Стало известно, что заместитель министра инфраструктуры Наталья Форсюк пролоббировала в Кабмине схему, согласно которой подрядчики дорожного строительства должны будут заплатить в течение года примерно 6 миллиардов гривен "независимым" инженерам-консультантам. Фактически это будут деньги налогоплательщиков, так как подрядчики заложат эти суммы в стоимость строительства. Об сообщает "Капитал".
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
Так, новая схема появилась в постановлении Кабмина "О реализации экспериментального проекта по проведению капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования". Подрядчик должен, во-первых, застраховать работы, а во-вторых, привлечь к проверке качества "независимого" инженера-консультанта.
"Именно этот консультант и обойдется заказчику в 5% от стоимости строительства — это расчеты одной из профильных ассоциаций. Всего в 2020 году на дороги выделили около 112 млрд. грн., консультанты могут получить из них 6 млрд. грн. Если за ближайшие 5 лет на дороги будет потрачено, как и планировалось, 500 млрд. грн., оценка рынка консультантов вырастает до космических 27,5 млрд. грн.", — говорится в статье.
Также, согласно этой схеме, инженеры-консультанты не будут отвечать за свои действия.
"Новой процедурой предлагается привлекать инженеров-консультантов, которые хотя и будут постоянно находиться на площадке и следить за каждым шагом исполнителя — не будут нести никакой ответственности за свои выводы/действия на площадке", — добавили в материале.
Однако, согласно постановлению, инженеры-консультанты получат право представлять подрядчика в госорганах, органах контроля, контролировать качество работ и участвовать в контроле ввода в эксплуатацию.
Представитель Международной федерации инженеров-консультантов FIDIC Яна Щигурова заявляла о монополизации этой сферы местными консультантами с сомнительной репутацией. Она утверждает, что один сертификат инженера-консультанта у монопольной организации стоит примерно 200 тысяч гривен.
"Круг лиц очень ограничен. Когда существует монополия, она имеет большую коррупционную составляющую и, конечно, ни о какой конкуренции качество/цена даже речи не идет", — отметила Щигурова.
По данным источников СМИ, схему для вполне определенных инженеров-консультантов пролоббировала заместитель министра Наталья Форсюк. До назначения в правительство она была руководителем проекта CoST. Одной из ключевых задач проектов CoST является предоставление услуг инженеров-консультантов при строительстве государственных дорог.
"По данным источника, Форсюк уже "застолбила" за собой и приближенными к ней общественными организациями право не только монопольно сертифицировать инженеров для дорожного строительства, но и проводить предварительный отбор для самого участия в такой сертификации", — сказано в статье.
Сотрудники СМИ считают, что Национальному антикоррупционному бюро следует обратить внимание на деятельность Форсюк.
"Очевидно, что такая деятельность заместителя министра должна стать предметом внимания Национального антикоррупционного бюро. Кроме того, на уровне Кабмина должно быть принято решение как минимум об отстранении Форсюк от исполнения своих обязанностей на период расследования. Если же создание такой схемы будет проигнорировано, то встанет прямой вопрос о вовлечении в нее и министра Владислава Криклия, и премьер-министра Алексея Гончарука", — отметили журналисты.
Как сообщал портал "Знай.uа", Кабмин подал в Раду проект закона о принципах административно-территориального устройства Украины.
Также "Знай.uа" писал, что водители сделали красноречивый дорожный знак для чиновников.