Последние месяц обострилось противостояние между отдельными депутатами Верховной Рады и работниками Генпрокуратуры. В парламенте начали собирать подписи за отставку Генпрокурора Виктора Шокина. Параллельно Генпрокуратура хочет лишить депутатской неприкосновенности депутата от Радикальной партии Андрея Лозового, который был инициатором сбора подписей за отставку Шокина.

О конфликте в середине Генпрокуратуры, а так же между представителями прокурорского корпуса и парламентариями говорит для "Знай" общественный активист Карл Волох.

- Как можно объяснить скандалы, связанные с Генпрокуратурой?

Есть две причины. Первая: если мы посмотрим на Уголовно-процессуальный кодекс, то он прописан под условного Пшонку. Систему под них настроила еще во времена Януковича. Поэтому расследование всех серьезных дел в стране зависит от них, в частности, и разбираться со всей випп-коррупцией имеет именно Генпрокуратура. Неработающее Антикоррупционное бюро пока никакой конкуренции прокуратуре не составляет. А если и заработает, то там будет работать антикоррупционный прокурор, он будет завязан на прокуратуре. Все следствие, так или иначе, упирается в Генпрокуратуру. Даже там, где подследственность милицейская или СБУшная, зависимость от прокуратуры.

Популярные статьи сейчас
Штрафы от ТЦК вырастут вдвое: уклонистов изрядно потрясут Пенсионерам приготовили доплаты: кто получит надбавку к пенсии более 2 тысяч гривен Ощадбанк отменил ограничения для владельцев карт: что станет бесплатным В Украине 60-летние больше не смогут выйти на пенсию: когда и как изменятся требования к стажу
Показать еще

Второе: надо понимать, что Генпрокуратура и вообще прокуратура в нынешнем состоянии - не организация, которая имеет отношение к закону. Она решает два основных вопроса: либо политический, либо бизнесовыц заказ. Поэтому и работают они или на политическое руководство страны, или на собственный карман. Никаких других функций у прокуратуры нет. Даже называть Генпрокуратуру правоохранительным органом нелогично

- Почему сложилась такая ситуация?

Полтора года ни одно резонансное дело после Майдана не расследовалось. Мы имели заявление бывшего заместителя Генпрокурора Олега Махницкого, который сказал: в Украине за четыре года украли 100 млрд. долларов. Где хотя бы копейка из этих денег? Где эти люди? Часть сбежала в Россию. Но другие - здесь. Где дело по конституционному перевороту, который произошел у всех на глазах? Где дело о 12 млрд. кубов газа, которые в Стокгольме подарили Фирташу? Где дела по Майдану? Ничего нет.

Вполне возможно, что кого-то из судей таки уволят - по результатам работы Временной спецкомиссии Высшего совета юстиции. Но работы Генпрокуратуры не видно вообще. Они практически ничего не расследовали и не добились наказания виновных.

- Можно что-то сделать с Генпрокуратурой?

- Как по мне, Генпрокуратура не может быть реформирована, она может быть только ликвидирована. Ее функции надо передать другим органам.

- Что сейчас делать?

- Пока, конечно, надо сместить Виктора Шокина. И надо начать реформирование Генпрокуратуры, но в итоге она должна быть ликвидирована.

Читайте также: "В прокуратуре сумасшедшее сопротивление реформам, приходится вытаскивать грязное белье"

- Генпрокуратура хочет снять с депутата Андрея Лозового неприкосновенность и привлечь его к ответственности. Это не первый "наезд" Генпрокуратуры на депутатский корпус. Почему существует конфликт между представителями Генпрокуратуры и Верховного Совета?

Не так давно, когда снимали неприкосновенность с Клюева, Генпрокуратура хотела снять неприкосновенность с Вячеслава Константиновского. Им это не удалось. Так вот дело, которое начали расследовать Сакварелидзе и Касько - это же дело, которое с самого начала истории пытался донести до общества Константиновский. Когда к Константиновскому обратились бизнесмены, которые имели проблемы с людьми прокуратуры, он за них вступился. В сети есть видео, где милиция, прокуроры и неизвестные люди приезжают на объект и начинают там устраивать беспорядок. Это все было снято Константиновским, у которого была словесная перепалка с этими людьми. После этого у нардепа сразу возникли проблемы, начали готовить представление на лишение его депутатского мандата.

Константиновский тогда всем говорил, что это грабеж и рейдерский захват. Чем это все закончилось? Сакварелидзе создал генеральную инспекцию, прокуроров поймали на взятке (заместитель председателя Главного следственного управления ГПУ Владимир Шапакина и заместитель прокурора Киевской области Александр Корниец - "Знай") Значит, версия Константиновского правдива. А что же тогда были за движения со стороны Генпрокуратуры? Скорее всего, только способ закрыть рот депутату, который не хотел молчать.

- А с Андреем Лозовым в чем суть истории?

- По сути, то же самое. Бойко и Левочкин воровали миллиардами и спокойно себя чувствуют в Верховной Раде. Как и Бакулин, Колесников и другие. Уже несколько раз Шокин со своим первым заместителем Гузырем возбуждали дела против людей Давида Сакварелидзе и Виталия Каська. Были необоснованно возбуждены уголовные дела на глазах всей страны. И эти люди хотят, чтобы мы им поверили в деле против депутата, который собирал подписи за отставку Шокина? Что они обвиняют Лозовой? Что он там ходил и угрожал председателю сельсовета за то, что не дает землю участникам АТО. Ну, по сравнению с миллиардами Бойко и Левочкина разговор на повышенных тонах и толкотня, конечно, - страшное преступление.

Это в то время, когда в самой Генпрокуратуре пытаются развалить дела против своих работников, которых поймали с поличным. И они в чем-то обвиняют Лозовой. Это даже смешно.

Читайте также: Стартует конкурс на 700 прокурорских должностей - Сакварелидзе

- На ваш взгляд, правильно сделал президент, когда после задержания двух чиновников из Генпрокуратуры сказал, что поддерживает и Сакварелидзе, и Шокина?

- Трудно судить. Подозреваю, Порошенко на тот момент считал, что это - лучший выход. По каким-то причинам он не может сегодня расстаться с Шокиным. Есть слухи, что это из-за наличия компромата в Шокина на Порошенко. Я в эту версию не верю. Считаю, что Шокин просто один из небольшого круга доверенных людей президента. Порошенко сложно расставаться с такими людьми. С другой стороны, он не может трогать Сакварелидзе, потому что за ним стоит симпатии украинского общества, Саакашвили и Запад. Поэтому Порошенко не может избавиться от Сакварелидзе, но и не хочет избавляться от Шокина.

- Как, на ваш взгляд, завершится противостояние между отдельными депутатами и Генпрокуратурой?

- Я не верю в то, что президент даст ситуации развиться до того, как количество подписей за отставку Шокина дойдет до 150. Думаю, он поменяет Шокина быстрее, но в ближайшее время попытается тормозить этот процесс. Хотя, остановить его не реально, потому что люди из провластных фракций начали ставить свои подписи. И то, что делает Шокин, в последние дни еще больше насторожит депутатский корпус. Потому травить народного депутата из-за сбора подписей - это, мягко говоря, неверный путь. По моей информации, вопрос о Гузыря уже решен. Шокин тоже должен уйти, но позже. Возможно, в конце сентября, если парламент не дожмет раньше.