Этот текст не о том, как мэрия или “предшественники” воровали деньги на метрострое и ремонтах. На этот раз журналисты обратили внимание на фактор клептоманских аппетитов отдельных олигархических групп, которые готовы заложить нашу с вами безопасность и общее благо под получение сверхприбылей, сообщает портал Акценты.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяЖурналисты уже писали, о проблемах с грунтовыми водами, в частности на Демеевке. Диггеры еще с 2019 года делали видео, что в тоннелях между Лыбедской и ВДНХ аварийная ситуация. Постоянные подтопы. Писали об угрозе домам. Водоотводная система сделана с нарушением всех норм. На многих станциях метро вода течет прямо из стен. Например на ст. Ипподром!
По словам директора Института Города Александра Сергиенко, главной причиной нынешнего затопления тоннелей на синей ветке метро является антропогенный фактор, то есть сооружения, которые там строят застройщики. Тонны железа и бетона давят на почву, которая является одним из источников для реки Лыбидь (его комментарий здесь – с 00:56 – до конца).
Эксперты говорят, что непосредственное протекание произошло на повороте с бульвара Михновского на проспект Лобановский под МАФами ДніпроМ и Розетки. Именно этот тоннель строился немеханизированным щитом (то есть, вручную). Специалисты еще во время возведения жаловались на качество выполнения работ. В частности, там была нарушена геометрия и было недоделанное химическое закрепление тоннелей. Нынешний прорыв произошел где-то через 100 метров от места (где-то возле 74 пикета), где во время строительства был утоплен тоннелепроходческий комплекс Wirth “Надежда”, который рыл тоннель в сторону Теремков. Во время работ 25 ноября 2008 года произошел прорыв плавуна и тогда погибло двое метростроевцев. На месте трагедии в тоннеле до сих пор прикреплен венок. Чтобы откопать “сломанный” щит, пришлось разбирать недавно отремонтированный пешеходный переход.
Однако, есть мнение, что точкой “хрупкости”, которое спровоцировало протекание тоннеля, оказался комплекс последствий внерегламентных работ на новых строительных площадках вокруг станций “Лыбедская”, “Демеевская” и поймы реки Лыбеди – жилому комплексу “Французский квартал” Игоря Кушнира и Вадима Столара, ЖК Salut Кушнира и Столара в обрыве озера Глинка, торговому центру ЖК Riverdale Вагифа Алиева, ЖК Riverdale Дмитрия Исаенко.
Перед войной Киевсовет разорвал соглашения аренды с фирмой, фигурирующей в документах застройщика. Но владельцу Ocean Mall Вагифу Алиеву удалось как-то этот запрет обойти.
Недавно господин Алиев заявил, что скоро должен открыть свой ТРЦ. Поэтому, возможно, на ситуацию с метро повлияли активизированные строительные работы?
Как говорят специалисты, тот же ТРЦ Ocean Mall Вагифа Алиева строится не просто над тоннелем метро, а непосредственно между рекой Лыбидь, озером Глинка и просто на плавуне (подземный выделенный массив почвы – песка или супеси – сильно насыщенный и разреженный водой, поэтому настолько подвижный, что течет подобно жидкости, фундаменту или сваям не на что опираться).
Даже застройщик будто признавал наличие серьезных проблем с почвами. Специалисты категорически не рекомендовали дополнительное строительство в районе поймы. Архитекторы публично признавали проблемность участка именно в плане почв и окружающей нагрузки на них. Активисты протестовали, однако Алиев нашел методы работы с ними.
Некоторые мои коллеги уже рассказывали историю борьбы за памятник архитектуры дом “Летающая Тарелка” (1971 года постройки). Это здание на ст. метро “Лыбедская”. Его авторы – архитекторы Лев Новиков и Флориан Юрьев – проектировали здание, вдохновляясь творчеством бразильского модерниста Оскара Нимеера. Именно он придумал большинство зданий для Бразилиа – нового города, который возводили с нуля как будущую столицу страны. Владельцем “Летающей тарелки” является государство, а балансодержателем – Украинский институт научно-технической экспертизы и информации (УкрИНТЭИ), который подчиняется Министерству образования. Но сама конструкция “Тарелки” и стилобатная часть под ней находятся в аренде компании “Альдо”, связанной с Вагифом Алиевым.
В 2015 году появились планы построения нового торгового центра “Ocean Mall” на месте снесенного хладокомбината вплотную к зданию, а по некоторым планам, поглощая его. Половину здания УкрИНТЭИ, где расположена “тарелка”, столичные власти отдали в аренду частной компании сроком на 20 лет с правом автоматической пролонгации и реконструкции. Культурное сообщество привлекает внимание к проблеме. Разворачивается движение на ее спасение – инициатива #savekyivmodernism. В частности, “тарелка” стала главной локацией биеннале “Киевский Интернационал”. К процессу присоединился и сам Флориан Юрьев, написав открытое письмо с требованием прозрачного процесса реконструкции. В октябре 2020 года Министерство культуры и информационной политики внесло здание в реестр памятников архитектуры и монументального искусства.
Во время дискуссии вокруг судьбы “Летающей тарелки” выплыло много интересного относительно строительства ТРЦ Ocean Mall Вагифом Алиевым. В частности, тот же архитектор Флориан Юрьев указывал, что у Тарелки есть шесть колонн, которые идут вниз. Внизу есть плита, железобетонное основание. Саму плиту опустить ниже потока воды. При строительстве Тарелки, для того, чтобы предотвратить промокание фундамента, тарелки отгородили от подземных вод. Поэтому при строительстве конструкции были сделаны дренажи и гидроизоляция.
Юрьев говорит, что Вагиф Алиев, строя ТРЦ, обрушил всю грунтовую землю, леос. Если водный баланс будет разрушен, тарелка может просесть. Кроме того, он хотел сделать дополнительные сваи, которые разрушали устойчивый земляной фундамент. Лесс, пока является устойчивым, прочный, как бетон, но если его размочить, то тарелка упадет.
Возникает вопрос, а не потому ли залило тоннели метро, что во время ускорения строительства ТРЦ люди Вагифа Алиева размочили лёс, и этот грунт, насыщенный водой, просто упал на тоннели синей ветки метро?