также: У каждого десятого бойца, вернувшегося из АТО, проблемы в семье
Яна прошла обучение в тренировочном лагере. Ровно год назад было создано медицинское подразделение "Госпитальеры" Добровольческого украинского корпуса "Правый сектор". Сейчас Яна - руководитель и разработчик проекта, начальник медицинского управления, имеет награду "За воинскую доблесть" и орден "Народный Герой Украины". Но главное она - парамедик.
"Война для меня началась в прошлом году в июле - около Красноармейская. Пришлось выносить бойцов с поля боя. Теоретически, я готовилась, что будет трудно - и физически и морально. Но к войне и ко всем ее ужасов нельзя заранее подготовиться ", - рассказывает девушка.
В ее подчинении более 100 человек. На передовой территории разделены между парамедиками - каждая группа мониторит свою территорию, выносит из-под обстрелов раненых, забирает, оказывает первую медицинскую помощь прямо на поле боя.
Самое трудное в работе, по словам Яны Зинкевич, тот факт, что на передовой зачастую не хватает элементарных медикаментов - вся надежда парамедиков на неравнодушных людей и волонтеров.
"Вернулись после проведения ротации в секторе М. Наладили работу со штабом сектора, заменили группу под Широкино, ротировали автомобиль, требующий экстренного ремонта.Объехали с начмедом сектора М передовые позиции, на этот раз в районе Гранитного. Наладили взаимодействие с медиками в Гранитном, обсудили взаимодействие в случае увеличения активности боевых действий и большого количества раненых. Пообщались с военными и местными жителями в районе Сартаны. За несколько дней выезжаем снова - ставить группу в районе Волновахи "- такой отчет для Яны Зинкевич стал почти ежедневным.