В далеком 2012 году, когда при власти то ли еще, то ли уже находились "злочинцы", у одного из тогда еще не сотрудников портала Знай.ua проснулась предпринимательская жилка. Идея была свежа и своевременна, а поскольку наш сотрудник всегда считал себя законопослушным гражданином, он решил реализовать ее на законных основаниях, оформившись, как частный предприниматель – ФЛП.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяТогда
Как это часто случается при отсутствии должного планирования и знания того, как на самом деле обстоят дела, "бизнес не выгорел". При этом ФЛП на общей системе налогообложения после ряда утомительных процедур уже был открыт. Учитывая, что на тот момент при отсутствии предпринимательской деятельности и получения соответствующего дохода предприниматель на общей системе не был обязан делать каких-либо отчислений (на тот момент отчисления по ЕСВ были правом, а не обязанностью), и вспоминая о том, как в 8:00 утра под отделением Госрегистратора пришлось стать 60-м номером в очереди на получение свидетельства, наш сотрудник решил, что "а вдруг ФЛП еще пригодится". Да и "кушать" оно не просило, при этом давая возможность легализировать свой будущий потенциальный доход.
Не способствовала инициации процедуры закрытия "предприятия" и тогдашняя процедура, подразумевавшая минимум двухнедельный вояж по различным инстанциям и их кабинетам, в ожидании справок и проверок.
В течении пяти лет, справно подавая в ответственные госорганы ежегодную отчетность, ФЛП ждал своего часа. Правда, ждал он часа, когда будет использован, а дождался моментом, когда его наличие превратилось в проблему, обязывающую ежегодно вносить в государственный бюджет более 8.000 гривен.
В новый года с новой проблемой
Проблема, как многие уже знают, возникла "под елку" 2017 года, когда в отчаянной попытке свести госбюджет на следующий год, Верховная Рада приняла ряд законопроектов, с одной стороны, казалось бы, прогрессивных, с другой – таких, которые облагают дополнительными и не совсем логичными (да что уж там – совсем не логичными) расходами представителей малого бизнеса.
Позиция Кабмина – ясна, как безоблачный день: когда в бюджете Пенсионного фонда вырисовывается дыра размером в оценочную стоимость долгов ПриватБанка, ее надо чем-нибудь затыкать в срочном порядке. А поскольку основной статьей "дохода" и пополнения этого самого фонда остается и будет оставаться ЕСВ, было изящно предложено повысить отметку минимальной зарплаты. При относительно не изменившемся размере пенсии, очевидно, этого вполне должно хватить, чтобы покрыть недостачу, которая, к слову, в том числе очень мешает получать новые кредиты от МВФ.
Но мы отвлеклись. Практическое большинство обывателей, знавшие только о том, что изменения коснулись в основном заработной платы, о чем им победно и сообщили чиновники, как-то не сразу осознали, что нововведение скажется на их работодателях. Тем более в меньшей мере озаботило это владельцев "спящих ФЛП", уверенных в том, что будет невозможно логично объяснить почему при отсутствии прибыли, они обязаны будут уплачивать налоги. А зря.
Учитывая, что Единый социальный взнос на обязательное государственное страхование – это совсем не налог, никому и не пришлось объяснять, каким образом пункт Налогового кодекса, "дававший право" уплачивать ЕСВ, превратился в статью, "обязывающую" это делать.
Те же, кто решили внимательно прочесть предбюджетные законы, с удивлением обнаружили свою новую обязанность, которую им предстоит исполнить начиная уже с первого месяца нового года. Тогда, за почти 10 дней до 2017-го, самые пессимистично настроенные граждане в более-менее массовом порядке начали "будить" свои ФЛП и подавать документы на их ликвидацию. Другие, кто еще надеялся, что Президент, имеющий право вето, заметит некоторую несправедливость (или оплошность) в новоиспеченном законе и отправит его на доработку, чтобы не поставить граждан перед фактом существенных и молниеносных изменений в Налоговом законодательстве.
Но этого не случилось и за 4 дня до Нового года 27 декабря 2016, пакет законопроектов был подписан. Тогда-то и случилось массовое "ФОПопадение", приведшее в ужас своей массовостью не только обычных граждан, но и сотрудников Госрегистратора. В те адских три дня (с 28-го по 30-е число, ведь 31-е - выходной) было множество сообщений в прессе и гневных комментариев в соцсетях о том, что очереди – бессконечны, а сотрудники – неадекватны. Тем не менее, с горем пополам, предпринимательскую деятельность до наступления дня "Ч" удалось прекратить около сотне тысяч владельцев ФЛП.
Остальных же, сразу после Нового года, ожидал как минимум один взнос по ЕСВ – 704 гривны, если они успеют закрыться до 31 января 2017 года.
Опомнились
Что удивительно, с наступлением 2017-го, часть депутатов, очевидно, осознав свою ошибку, решила позаботиться о восстановление ранее собою же перечеркнутой справедливости. 4 января в Раду был внесен законопроект №5633 (Проект Закону про внесення змін до деяких законів України щодо гарантування прав і законних інтересів суб'єктів малого і середнього підприємництва), который может дать возможность тем ФЛП-шникам, которые закроют свои предприятия в первом квартале текущего года – не платить ЕСВ. Конечно, при условии, что соответствующий закон вступит в силу до 20 марта (крайний срок по уплате ЕСВ за первый квартал).
Очень странно было бы благодарить авторов соответствующего проекта за его появление. Как минимум потому, что можно было бы его вообще не инициировать, если бы они ранее воспротивились нововведению, прочитав от корки до корки, проголосованный законопроект. Но это скорее – из серии сказочной литературы.
Кстати, о мифологии. Многие граждане до сих пор уверены в том, что изменения в Налоговый кодекс должны вступать в силу через три месяца или даже полгода после их публикации. Так называемый "переходной период", предоставляющий возможность миновать аврал и ошибки в документации, по их мнению, вполне логичен и регламентируется законодательством. Но, как показывает нам практика, не тут-то было. Оказывается, для того, чтобы начать играть по новым правилам, нам нужна всего одна подпись.
Что касается справедливого и своевременного законопроекта №5633, его судьба, к сожалению, пока до конца не ясна. По состоянию на 19.01.2017, он уже был отозван, доработан, подан, рассмотрен и так далее. Последний его статус – "Надано на заміну" и "Вручено подання Комітету про розгляд". Такими темпами, вера в то, что ЕСВ платить не придется – просто тает на глазах. Но, как ни крути, подождать окончательного решения ВР относительно его целесообразности, вполне стоит. Хотя бы до 19 марта. Об этой дате, мы еще поговорим позже.
К рубежу
А сейчас, уже понимая причины, которые сподвигли нас оставить надежды на предпринимательство, вернемся непосредственно к самой процедуре ликвидации. Как и каждый нормальный гражданин, поначалу наш сотрудник, будучи обладателем филологического образования, и имеющий довольно ограниченные познания в том, как сейчас правильно провести процедуру ликвидации ФЛП, первым делом решил поискать ответ на свой вопрос в глобальной сети.
Прочитав и просмотрев множество сайтов, на которых "профессионалы" делились своими познаниями в этой отрасли, вообще окончательно пришел в ужас от того, что каждая новая страница говорила ему об этой процедуре совершено различные вещи, противоречащие друг другу, не дающие ни малейшего представления о том, что же делать дальше.
Помощь государства
В итоге, оставив бесполезные попытки узнать правду от "бывалых", мы решили обратиться за разъяснениями в Минюст – позвонив по телефону системы безоплатной правовой помощи. Оказалось, что она и действительно безоплатна, вот только помогает она исключительно физлицам. То есть, когда вы открываете ФЛП – они вам помогают, но вот, когда закрываете – вы же уже не физлицо, а значит, не их профиль.
Правда, они посоветовали обратиться в сам Минюст, предоставив номер телефона, который то был занят, то благополучно молчал. Следующий номер, который, как нам казалось, мог бы нам помочь, был номер горячей линии ДФС. Он, понятное дело, в связи с ажиотажем, также не часто был доступен.
Разобрались
Получив "исчерпывающие консультации" и помня слова коллег по несчастью, которые с самого начала рассказывали о том, что "открыть ФЛП – не долго и не сложно, долго и сложно – это его закрыть", мы решили обратиться за помощью к юристам, назначив встречу управляющему партнеру проекта "Ваш Юрист" Юридической фирмы "Dispecto Legal" Сергею Вдовенко.
Забегая наперед, стоит отметить, что общение с хорошим юристом очень похоже на общение с квалифицированным специалистом-медиком, поскольку, по его результатам, вы чувствуете себя уверенным. Даже, если в вашей документации и обнаружилась какая-либо проблема, вы знаете, как ее решить и что для этого придется сделать. Кроме того, нам наконец-то смогли объяснить, как на самом деле сегодня обстоят дела с прекращением предпринимательской деятельности.
Не так страшен черт
Оказалось, что сам процесс ликвидации ФЛП сегодня не так страшен и долог, как это было ранее. Дабы не путать читателя, мы не будем далее описывать то, что было, а остановимся и детально рассмотрим то, как все обстоит в данный конкретный отрезок времени.
По словам Сергея Вдовенко, при условии, что ФЛП вообще не осуществлял деятельности и вовремя сдавал необходимые отчеты, процесс его закрытия будет довольно прост. Тем не менее, как отмечает юрист, не стоит надеяться, что это значит, что вы сможете без лишних усилий сделать это быстро, поскольку, учитывая, сколько людей сейчас "самоликвидируются" и то количество аудиторов, которыми располагает ДФС, окончательный результат (справку о том, что налоговая вас больше не считает ФЛП) вы получите в лучшем случаи через пару месяцев. Но не стоит этого пугаться. Если вы сделаете все в соответствии с процедурой, описанной ниже, вам все же удастся избежать переплат по ЕСВ. Итак, по порядку, что нужно делать и как это сделать правильно.
Ликвидация ФЛП - теория
1. Прежде всего, вам нужно обратиться в отделение Департамента государственной регистрации Министерства юстиции Украины и подать заявление о прекращении предпринимательской деятельности по собственному желанию (где и как найти бланк заявления, мы расскажем дальше). Собственно, это и все. Самое главное действие вы выполнили. В отличии от того, "как было", сейчас после подачи заявления и внесения соответствующей записи в единый реестр, вы перестаете быть предпринимателем, а значит, освобождаетесь от дальнейших налоговых (и ЕСВ) обязательств. Это, конечно, далеко не конец пути, но главное вы уже сделали.
2. Шаг второй, хотя лучше, чтобы он все же был шагом номер один или даже ноль – сверка доходов, расходов, поданной отчетности, оплаты обязательных платежей (в том числе авансовых). В общем-то, этот этап и является наиболее ответственным. В основном именно по этому вопросу мы и обратились к юристам. Выходит так, что подавая заявление о прекращении предпринимательской деятельности, мы автоматически просим ДФС обратить на нас свой пристальный взор. А учитывая, что он на нас обратится по прошествии значительного времени, при проверке могут всплыть какие-то наши недочеты, на которые за это время вполне законно можно назначить штраф, да еще и пеню на него насчитать.
3. Первый поход в налоговую. Многие считают, что этим вопросом можно и не заморачиваться, оперируя доводами, что это же "их работа" и что сведения о прекращении деятельности автоматически попадают из реестра на стол к аудиторам. Да, попадают. Но это – в идеале и то далеко не сразу. И тут можно вспомнить предыдущий пункт о штрафах и пене. В пользу личного похода в налоговую можно сказать еще, что таким образом вы можете "досдать" отчетность (в том числе и декларацию за прошлый год вместе с отчетом по уплате ЕСВ, которые подаются в сорокадневный срок), свериться по задолженностям и заодно подать заявление об инициации вашей проверки, которое, если повезет, может и ускорить процесс окончательной ликвидации ФЛП (если вы заинтересованы сделать это быстрее). Кроме того, по совету юристов, если вы являлись плательщиком единого налога, вам лучше также подать заявление о прекращении и этого статуса. Условие – не обязательное, поскольку, после внесения записи о ликвидации в единый реестр, вы лишаетесь права на предпринимательскую деятельность, а вместе с ним – обязанности по уплате налогов и сборов. Но на всякий случай – подать его не помешает. Поскольку, как показывает практика, случаи бывают разные. На этом этапе, кстати, можно начать останавливать действие выданных вам лицензий и разрешений, если они были. Более подробно об этом пункте мы поговорим далее.
4. Проверка. Однажды это случится. Из кипы ликвидационных документов аудитор достанет ваше "дело" и назначит вам день и час проверки. До этого момента вы уже должны по идее быть уверенным в "своей правоте" и чистоте документации. Что будут проверять? По большому счету, если у вас не было кассового аппарата и вы были обладателем классического "спящего ФЛП" (подразумевающего общую систему налогообложения), все, что у вас могут потребовать на этом этапе, это ваша, заверенная в налоговой, книга доходов-расходов, справка из банка о ликвидации предпринимательского счета и выписки по нему за последние три года (декларации и отчеты по уплате ЕСВ у него и так есть). В книге должны быть указаны все доходы, которые вы отображали в своих декларациях – ни больше и не меньше.
Что еще могут попросить? На этапе сверки книги и счета, по идее, аудитор может и остановиться. Однако он имеет право проверить на соответствие, заявленным вами видам осуществляемой деятельности, ваши договора об оказании услуг (или реализации продукции). И если вы в какой-либо из периодов осуществляли деятельность, не заявленную в ваших КВЕДах, может насчитать вам дополнительные издержки по налогам (в основном это касается "единщиков").
5. При условии, что вы выполнили все указанные выше действия и у аудитора не возникло к вам дополнительных вопросов, ДФС принимает решение о снятии вас с налогового учета, как ФЛП, подтверждая свое решение выданной вам на руки справкой с огромным названием "Про результати документальної позапланової невиїзної перевірки дотримання вимог податкового,валютного та іншого законодавства, контроль за дотриманням якого покладенно на органи державної податкової служби та з питань дотримання законодавства щодо укладення трудових договорів, оформлення трудових відносин з працівниками, правільність нарахування, обчислення та сплати єдиного внеску на загальнообовязкове державне соціальне страхування".
Поздравляем, теперь вы просто физлицо. Чего, собственно, вы и добивались. Тем не менее, это не освобождает вашего работодателя от уплаты издержек за вас, равно, как и не освобождает вас от отчисления 19,5% (НДФЛ + военный сбор) от вашего задекларированного годового дохода, полученного от других физлиц или от инвестиционной деятельности, например.
Реальная история ликвидации ФЛП в 2017 году
От теории и правовой помощи предлагаем перейти непосредственно к практике. Вооружившись знаниями о процедуре, проверив, при содействии нашего юриста Сергея Вдовенко, на корректность нашу отчетность и бухгалтерию, мы решили проверить на практике и пройти самостоятельно весь процесс ликвидации частного предприятия (ФЛП). Забегая наперед, скажем, что в ходе нашего эксперимента, мы столкнулись с целым рядом расхождений теории и практики, удивительными и нигде не прописанными нормами (и обычаями), а также отсутствием определенности ответов на ряд важных вопросов. Но, обо всём по порядку.
Заявление для Госрегистратора
Поскольку наши документы (по результатам проверки специалистов) были в порядке, мы смело перешли к пункту №1 нашего плана ликвидации – к заполнению формы 12 "Заява про державну реєстрацію припинення підприємницької діяльності фізичної особи – підприємця за її рішенням".
Последнюю редакцию формы можно скачать на сайте Департамента государственной регистрации Министерства юстиции Украины, пройдя через всё дерево вкладок от "Форми реєстраційних заяв" до вкладки "Для юридичних осіб та фізичних осіб-підприємців" или просто перейти по ссылке с нашего материала.
Форма – крайне проста: ФИО, "Реєстраційний номер облікової картки платника податків", отметка о том, кто заполнял, число и подпись. Есть там пункт и просьбе "видати виписку з Єдиного державного реєстру юридичних осіб, фізичних осіб – підприємців та громадських формувань в паперовій формі (за бажанням заявника)". Но, его заполнять не стоит, поскольку за ней придется отдельно повторно ехать в отделение Горегистратора, тратя лишнее время на процедуру, которую можно сделать зайдя на сайт "Єдиний державний реєстр юридичних осіб, фізичних осіб-підприємців та громадських формувань". Да и по большому счету, она вам не пригодится, поскольку реестр – открыт и вы в любой момент сможете увидеть свою запись о ликвидации ФЛП.
Поход к Госрегистратору
С заполненной Формой 12 (паспорт и код и так всегда при нас), мы отправились в отделение госрегистратора. Честно говоря, нам повезло. В тот день работала и система электронной очереди, и единый реестр. Так что оставалось только воспользоваться терминалом, взять "номерок" и дождаться своей очереди. К слову, учитывая, что с начала года до момента нашего похода к регистратору прошло более двух недель, очереди "на ликвидацию" и вовсе не было. Весь процесс внесения нашего заявления в базу занял до 10 минут.
После этого, сотрудник учреждения выдал нам документ под названием "Опис", содержащий код оказания услуги и предупредил, что с этой бумажкой в течении 10 календарных дней с момента внесения соответствующей записи в единый реестр, меня будет ждать мой налоговый инспектор. А если я не явлюсь, меня ждет "какой-то там штраф, но подробностей я не знаю". Забегая наперед, отметим, что в налоговой эта бумажка никому не понадобилась. Боле того, она вызвала удивление у инспектора, который, как он нам сам и объяснил, на данный момент ни коим образом не должен с нами контактировать по этому вопросу.
Тем не менее, "Опис" нам пригодился. Вернее даже не он сам, а код, который в нем содержится. Благодаря ему мы смогли узнать, что соответствующая запись о прекращение ФЛП в едином реестре таки была сделана. Правда, заняло это не 24 часа, как нам пообещали у госрегистратора. Узнать о факте внесения записи сегодня можно с помощью интернета, зайдя на сайт "Єдиний державний реєстр юридичних осіб, фізичних осіб-підприємців та громадських формувань" и выбрав вкладку "Безкоштовний запит". Далее, выбираем пункт "Результат надання адміністративних послуг" и в поле ниже вписываем код, обозначенный в верхем углу "Опису". Как только вы увидите, что ваша предпринимательская деятельность прекращена, можете вздохнуть с облегчением – с этого момента вы освобождаетесь от обязательств по уплате последующих налогов и издержек (кроме тех, которые нужно оплатить за месяц, в который еще осуществлялась деятельность (даже, если прошел только один день этого месяца).
Поход в налоговую
Получив подтверждение факта прекращения предпринимательской деятельности, по желанию, но лучше в обязательном порядке стоит посетить свою налоговую инспекцию. Если вы еще не сдали какие-либо отчеты – сдайте их. Затем проведите сверку о наличии/отсутствии задолженности, напишите заявление с просьбой на проверку, указав свой контактный номер телефона и заявление о прекращении статуса плательщика единого налога, если такой у вас имеется.
Относительно обязанности по уплате ЕСВ
Советуем также получить консультацию от официальных уполномоченных представителей службы относительно того, когда, как и нужно ли вообще будет вам уплачивать единый социальный взнос за тот период 2017 года, в который вы еще были предпринимателем. На момент написания статьи, соответствующих вариантов консультаций было несколько. Одни сотрудники налоговой утверждали, что вероятность того, что ЕСВ не придется платить – не велика и до начала аудиторской проверки вам все же лучше внести соответствующий платеж. Другие, советовали не спешить и подождать окончательного решения, относительно упомянутого выше законопроекта №5633.
Как бы там ни было, как нам сказали при личном визите в налоговую, уплата ЕСВ должна быть осуществлена до 20 марта. При этом посоветовали совершить это даже до 19, а то и 15 марта, чтобы деньги успели поступить на счет. Хотя, в соответствии с законом, днем уплаты ЕСВ все же считается день фактического внесения средств в кассу, а не день поступления их на какой-либо счет.
Еще один небольшой нюанс, в соответствии с законодательством, "платники єдиного внеску, зазначені у пункті 4 частини першої статті 4 цього Закону, зобов'язані сплачувати єдиний внесок, нарахований за календарний рік, до 10 лютого наступного року, крім фізичних осіб - підприємців, які обрали спрощену систему оподаткування, які сплачують єдиний внесок, нарахований за календарний квартал, до 20 числа місяця, що настає за кварталом, за який сплачується єдиний внесок". Допустим, что кто-то просто что-то перепутал и сказал, что деньги нужно уплатить не до 20 апреля, а до 20 марта.
Также стоит отметить, что налоговую декларацию вы в принципе можете подать не ранее окончания квартала (минимальный срок, предусмотренный самой формой). При этом, форма отчета по внесению ЕСВ для ФЛП на общей системе и вовсе не предусматривает вариант подачи в срок менее одного года.
Если подытожить, на данный момент, ответом на самый животрепещущий вопрос об обязанности заплатить 704 гривны единого социального взноса за каждый месяц первого квартала этого года (до момента закрытия) пока не обладают даже сотрудники налоговой.
В ожидании чуда
По большому счету, к этому моменту, вы совершили все необходимые и возможные действия для закрытия своего ФЛП. Дальше – дело за аудиторами. Судя по тому, что количество изъявивших желание перестать быть предпринимателем с конца прошлого года неумолимо приближается к отметке в 200.000 человек, ждать, вероятнее всего, придется долго. Если "повезет" и этот процесс в итоге затянется на 3 и более года, можете вообще не беспокоится о каких-либо штрафах, ведь исковая давность, по нашему законодательству, истекает как раз за этот период. Правда, пока вы окончательно не закроете свое ФЛП, вы не сможете открыть новое.
Но, наверное, и по этому поводу особо не стоит печалиться, ведь существует еще множество других форм организации бизнеса, учредителями которых вы сможете являться. В крайнем случаи, всегда можно оставаться физлицом и, при определенных условиях, получать даже более существенный доход, уплачивая 19,5% налогов по результатам года.