С давних времен украинцы называли Петровкой один из четырех православных постов, что начинался за неделю после Троицы и завершался 12 июля на Святых верховных апостолов Петра и Павла.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Петров пост не такой строгий, как пасхальный, ведь за исключением среды и пятницы, разрешалось употреблять в пищу рыбу, потому что, мол, сам Петр рыбаком был, сообщает в фейсбук сообщество "сокровища Украины".
Также не очень обращали внимания и на другие постовые предостережения: молодежь продолжала собираться на улицу, как едва стемнеет, где коротала досуг песнями и танцами. Основной целью таких посиделок был поиск будущего мужа или жены.
Особенно переживали девушки, чья роль в этом процессе была скорее пассивной. Их волнения и ожидания находили воплощение в особых песнях петровского периода – петровках. В народе говорят, что петровки - сугубо девичьи календарные песни. В основном лирические, они посвящены теме любви, брака, отношений со свекровью и тому подобное. По своим структурам и настроению петровчане песни почти идентичны купальским:
"Петрівочка – мала ніченька,
Не виспалась наша дівочка.
Череду гнала – задрімала,
Об пеньки ноги позбивала.
Об пеньки ноги позбивала,
Об суху грушу вийняла душу.
Об суху грушу вийняла душу,
А на льоночок роса впала.
А на льоночок роса впала,
Чом ти, льоночок, не стелисся?
Чом ти, Іванко, не женисся?
Чом ти, Іванко, не женисся?
А на кого ти надіїся?
А на кого ти надіїся?
– Я на батенька розсердився,
Я на матінку розгнівався.
А сам на себе надіявся."
(с. Мечникове Дворічанського району)
Для сельских семей Петровки - время напряженного труда, ведь именно на этот период приходится косовица. До работы становились рано, еще до восхода солнца, пока было не так жарко. Косили вместе, идя друг за другом. Интересно, что способность молодого парня выполнять эту крайне изнурительную работу наравне со взрослыми мужчинами часто была признаком его социальной зрелости.
Женщинам и девушкам доставалась роль "гребцов", а еще нестрелянным парням – "копыльщиков". Песни, которые исполнялись во время сенокоса, весьма подобные жатвенных и буряшних. Коротенькие, бодрые, летели они над лугами от одной группы к другой, перемежаясь веселым смехом.