29 июля 1954 года в печать вышла первая часть трилогии Джона Рональда Руэла Толкиена "Властелин колец". В наших краях подобная литература почему-то все еще считается детской и несерьезной, в определенной степени игровой. При этом, отечественный читатель упускает целый пласт литературы, который серьезно повлиял на культуру нашего времени. Портал "Знай" собрал некоторые факты о трилогии Толкиена и попытался объяснить её значения для всех нас.

Трилогия?

Для начала стоит сказать о том, что "Властелин колец" вовсе не планировался своим автором как трилогия. Толкиен написал солидный текст, который включал в себя не только три будущие книги, но и "Сильмариллион" - предысторию сюжета романа, раскрывающую подоплеку происходящего. От публикации "Сильмариллиона" вместе с основным текстом издатель отказался сразу.

Позже автору было выставлено еще одно условие – книгу было необходимо разбить на несколько частей и издавать по очереди. Связано это было, во-первых, с нехваткой бумаги в послевоенной Англии, а во-вторых – с желанием издателя выжать из книги побольше прибыли.

Толкиен, скрепя сердце, согласился на такой вариант публикации. Поэтому, не смотря на то, что существуют как однотомные, так и семитомные издания "Властелина колец", мы считаем его именно трилогией. Кстати, автор был против того, чтобы называть последнюю часть трилогии "Возвращение короля", но на таком названии настоял издатель.

Популярные статьи сейчас
Украинцы ломятся в ТЦК перед принятием нового закона о мобилизации: но добровольцами "почти не пахнет" В Украине появился новый вид пенсий: получить может каждый, но придется поделиться ВПЛ предложат начать жизнь с чистого листа: как это сделать Почему в СССР строили 5- и 9-этажки - вы даже не догадываетесь, в чем "секрет"
Показать еще

Что сказали критики?

Критикам "Властелин колец" в целом понравился, но многие отметили, что это литература, скорее детская, чем взрослая. Среди недостатков отмечались недостаточная глубина проработки характеров персонажей и общая банальность сюжета.

С другой стороны, книгу высоко оценили члены литературного клуба "Инклинги", куда входил и сам Толкиен. По мнению членов этого клуба, собиравшегося по вторникам в пабе "Орел и дитя" в Оксфорде, складности повествования и цельности нарратива в литературе следовало уделять основное внимание. А Толкиен с этим справился блестяще.

Когда пришла слава?

Самое интересное, что трилогию куда больше оценили не в родной для автора Британии, а в США. Хотя, казалось бы, все культурные и мифологические отсылки должны быть куда более близки европейцам, чем американцам. Но, видимо, в Европе хватало своих мифов, а вот жители Штатов приняли книгу Толкиена "на ура".

Дошло до того, что американское издательство Ace Books напечатало книгу без ведома автора, не выплатив ему никаких денег. Толкиен переломил эту ситуацию с помощью своих поклонников, которые заставили издательство остановить продажу книги и заплатить британцу хоть что-то. Последующие американские издания были только официальными.

В любом случае, процесс популяризации романа в США уже был запущен. Внезапно "Властелин колец" стал очень популярен среди хиппи, не смотря на то, что он был написан в достаточно консервативном духе. Видимо, американская молодежь нашла что-то свое в тексте романа, проведя параллели с современностью, каких сам автор в произведение не вкладывал. Кроме того, определенную базу для принятия фэнтези массовым американским читателям заложил еще Роберт Говард своими рассказами о Конане-варваре. Так что на успех в США "Властелин колец" был практически обречен.

Для детей или для взрослых?

Спор по этому поводу разгорелся почти сразу после публикации романа. Например, романы другого члена литературного клуба "Инклингов" Клайва Стейплза Льюса о Нарнии до сих пор достаточно плотно ассоциируются исключительно с детской литературой. "Властелин колец", в свою очередь, оказался слишком проработанной и внимательной к деталям книгой, еще и с более-менее натуралистичным описанием битв, так что однозначно отдать его детям стало непросто. А в конечном итоге высоколобым интеллектуалам пришлось признать, что они сами с удовольствием читают "Властелина колец". И на данный момент вопрос можно считать закрытым.

Экранизации

Известнейшую оскароносную трилогию Питера Джексона вы, скорее всего, видели. Именно благодаря этой ленте прогрессивное человечество пережило очередной всплеск повышенного интереса к творчеству Толкиена.

Но не Джексоном единым живут экранизации трилогии. Еще каких-то пару десятков лет назад технические возможности кинематографа были достаточно скромными, так что полноценно экранизировать "Властелина колец" никто не брался. Например, режиссер Стэнли Кубрик на предложение заняться этим вопросом, ответил, что это невозможно. Поэтому первые экранизации романа были мультипликационными. Мультипликатор Ральф Бакши успел выпустить на экраны мультфильм-экранизацию двух первых частей трилогии в 1978 году. А Артур Рэнкин и Жюль Бэсс закончили его дело, выпустив в 1980 году "Возвращение короля".

Была и советская попытка экранизировать "Властелина колец". В 1985 году был снят телеспектакль "Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, хоббита" по мотивам повести Толкиена "Хоббит, или Туда и обратно". Позже существовал и советский телеспектакль "Хранители", который являлся экранизацией "Братства кольца", но никаких сведений о нем найти не удалось, кроме упоминаний в телепрограммах.

Биографическая справка: волшебник из Африки

Джон Рональд Руэл Толкиен родился на территории современной Южно-Африканской Республики в католической семье. С ранних лет проявлял интерес к литературе и изучению языков. По собственному утверждению, одно из первых его воспоминаний – это укус тарантула в саду, где маленький Джон учился ходить. Позже Толкиен утверждал, что не боится пауков, но, как персонажи, они в его произведениях появлялись.

Участвовал в Первой мировой войне, пережил кровавую битву при Сомме, где погибли его друзья. С тех пор Толкиен, будучи патриотом и консерватором, отзывался о войнах негативно.

Впоследствии Толкиен сделал карьеру преподавателя и ученого. Занимал должности профессора англосаксонского языка Роулинсона и Босуорта в Пемброк-колледже Оксфордского университета и английского языка и литературы Мертона в Мертон-колледже. Собственно, это и было его основным занятием, а писательство он считал своим хобби. Был кавалером Ордена Британской империи.

Галина Герасим, исследовательница поп-культуры: "У ТОЛКИЕНА ПОЛУЧИЛОСЬ СОЗДАТЬ ИДЕАЛЬНЫЙ МИФ"

"Помимо очевидных достоинств вроде стиля письма, которым Толкин, как филолог и полиглот, владел абсолютно блестяще, следует понимать, что когда он писал, то пытался создать идеальный миф и ему это прекрасно удалось. Именно поэтому в "Властелине колец" очень часто находят отсылки к религиям и идеологиям: ведь они, по сути, тоже являются мифами. Мир Толкиена, созданный фактически с нуля, стройный, непротиворечивый, логичный с вниманием к мельчайшим деталям. Несмотря на то, что этот мир абсолютно магический, когда мы читаем книгу, мы полностью можем поверить, что описанная в ней действительность могла бы существовать.

Второй важной вещью является то, что, по мнению Толкиена, люди его эпохи имели проблему с тем, чтобы определить, что такое зло. И в дальнейшем такая тенденция остается, в культуре нравственные системы, основанные на, собственно, больших мифах, заменяются куда более сложными этическими структурами. Мы часто имеем проблемы с решениями этических дилемм. Миф Толкиена, благодаря своей универсальности, дает трактовку очень устойчивым культурным концептам: добро, зло, любовь, смерть, время, власть и т.д. И поскольку этот миф не привязан к реальной жизни, он очень гибкий для трактовки. Зло Толкиена часто даже более узнаваемое в качестве зла, чем зло в различных религиозных текстах и ​​при этом мы видим это зло в его многообразии: как абстрактную демонизированную силу Саурона, как жалкого и неоднозначного Смеагола, как Денетора и Сарумана, которые показывают нам, как даже самые сильные и мудрые могут попасть под влияние зла.

Благодаря этой реалистичности и определенности зла, по которой люди времен Толкиена и более поздних времен тоскуют, "Властелин колец" и больший корпус текстов профессора, частью которого является эта книга, дали толчок к созданию целых субкультур. С развитием технологий, когда одна история очень быстро начинает путешествовать по разным платформам, универсальность символов и концептов в творчестве Толкина очень важна: мы узнаем не только какие-то более абстрактные вещи вроде коллизии смерть-бессмертие, а и конкретные символы и элементы истории: Белое дерево Гондора или образ падения Нуменора, скажем. Эти символы путешествуют по историям и произведениям, которые могут даже не иметь никакой прямой связи с "Властелином колец", но являются частью целого культурного слоя".