Камерунский боец ММА Дональд Нджатах Ня всеукраинскую славу получил еще в прошлом году – после победы над американцем Джефом Монсоном. Несмотря на африканские корни, Дональд уже 6 лет живет в Черкассах, обзавелся здесь семьей и здесь же продолжает свои тренировки в боях без правил.

"Знай.ua" встретился с чемпионом и поговорил о жизни и спорте без правил.

Я сам из Яунде, столицы Камеруна. У меня там живет семья и моя мама, папа умер еще в детстве. Я пятый ребенок в семье, самый младший – возможно, поэтому мама меня здорово опекает, каждый вечер мы с ней общаемся по Скайпу.

Вырос в не самом благополучном районе Яунды, поэтому знаю, что такое с детства уметь себя защищать. Особенно, бывало, доставалось от старших мальчишек – они любили взять двоих малышей и устроить настоящие бои без правил. Иногда под такую раздачу попадал и я, так что навыки у меня с детства есть. Ну и спорт я люблю. Чем только не занимался дома – от футбола и регби до бокса и самбо.

Популярные статьи сейчас
Пенсионеров заставят вернуть часть выплат государству Надеются все, но почувствуют немногие: чего ждать от индексации пенсий в 2025 году Проверки от газовиков вышли на новый уровень: украинцам рассказали про документ, который нужно подписать Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование
Показать еще

В Украину я приехал учиться. Поступил в Черкасский технологический университет, на специальность "инженер-электрик". А на другой день был уже в спортзале. Так началась моя учеба и тренировки.

К Украине привык где-то за два года. Сначала было немного странно – многие реагировали на мой цвет кожи, оглядывались. Пришлось также учить язык. Дома мы говорим на языках банте и тонга, французский и английский – официальные языки Камеруна. А вот со славянским пришлось туго. До сих пор изучаю его, уже с помощью моей украинской семьи – жены и ее родственников.

Но хуже всего мне пришлось в Черкассах, когда выпал снег и стало холодно. Два года привыкал к вашей зиме, но привык. Сейчас уже даже моржеванием занимаюсь зимой и спокойно прыгаю в прорубь, чем немного шокирую камерунских родственников. Кстати, снег они называют «мороженко». Сейчас я уже полностью привык к здешней жизни и о переезде даже не думаю. Украина мне понравилась, да и моя семья здесь.

Мою жену зовут Юлия, а девичья фамилия у нее – Тимошенко. Мы познакомились на крестинах у общих знакомых. Мне понравилась украинская девушка, а я понравился ей. Начали встречаться, отгуляли свадьбу, затем у нас родилась дочь, а недавно и сын. Благодаря жене я продолжаю интегрироваться в вашу страну. Знаю, что такое огород, уже умею варить борщ и лепить вареники, подтягиваю язык.

Мне нравятся бои без правил. Смешанные боевые искусства – это сочетание многих техник и правил, школ, направлений в единоборствах. Именно этим меня привлекает данный вид спорта. Конечно, бои без правил – это больше названия. Минимальные правила там есть – например, не бить противника по некоторым местам. Но в целом – это полноконтактный бой с применением борьбы и разных ударных техник. Как спортсмену, который занимался многими видами спорта, – для меня бои без правил самые оптимальные. Они позволяют сочетать элементы разных видов спорта.

В каждом виде спорта есть свой риск травм, моя супруга это понимает. Самый большой риск для спортсмена, когда он не готов. Но я стараюсь так не рисковать и всегда готовлюсь к бою по-максимуму. А вот мой тесть смотрит мои бои только в записи – и то, когда уже знает результат исхода.

Травмы у меня были. Нос ломали, ноги ломали, о разбитом лице и речи не идет. Но я всегда после боя отправляюсь в больницу, чтобы проверили, все ли на месте. Ну и лечусь, прохожу реабилитацию – или дома, или в больнице.

Сейчас я занимаюсь в Киеве, мне ищут соперника к следующему бою. Но вообще я создал в Черкассах собственный клуб «Черный лев». Все дело в том, что даже спортсмену нужно как-то выживать в современных условиях – серьезные бои бывают редко, а кормить семью чем-то нужно. Еще в клубе «Гризли», где я занимался, ко мне начали подходить ребята, которые заявили, что хотят тренироваться именно у меня. Пришлось создать что-то свое. Уже через месяц-другой я вернусь в Черкассы и начну тренировать парней, ну и сам буду заниматься. Ребята уже сейчас звонят и интересуются – когда уже начнем тренировки.

Самое трудное в боях без правил - это поражение. Когда ты долго готовился, потратил массу времени, сил, эмоций перед боем и в итоге проигрываешь. Это трудно.

Самый тяжелый бой для меня был с Джефом Монсоном. Все-таки для меня это был уже более высокий уровень – мировой. Тем более, что я в детстве был его фанатом, и тут вдруг мы встречаемся в одной клетке.

Признаюсь, мне победа далась нелегко морально. Но все-таки я победил соперника техническим нокаутом уже через 50 секунд. Так я получил титул чемпиона мира по версии Mix-Fight-Kombat. Перед боем Джеф получил российское гражданство, а я ведь, получается, из Украины. После боя в Черкассах меня встречали, как афробандеровца.

После победы над Монсоном у меня появились соперники высшего уровня. После Монсона я победил в бою с Сергеем Коробковым и Марсело Тенорио и проиграл два боя – с Марчином Лазарсом и Андерсом Гонсалвесом. Также у меня появилось много предложений переехать за рубеж и представлять их страну. Только недавно получил предложения из Китая и из Англии. Но уезжать из Украины не планирую. Говорят, что там уровень жизни выше, но я человек непритязательный. Мне и здесь всего хватает, я всем доволен.

Знаю, что многие спортсмены перед ответственным боем себя настраивают на агрессию. Я же наоборот – слушаю музыку, которая меня успокаивает и мотивирует. В некоторый момент потом начинаю осознавать: я готов к бою. Никакой агрессии или криков «порву!». Просто готов, уверен в себе и в своей победе.

Спортсмены рано идут на отдых. Мне 26 лет, поэтому думать о завершении карьеры еще рано. Знаю спортсменов, которые бьются в клетке и после 40 лет. То есть тут все зависит от настроя и физического здоровья. Кто-то после 40-ка еще может, а кто-то и в 30 уже сдает – сказываются травмы. Все очень индивидуально. У меня пока силы и желание есть, так что о завершении карьеры я не думаю. Возможно, когда-то действительно перейду на преподавательство, возьму своих учеников и буду просто учить.

Я регулярно поддерживаю себя в форме. Чего-то особенного у меня нет – спортзал и правильное питание в будние дни. Тяжелее всего приходится после боя. Я вешу 84 килограмма и стараюсь «держать» этот вес. Моя весовая категория полутяжелая. А вот после серьезного боя за вечер могу потерять несколько килограммов, затем дома на реабилитации могу набрать до 20 килограммов. Приходится восстанавливаться и быстро, поэтому я их сбрасываю. Но я уже привык к таким нагрузкам. Неподготовленному человеку тяжело скинуть 20 килограммов, а для спортсмена это куда легче.

Это здорово, когда у тебя есть фанаты. Меня многие узнают в Черкассах, многие люди пишут в социальных сетях слова поддержки. Даже в других странах, где я бываю, подходят люди, просят сфотографироваться вместе и автограф.

Я немного боюсь звездной болезни. Иногда спрашиваю у друзей и знакомых – не загордился ли я, не поймал ли звезду? Мне отвечают, что нет, и я спокоен. Не хочу быть зазнавшимся и потерять друзей. Мне нравится во всем простота.

Несколько раз я шел по улице, и на меня пытались наброситься. Я могу вступить в бой, но считаю, что лучший бой – этот тот, которого удалось избежать. Конечно, вне клетки. Бить кого-то на улице, без нужды, это не мое. Я просто начинал говорить с нападающими, рассказывал, кто я, и спрашивал: зачем тебе нужны все эти проблемы? Удивительно, но парни понимали и отступали. Но кому хочется на улице вступить в драку с бойцом ММА? Не встречал таких.

В итоге, за 6 лет в Украине я провел 24 боя. 18 выиграл и шесть проиграл.

Я вывел для себя свою формулу успеха: всегда и при любых обстоятельствах поддерживать себя в форме и поддерживать в себе боевой дух, не опускать руки и быть готовым ко всему – и к победам, и к поражениям.