Авария на ЧАЭС не самая популярная, но достаточно заметная тема в кинопроизводстве. Кроме документалок, которых про аварию снято сотни, существует и множество художественных фильмов различных жанров.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться«Чернобыль», 2019
Этот основанный на реальных событиях американский сериал рассказывает о первых днях после трагедии – о труде ликвидаторов и людях, отдававших им приказы. Посмотреть стоит не только ради сюжета, а ради эмоций. «Чернобыль» очень атмосферный, с экрана буквально веет энергией страха и неизвестности, окутывающей историю тех дней. И актеры передают эту энергию на все 100 процентов.
Создатели сериала провели колоссальную работу по восстановлению событий давно минувших дней – а ведь часть этой информации до сих пор засекречена. Конечно, о настоящей документальности речи здесь не идёт – хотя создатели на это и претендовали. За что и поплатились критикой со стороны жителей СНГ: местами изображение советской действительности выглядит уж очень «клюквой», и зрители, заставшие те времена, не могут этого не заметить.
Это ни в коем случае не умаляет достоинств сериала как художественного произведения и не отменяет высокого качества картинки. Много кто считает, что именно "Чернобыль" — лучший сериал прошлого года. В чём-то он даже заткнул за пояс знаменитую «Игру престолов» — в частности, графикой.
Кстати, хотя компьютерными эффектами для «Чернобыля» и занималась британская компания, за основу были взяты материалы, созданные для украинского мини-сериала «Мотыльки» от Film.ua, о котором мы расскажем далее.
Другие художественные фильмы на тему Чернобыля
Четырехсерийный украинский фильм «Мотыльки» режиссера Виталия Воробьева примечателен использованными при его создании новыми технологиями. Художники по компьютерной графике по архивным документам воссоздали до малейших деталей интерьеры станции, реактор до и после взрыва, и даже мусор и обломки – создатели рассказывают, что внимательно следили за тем, чтобы там не оказалось никаких неуместных деталей. Именно на графику ушла львиная доля полуторамиллионного бюджета. И не напрасно: в 2013 году «Мотыльков» номинировали на VES Awards «За выдающиеся визуальные эффекты в телешоу», где они, правда, проиграли «Игре престолов».
И вся эта скрупулезность – ради истории о любви, где авария на ЧАЭС выступает только фоном. По сюжету юная девушка Аля приезжает на выходные к родственникам в Припять. Когда случается авария, отец Али, военный пилот, становится одним из ликвидаторов. К дочке он посылает солдата с запиской – и между ребятами вспыхивают чувства.
Любовь на фоне катастрофы – популярный сюжет. К двадцатилетию аварии на ЧАЭС вышла мелодрама «Аврора» от Оксаны Байрак. Авария и здесь не в центре сюжета, кино о другом: о человеческих судьбах, которые изменила эта трагедия.
Аврора – девочка из детского дома в городе Припять, мечтающая стать балериной. Однако взрыв атомной станции не только ставит крест на её мечтах – серьёзное облучение угрожает её жизни. Только операция за океаном, в США, может дать ей шанс.
Ещё один художественный фильм, показывающий масштабную катастрофу через призму отдельной человеческой жизни – «В субботу» Александра Миндадзе. Фильм продюсировала немецкая компания, в Германии же проходила постобработка ленты.
Именно в субботу случились роковые события – предстояли тёплые весенние выходные, страна готовилась к майским праздникам, и люди беззаботно выходили на улицу. А тем временем воздух уже отравляла вырвавшаяся на волю радиация…
Говорят, лучшие фильмы – те, где перед героем стоит действительно сложный выбор. Выбор между одинаково плохими вариантами. Главный герой ленты «В субботу» случайно узнаёт о катастрофе и о решении партийной верхушки как можно дольше сохранять случившееся в тайне. Рассказать об этом – значит посеять панику среди населения Припяти и нарушить приказ руководства. Умолчать – оставить население целого города в неведении о грозящей им опасности. Хоть в фильме и показывается взорвавшийся реактор (снимали кино среди промышленных пейзажей донецкой области), создатели обошлись минимумом спецэффектов и сняли глубокую психологическую драму.
Стоит упомянуть и украино-французский фильм «Земля забвения», который интересен, кроме прочего, участием в нём Ольги Куриленко – на тот момент уже девушки Бонда. Другой важный факт – съёмки частично проходили на территории зоны отчуждения, а не просто в похожих на неё пейзажах, как большинство похожих картин.
Этот фильм рассказывает о чернобыльской катастрофе глазами простых людей – людей, для которых жизнь в тот злосчастный день разделилась на «до» и «после». У главной героини, Ани, в ту апрельскую субботу должна была состояться свадьба. Вместо этого ей пришлось пережить невосполнимую потерю и многие годы учиться жить заново. Искалечила авария и другие судьбы, о которых тоже рассказывает нам дебютный фильм режиссера Михаля Боганима.
Возможно, создатели «Земли забвения» вдохновлялись более старым фильмом «Распад», снятом на киностудии Довженко ещё в 1990-м году. Этот фильм получил золотую медаль венецианского кинофестиваля и гранпри международного кинофестиваля в Испании. Этот фильм поднимает сразу множество тем – от сокрытия трагедии властями до маленьких личных драм отдельно взятых людей. В нём задействованы лучшие актёры того периода времени, и это действительно тот кинофильм, которым Украина может гордиться. Распад – это не только о радиации, это об обществе, людях и отношениях между ними.
Представляет интерес и такой фильм как «Рейнджер из атомной зоны» о бывшем капитане подводной лодки, посвятившем жизнь борьбе с мародёрами. Сразу после катастрофы чёрный рынок наводнили товары из зоны радиоактивного отчуждения. Именно с «предпринимателями», орудующими на брошенной земле, ведёт неравный бой капитан по кличке Барсук.
Эту же тему затрагивают такие фильмы, как «Волки в зоне» и «Год собаки», снятые в 90-х годах.
Ужасы и триллеры о чернобыльской зоне
Не обошли стороной тему чернобыльской катастрофы фантастика и ужасы. Кроме широко известной серии «Сталкер», включающей и фильмы, и книги, и компьютерные игры, есть и другие фильмы, навеивающие на зрителя ужас. Можно по-разному относиться к идее появления порожденных радиацией монстров в зоне отчуждения, но со своей задачей – вызвать у зрителя ужас – такие фильмы справляются на отлично.
Один из ярких представителей жанра — «Запретная зона». Это история о группе путешественников, решивших испытать себя в экстремальном туризме и отправившихся в заброшенную Припять. Пока на небе светит солнце, город кажется мёртвым, но уже к вечеру герои понимают, что они не одни. Впечатления от экскурсии у путешественников действительно оказались незабываемыми – правда, не такими, как им хотелось бы.
О чернобыльских мутантах повествует и другой ужастик, «Монстры», снятый в 1993-м году. А вот у картины примерно тех же лет, «Третья планета», сюжет, хоть и фантастический, но совершенно иной: люди-мутанты, населяющие зараженную радиацией зону, здесь – не монстры, а напротив – целители, способные вылечить даже самый тяжелый недуг.
Документальные фильмы на русском языке
Документальных фильмов о чернобыльской катастрофе значительно больше, чем художественных. Многие из них особого интереса не представляют, но некоторые не уступают художественным ни по атмосфере, ни по остроте вызываемых эмоций. А ещё — именно документалки, как правило, самые страшные — куда там фильмам ужасов!
Особый интерес представляет советский фильм «Колокол Чернобыля», снятый через год после катастрофы. Это воспоминания людей о выживании в чернобыльской зоне сразу после аварии.
В 1996-м году вышел документальный фильм «Чернобыль: внутри саркофага», показывающий, как выглядела зона отчуждения десять лет спустя.
Сразу несколько фильмов вышло к двадцатипятилетию трагедии, в 2011-м году. Это «Чернобыль, зона молчания», «Чернобыль: затерянный мир» и «Чернобыль 25 лет спустя». Они всесторонне освещают историю аварии на ЧАЭС, рассказывают о катастрофе по свидетельствам очевидцев и архивным документам.
Конечно же, этот список далеко не полный. Авария на ЧАЭС – одна из самых масштабных техногенных катастроф прошлого века, затронувшая – прямо или косвенно – сотни тысяч судеб. Кроме того, вокруг этих событий долгое время была завеса тайны, и многие факты неизвестны до сих пор. А свойства радиации и последствия её влияния на людей тоже по сей день не изучены до конца. Все эти причины приводят к тому, что документальные фильмы о Чернобыле не оставляют равнодушным ни одного зрителя, ведь относятся к категории «касается каждого».
Даже столько лет спустя, когда, кажется, уже вся возможная информация открыта и доступна, даже в виде фото и видео, невозможно не испытать ужас от того, что в Киеве безмятежно отмечали майские праздники — а буквально в нескольких километрах умирали в больнице тушившие реактор пожарные. По сей день фотографии заброшенных городов и сёл вызывают мурашки по коже — ведь жители покидали дома, думая, что вернутся через несколько дней. Покидали навсегда. Поэтому Припять выглядит словно затерявшейся во времени, и эта мистика в ней и привлекает создателей кино — как профессионального, так и аматорского.
Выйдет в скором времени
23-го апреля 2020 в прокат выйдет новый фильм белорусского производства – «Запретная зона» от компании «Медиа Куб». Он поведает о событиях 1989-го года – спустя пару лет после аварии на ЧАЭС.
Действие этого психологического триллера происходит в зоне отчуждения. В первые годы после катастрофы там процветало мародерство – брошенные дома и целые населенные пункты привлекали любителей лёгкой наживы.
Эта история рассказывает о группе молодых людей, случайно попавших на покинутые территории и ставших причиной смерти промышлявшего там мародёра. От него они «унаследовали» сумку с большой суммой денег. Фильм показывает, как разительно могут меняться люди под влиянием обстоятельств, как сильно действует на них страх. Как и в других подобных фильмах, чернобыльская зона – лишь фон, декорация, в которой развиваются события, но именно этот фон делает историю живой и настоящей.
По словам режиссера, у картины есть два альтернативных финала. Какой же из них увидит зритель?