Ровно 55 лет назад в своем доме в швейцарском городе Кюнахт скончался известный психиатр, основоположных аналитической психологии Карл Густав Юнг. Его учителя Зигмунда Фрейда знают многие, как минимум в лицо. А вот фигура Юнга мало известна в наших краях, хотя его вклад в мировую психиатрию и психологию сложно переоценить. Портал "Знай" расскажет вам об основных вехах научного пути и достижениях Юнга.

1. Характерология

С одним из предположений Юнга вы регулярно сталкиваетесь в интернете, когда вам предлагают пройти очередной тест и определить экстраверт вы или интроверт. Хотя, конечно, понимание этих терминов у ученого немного отличалось от нашего. Экстраверта по Юнгу мы бы скорее назвали человек практичным, опирающимся на реальный материальный мир и существующие социальные связи. А интроверта – фантазером, чья активность направлена на работу воображения и бурно кипит внутри человека. Это совершенно не означает, что экстраверт обязан быть компанейским рубахой-парнем, а интроверт – тихим и незаметным социфобом. Такое разделение скорее подразумевает, на что именно человек тратит свою энергию. На контакт с внешним миром или на исследование своего внутреннего? Изначально, кстати, Юнг задумывал эту теорию, как исследование о практичных мужчинах и эмоциональных женщинах. Но выяснилось, что наше мышление и поведение устроено куда сложнее и его нельзя четко разделить по гендерному признаку

Эту идею позже развил британский психолог Ганс Айзенк, считавший, что в зависимости от направления внутренней энергии человек либо становится общительным, импульсивным и эмоциональным оптимистом (экстраверт), либо спокойным, застенчивым любителем порядка и четких планом на жизни (интроверт). Конечно, это разделение условно. Все мы только тяготеем к одной из сторон и может иметь самые разнообразные качества.

2. Связь между психическими расстройствами и религиозно-мифологической символикой, архетипы и коллективное бессознательное.

Популярные статьи сейчас
Дают всего 3 дня: в Украине изменились правила повесток по почте, что это меняет для мужчин Когда отменят графики отключения света: кто и как формировал очереди Не напутайте с показаниями счетчиков в этом месяце: Нафтогаз обратился к украинцам Украинцев предупредили о трех месяцах без пенсии: у кого будут проблемы с ПФУ
Показать еще

Юнг с юности увлекался европейской романтической литературой и мифологией народов мира, в частности греческой и германской. Поэтому о символах и образах этих мифов знал не понаслышке. И вот, ведя практику в клинике, он стал все чаще замечать, что сюжеты и образы, которые видели многие его пациенты во снах, находятся в тесной связи с мифологическими. Например, одна пациентка рисовала изображение, которые один в один напоминало буддийскую мандалу. При этом сама пациентка утверждала, что ни индуизмом, ни буддизмом, никогда не интересовалась, и что значит этот символ, не знает.

Но знание смыслов мифологической символики помогало Юнгу более точно понимать суть заболеваний и помогать пациентам. В результате Карл Густав пришел к выводу, что все это внезапное сходство базируется на деятельности древних мозговых структур, которые являются общими для всех людей (коллективное бессознательное). Среди этих структур есть устойчивые образы, которые образуют эмоционально-поведенческие комплексы, которые Юнг назвал архетипами. Архетипов немало, но некоторые из них способны влиять на ход истории. Так, например, массовую военную истерию в нацистской Германии он объяснил активацией архетипа Вотана – древнего германского бога.

Конечно, эти идею Юнга до сих пор остаются, как минимум, не бесспорными, но они сильно изменили представление о человеке, как о личности. И выявили, что не смотря на всю нашу индивидуальность и личный опыт, у нас по-прежнему много общего.

3. Работа с больными по новым методикам

В те времена шизофрения и прочие тяжелые психические заболевания, даже на ранних стадиях, была абсолютно окончательным диагнозом. И лечение предполагалось только медикаментозное, сопровождавшееся изоляцией, а иногда и трепанацией черепа. Фрейд и многие его ученики считали, что психоанализ может помочь только больным неврозами, то есть обычным людям с небольшими психоэмоциональными проблемами.

Юнг же предположил, что психотерапия может помочь или, как минимум, многое сказать о болезни и пациенте, даже у него очень тяжелая симптоматика. Это дало свои плоды. Психиатры после него уже не оперируют одними только таблетками, а трепанация, фактически, ушла в прошлое. Теперь больных изучают и стараются им помочь.

4. Метод свободных ассоциаций

Мысль о том, что неконтролируемый поток сознания может нести в себе ценную информацию о мышлении человека, была еще у Фрейда. Юнг же ввел работу методом свободных ассоциаций в обязательную практику психоанализа. На этом методе на данный момент основаны многие школы психоанализа, аналитическая психология и многие другие практики.

"Говорить все, что приходит в голову" - это и есть основное правило психоанализа, о соблюдении которого терапевт должен просить любого пациента. Ведь все наши мысли и свободные ассоциации на самом деле не так уж и свободны, а продиктованы нашим подсознанием, которое "пропускает" их в мир в виде символов. Считать и проанализировать этим символы – задача психоаналитика.

Конечно, это не все достижения Карла Густава Юнга, только основные. Если вы заинтересуетесь его биографией, то найдете там немало спорных моментов, которые будут неоднозначно характеризовать его как личность. С этим согласны и многие современные психологи. Тем не менее, вряд ли кто-то будет спорить с тем, что вклад Карла Густава Юнга в мировые психиатрию и психологию огромен и неоспорим.

Грязный поток мистицизма

"Очень сложно судить об истории в сослагательном наклонении, но юнговская аналитическая психология привнесла очень сильный "персоналистский" или даже почти иррационалистский пафос в психологию и психотерапию, - отмечает психолог Владимир Тесля в своем комментарии для "Знай".- Учитель Юнга Зигмунд Фрейд в одной из своих заметок назвал такое влияние "грязным потоком мистицизма". Конечно, это слишком жесткое выражение, но именно влияние юнгианство привлекло внимание к разнообразным полумистическим и мистическим практикам в европейской культуре 20 в. Часто такое влияние приводило к созданию новаторских идей, ну а часто и привносило лепту в усиление политического консерватизма".