Конец апреля 2017 года ознаменовался для Украины не только существенным повышением температуры воздуха, но и подскочившим градусом накала страстей, посвященных, довольно таки, животрепещущей теме создания отечественного рынка земли.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяВ контексте получения, вполне вероятно, что и в прямом смысле «последнего» транша кредитных средств от Международного валютного фонда, и ряда заявлений украинских и заморских чиновников наши соотечественники (во всяком случаи те, кто следит за развитием темы) ушли на майские праздники с полным пониманием того, что создания рынка земли нашей стране избежать не удастся.
В частности, в пользу того, что задуманное все-таки свершится, говорит факт практически синхронного провозглашения заявлений, как со стороны МВФ, так и украинского Кабмина.
Официальные позиции
Так, например, выступая перед участниками сельскохозяйственного форума постоянный представитель МВФ в Украине Жером Ваше заявил, что позиция Фонда относительно одного из основных требований меморандума лишь укрепилась, а сам рынок земли непременно должен заработать как можно скорее, что повлечет за собой дополнительный рост аграрного сектора. Представитель МВФ также отметил, что лучше, чтобы рынок земли в Украине заработал до 2018 года.
«Мы видим преимущества в том, чтобы открыть 10 миллионов га земли, которые принадлежат государству. Сейчас эти земли используются ненадлежащим образом, и, безусловно, мы рекомендуем начать продажу государственных земель как можно быстрее и как можно прозрачнее. И в идеале государство и государственные предприятия должны вывести на рынок достаточные объемы земли», - сообщил в рамках выступления Ваше.
В стороне не остались и первые лица Украины. Вначале Владимир Гройсман, а затем и его подопечный – министр финансов Александр Данилюк, выступая в Институте Гадсона (в США), охотно подтвердил готовность к «реформированию украинской земли» и даже приблизительную дату для этого уже наметил – ориентировочно на май-июнь текущего года.
«У нас одинаковые сроки по земельной и пенсионной реформе. Вы знаете, что эти реформы не делались годами, сейчас разрабатываются два законопроекта, работа над ними завершается и мы будем готовы подать их в парламент. Возможно, и одним пакетом. Это также правильный вариант. Две важные реформы, и парламент их должен поддержать», - поведал о планах правительства Данилюк.
Заявления наперегонки
Собственно, после этих событий и открылся политический ящик Пандоры. Без преувеличений, в последующие 10 дней на эти заявления ответственных лиц успели отреагировать буквально все политические силы, партии и отдельные бывшие и нынешние политики, представляющие все «режимы» и течения.
В основном, конечно, было много критичных высказываний представителей «оппозиционных» и «устраненных от власти» партий, в то время, как лояльные к нынешнему «большинству» политики и общественники, по понятным причинам, по большей части высказывались в поддержку «скорого рынка».
Референдум, которого нет
Чуть дальше в «представлении интересов общественности», а заодно и наиболее масштабно и с апломбом на инициативы правительства отреагировали в партии «Батькивщина», инициировав всеукраинский референдум по вопросу о бессрочном запрете на продажу земли в нашей стране. Правда, на данный момент суд запретил его проведение.
Серый кардинал и рынок
До последнего с презентацией собственного взгляда на проблему затягивали представители президентской политической силы. И вот, как гром среди ясного неба 2 мая мы получили заявление от одного из наиболее скандально известных представителей БПП – Игоря Кононенко. В котором он со знанием дела сообщает, что в Украине и так уже давно функционирует рынок земли. Вот только он не легален.
«Об этом мало кто говорит, но фактически существует «серый рынок» земли. Мы имеем большие компании, которые арендуют паи у населения, платят арендную плату, это фактически «псевдорынок». Такая «серая» система порождает злоупотребления с одной стороны, с другой же - отсутствие инвестиций, наши зарубежные партнеры не понимают правила игры, поэтому они не инвестируют. Мы обязаны создать прозрачные правила, сделать справедливую оценку земли. Сегодня никто не понимает, сколько реально эта земля стоит, какова ее рыночная цена, куда мы дальше двигаемся », - говорит Кононенко.
Вот только беда в том, что каждый из высказавшихся на данную тему политиков, в своих речах решительно осветил лишь часть правды, выгодную его политической силе или карьере. Вне всяких сомнений, в условиях нынешних стихийных и несистематизированных взаимоотношений, участники де-юре несуществующего рынка не могут предоставить никаких гарантий законного исполнения сделок купли-продажи. Понятное дело, такое положение вещей не стимулирует потенциальных институциональных инвесторов (не отечественных) к осуществлению капиталовложений в развитие местного агробизнеса.
Аграрии - против
Создается такое впечатление, что под очередными лозунгами о том, что «земля должна принадлежать крестьянам», попросту скрывается механизм легализации частной собственности и неконкурентной борьбы за нее. Подобную точку зрения высказал и представитель отечественного агробизнеса Андрей Гордийчук. По его словам, в существующей на данном этапе правовой системе Украины, легализация операций по продаже с/х земель может не только не привести к анонсируемым правительством результатам, но и довольно негативно скажется на отечественном АПК.
«К сожалению, те варианты создания рынка земли, которые на данный момент предлагают наши чиновники, будут губительны для отрасли в целом. Максимум, на что они годятся – повышение количества спекулятивных операций по перепродаже актива. Например, сейчас на черном рынке гектар с/х угодий можно купить где-то за 2000 долларов США. После создания рынка, цена может повыситься до 5000.
С точки зрения представителей агробизнеса, на данном этапе развития сектора, более целесообразными расходами для агрохолдингов были бы вложения в развитие вертикальной интеграции предприятий. Чтобы Украина не просто входила в пятерку мировых лидеров по экспорту сельскохозяйственной продукции, а занимала лидирующие позиции на рынке товаров с высокой добавочной стоимостью. Так, кстати, считают 90% моих коллег. Правда, не все из них отважатся об этом в открытую заявить, опасаясь негативной реакции со стороны государственной власти.
Второй момент, который я вижу в желании легализировать куплю-продажу земли при данной правовой базе, заключается в том, что она может быть хороши инструментом легализации теневых доходов власть имущих.
Хочу отметить, что я вовсе не против создания рынка земли. Моя позиция заключается в том, что он не должен создаваться стихийно, должна быть законодательная база, должны нормально работать суды. И тогда, по примеру европейских стран, мы сможем цивилизованно продавать земельные ресурсы тем, кто действительно будет использовать их по назначению, а не для получения спекулятивных прибылей на ровном месте» - высказывает свое мнение Гордийчук.