На этой неделе состоялась премьера очередного акта драматического представления от Кабмина, связанного с тщетными попытками реформирования украинского «Нафтогаза». В рамках этой серии правительство (так и быть) решило назначить на должности недостающих глав наблюдательного совета своих ставленников. По «непонятным» причинам, сие назначение решили «протянуть» вне конкурсной основы, в противовес тому, как этого в рамках реформы НАК требовали мировые финансовые организации-доноры, предоставившие предприятию свои кредитные средства.

Официальная формулировка причины саботажа одной из основных реформ в стране – «отсутствие кворума», которое «расшифровывается», грубо говоря, как неспособность членов номинационного комитета при Минэкономразвития явиться на заседание оного с целью выбрать из пяти ранее определенных кандидатов одного-единственного независимого члена набсовета НАК. Вот так по-детски было решено исправить системный кризис, назревший в отрасли, которую вот уже 3 года пытаются «реформировать» и очистить от коррупции.

Однако, давайте разберемся в том, почему в нашем правительстве в очередной раз все «сталося не як гадалося» и, конечно же, к чему это все приведет и как повлияет на простых граждан.

«Вы же из наблюдательного совета – так наблюдайте, кто вам мешает»

Популярные статьи сейчас
Новые правила отключения электроэнергии: что готовят украинцам Пенсионеры получат индивидуальные доплаты до Нового года: кому сколько начислят В ТЦК поставили точку в вопросе мобилизации 50-летних мужчин: "Есть директива..." Порошенко в Штатах вредит Украине: раздражает республиканцев напоминанием, как «сливал» Трампа в пользу Хиллари Клинтон, - эксперт
Показать еще

Для начала, поговорим о том, с чего условно разгорелся весь этот сыр-бор. Мы говорим «условно», потому что в противном случае придется начать рассказ от момента создания самого «Нафтогаза». Так вот, поводом для увеличения количества упоминаний о НАКе стало резкое снижение числа членов его наблюдательного совета, произошедшее практически в течение одного (прошлого) месяца.

Поголовье набсоветовцев сократилось настолько резко и заметно, что это было уже сложно скрывать. Шутка ли, из 5 его членов остался только один - экс-министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин, да и тот пришел по квоте Администрации президента.

Не остановили их даже те немалые заработные платы, которые им успели заплатить в прошлом году – по 18 700 евро в месяц (около полумиллиона гривен), плюс приблизительно такого же размера рождественские премии. А могли ведь так до 2020 года зарабатывать. Даже делать ничего не пришлось бы, вернее, в «ничего неделании» и заключалась бы их основная задача. В итоге, получать свои 15 000 долларов (около 400 000 гривен) в месяц отважно остался один только Демчишин.

Первым, еще в августе этого года, свое заявление об отставке (с 1 октября) подал независимый директор Чарльз Проктор. Через несколько недель аналогичное уведомление о намерении покинуть свой пост передал и другой независимый директор - Маркус Ричардс.

19 сентября письмо о «самоотводе» пришло и от последнего независимого члена наблюдательного совета НАК «Нафтогаз» - Пола Уорвика. Копию сего документа СМИ получили в пресс-службе НАК. В нем иностранец сообщил не только о прекращении своих полномочий на посту независимого директора, главы набсовета и ряда комитетов НАК, но и о причинах, которые подвигли его к принятию такого решения. В частности, оказалось, что Уорвик не захотел попросту сидеть на зарплате и действительно пытался перевести НАК на рейки цивилизованного корпоративного управления. Однако, учитывая постоянное «вмешательство правительства» в деятельность дочерних компаний «Нафтогаза», «отсутствие четкого понимания в отношении полной поддержки Кабмином плана корпоративного управления» и «отсутствие всестороннего внимания правительства к корпоративной стратегии», ему это не удалось, что, собственно, и неудивительно.

Правительство, правда, в долгу не осталось, организовав в ответ на письмо Уорвика целую информационную кампанию в стиле «сам дурак», развернув ее на страницах подконтрольных СМИ. Основной ее посыл – «отставка независимых членов набсовета «Нафтогаза» связана с попыткой уйти от ответственности в вопросе «Укрнафты» и реформирования компании». Сие анонимное сообщение было стыдливо подписано «источник в правительстве».

Дальше - больше. Отступивших от «линии правительства» топ-менеджеров, которым, помимо гигантских зарплат, еще месяц назад были готовы выплачивать полу- и миллионные премии и бонусы, обвинили в «неспособности вести диалог с правительством», направленный на решение «производственных проблем»; отсутствии внутренней системы аудита и контроля международного образца (просто интересно, какая там сейчас система аудита и кто же ее там внедрил) и еще двух проступках, о которых стоит поговорить отдельно.

Во-первых, независимые члены набсовета, по версии «источника в правительстве», виноваты в том, что «последние полгода отсутствует конструктивный диалог наблюдательного совета с акционером «Нафтогаза» - правительством, что вылилось в систематическое невыполнение поручений Кабинета Министров». Интересно здесь то, что сам наблюдательный совет и в частности (и особенно) его независимые члены, как ни странно, были привлечены с целью убрать из-под тотального контроля правительства государственное монопольное предприятие, чтобы то, исповедуя принципы корпоративного управления, наконец-то стало независимым и, как того, если помните, требовал МВФ и другие финансовые организации, предоставляя нам каждый очередной транш, как максимум – самоокупаемым, как минимум – НЕ дотационным.

Второе особо интересное обвинение-подозрение от «источника в правительстве» и вовсе выглядит, как угроза или попытка давления. Цитируем источник: «Также в качестве одной из возможных причин может быть нежелание выполнять требования законодательства по борьбе с коррупцией, в части осуществления декларирования имущественного положения и требования о передаче в управление другим лицам пакетов акций предприятий (при их наличии), принадлежащих членам наблюдательного совета» (Ред.: сохранена оригинальность текста источника).

Другими словами, иностранцам как бы изящно намекают на то, что если они станут продолжать «катить бочку», то смогут поближе познакомиться с системой украинского правосудия, а, как следствие, и с отечественной пенитенциарной системой.

Все свободны, всем - спасибо!

Как бы там ни было, но в итоге набсовет по факту стал недееспособен. А следовательно, поскольку «нефть и газ» не могут долго оставаться вне чьего-то контроля, они с легкостью возвращаются в распростертые объятия их акционера. И хотелось бы сказать, что им является народ Украины, но нет, по бумажкам – это все то же правительство и его глава Владимир Гройсман.

Наверное, кто-нибудь обязательно спросит: «Зачем все эти сложности?» Ответ прозаично прост. Если бы наше правительство не удосужилось так изгаляться, в глазах МВФ и других кредиторов эта «партия» выглядела бы, как наглый отказ от ранее взятых на себя обязательств, который может стать существенным поводом для того, чтобы и они (МВФ и компании) могли отказаться от ранее взятых на себя обязательств по кредитованию нашей страны в целом и отдельных предприятий (того же НАК) в частности.

Кстати, определенная цепная реакция после «самоувольнений» уже есть. Например, свое мнение по этому поводу уже высказали в ЕБРР, который «с сожалением отмечает, что сложилась ситуация, в которой у независимых членов наблюдательного совета НАК «Нафтогаз Украины», по их мнению, не осталось иного выбора, кроме как уйти в отставку».

Ради чего

В целом же, причины происходящего – довольно банальны, очевидны и связанны между собой. В основном их 2: деньги и рейтинги, следствием которых является власть. Если не повторять мантру о том, что Украина не сможет восстановить свою экономику, не привлекая кредитов, и вовсе отстраниться от темы того, в каком направлении уходят «транши МВФ», в сухом остатке мы имеем ситуацию, в которой правительство, которое так и не смогло (возможно, потому что не имело ни соответствующей цели, ни достаточной квалификации) побороть коррупцию и хотя бы начать какие-либо (не показательные, а реальные) реформы, ради того, чтобы удержаться при власти, пытается вернуть все «как было».

В частности, Владимир Гройман (тем более, что это происходит в преддверии отопительного сезона) пытается отказаться от утвержденной ранее стратегии формирования цены на газ, согласно которой стоимость этого энергоресурса должна была повыситься почти на 20%. Ведь, в случаи этого очередного повышения, все популистские заявления правительства (в том числе и о повышении заработных плат) попросту сойдут на нет. И это, если еще не говорить о том, что в случаи повышения стоимости коммунальных услуг правительство обязано будет компенсировать соответствующую разницу в виде субсидий, финансирование которых и так предусмотрено не в полной мере.

Вот и выходит, что наше правительство, потратившее в неизвестном направлении налоги украинцев, транши МВФ и 3 года времени, при этом не на грамм не укрепив отечественную экономику, пытается усидеть одним премьером на всех стульях, получая кредиты под не проводимые реформы, консервируя ситуацию в экономике, работая исключительно на свой рейтинг и предстоящую предвыборную гонку.