Председатель комитета избирателей Украины, политолог Алексей Кошель рассказал "Знай", как Украина будет голосовать 25 октября по новому избирательному законодательству.

- Президент Петр Порошенко подписал закон о местных выборах и представил новую избирательную систему. Как происходит подготовка к выборам при новом законе?

- Закон был принят полтора месяца назад и имел очень компромиссную природу. Он предусматривает введение новой системы, но принципиальных изменений в организационной части или по подготовке выборов он не предусматривает. Остается привычная процедура заполнения бюллетеня, привычная процедура организации выборов. Этот закон даже не предусматривает необходимости проведения просветительской кампании среди избирателей.

Он будет содержать определенные трудности для территориальных избирательных комиссий - им нужно подробно ознакомиться с процедурой определения проходной части избирательного списка, узнать каким образом формируются партийные списки. На рядового избирателя новый закон никак не повлияет.

Читайте также: Президент Украины признал мои властные полномочия - Захарченко

Популярные статьи сейчас
Украинцев предупредили о "тяжелых" платежках за свет Не очень "древняя", но безбожно дорогая: как выглядит монета в 50 копеек, которая может озолотить Фанаты засудили Могилевскую за поощрение дочери: "Не сделали выводов..." Попрощаетесь со своим жильем? Что произойдет с уклонистами в новом законе о мобилизации
Показать еще

- Однако люди, которые интересуются политикой, сейчас живо обсуждают новое законодательство. Кто-то одобряет, кого-то нововведения возмущают ...

- К сожалению, в украинской политике случаются периоды, когда общество радикализируется. И во время этого процесса важные вопросы рассматриваются в черно-белом формате. Взять те же изменения в Конституции. Их политики успели превратить в политические лозунги. То же касается и закона о выборах.

Очень часто и простые граждане и парламентарии, которые даже не читали этот закон, делают суждения о том, что закон полная ерунда, реформа ничего не даст, в государстве ничего не меняется, все плохо. На самом деле не может быть какого-то революционного закона. Есть сложная процедура введения полноценных открытых списков, которые вводятся за полтора месяца до выборов. Думаю, это необходимо, потому что есть риск срыва голосования в отдельных регионах или в отдельных округах. Плюс большой риск того, что результаты выборов будут признаны недействительными.

Я не сторонник этого закона, но считаю, что он содержит много прогрессивных норм и так же много недостатков. Поэтому наша позиция - рассматривать этот закон, как промежуточный. По этому закону надо провести выборы 25 октября, второй тур, а дальше парламент должен приступить к полноценной избирательной реформе. Надо принять избирательный кодекс, который унифицирует проведения выборов, с полноценными открытыми списками, а также введет нормы Всеукраинского и местного референдумов. На сегодня это большая проблема - нет закона о местных референдумах.

- Все же - какие плюсы и минусы нового закона о выборах?

- Главные плюсы этого закона - значительно улудшенная избирательная система, чем закрытые списки и в разы лучше чем обычная мажоритарная система. Во-вторых - фактически революционная форма о введении двухтуровости городских голов. А также - уменьшение конкуренции. То есть для того, чтобы победить в округе, нужно не победить своего оппонента, а набрать достаточное количество голосов для прохождения по партийному списку.

Это означает, что борьба будет менее жесткой, будет меньше конфликтов, соответственно можно ожидать меньше фальсификаций, меньше нарушений. Среди минусов - открытые списки нужно делать полноценными, закон не должен предусматривать закрытой части списков, которая есть сегодня. То есть кандидат, который в списке, фактически гарантированно проходит к местной власти если его партия преодолела процентный барьер. Нам надо обязательно расширить норму о двухтуровости на малые города, села и поселки.

Важно ввести такие нововведения, как запрет политической рекламы в избирательный период и период между выборами. Это действительно революционная норма, которая позволит сделать выборы дешевыми в 4-5 раз и сделать доступными для всех кандидатов и политических партий. Это шаг к деолигаризации политических партий.

- Все помнят недавние выборы в Чернигове и раздачу гречки. Сделано ли что- то для того, чтобы предупредить подкуп избирателей?

-Вопрос подкупа имеет несколько составляющих. Первое - высокий уровень коррупции в государстве от Кабмина в сельсовет. И пока государство не продемонстрирует эффективную борьбу с коррупцией - подкупы, в том числе и на выборах, будут. Вторая причина - это неэффективность работы Управления внутренних дел. Третья причина - это коррупция в судах. На сегодня есть только два доведенных в судах дела о подкупах на выборах 2014 года. Суд ограничился лишь штрафами.

Читайте также: Член "Партии регионов" поучавствует в фейковых выборах "ДНР"

- Детские площадки и ремонт подъездов можно назвать подкупом?

- Политические партии сейчас работают как угодно - исполнительными комитетами, ЖЭКами, развлекателями. Все из-за низкой культуры. Они красят подъезды, ремонтируют, ставят площадки, устраивают концерты. Такие действия можно трактовать, как подкуп. Мы не можем никак на это повлиять. Нужно на законодательном уровне определить, что такое подкуп.

- Последние полтора года самая горячая тема в обществе - АТО. Используют ли политические партии войну для собственного пиара?

- Мы еще раньше обращались к политикам и партиям с требованием перестать пиариться на теме АТО. Любая помощь, даже формальная, со стороны политиков сопровождалась пиаром и заказными статьями в СМИ. В отличие от парламентских выборов, на местных выборах пиара на АТО значительно меньше. Только две политические силы активно используют тему АТО - Оппозиционный блок, который в каждом выступлении апеллирует к теме мира и прекращении войны, и есть "Свобода", которая строит кампанию на рекламе батальона "Легион Сич".

Стоит отметить, что партия "Свобода", по крайней мере, имеет моральное право проводить такую ​​агитационную кампанию, учитывая то, что этот добровольческий батальон сформирован и действует благодаря поддержке этой политической силы.

- Еще одна насущная тема - выборы на Донбассе. Губернатор Донецкой области Павел Жебривский уже заявил, что выборы на территориях, подконтрольных Украине нужно перенести - люди еще не готовы к выборам.

- Мы видели целый ряд спекуляций со стороны представителей Блока Петра Порошенко и со стороны председателей военно-гражданских администраций, которые заявляли о невозможности выборов на всей территории Донбасса. Их аргументы - люди не готовы. Они находятся в информационном вакууме, проголосуют за пророссийские силы и т.д. Я не вижу для этого серьезной угрозы. Ведь даже пророссийские партии действуют в правовом поле Украины. И если к ним есть вопросы - их надо задавать не гражданам, которые поддерживают такие партии, а правоохранительным органам.

Во-вторых - угроза принятия избранных советов - сепаратистских решений. Но большего всплеска сепаратизма, чем был год назад уже невозможно и представить. И не стоит забывать, что избранные сельские и поселковые советы будут существовать параллельно с военно-гражданскими администрациями, что сегодня предусматривает действующее законодательство.

По моему мнению, единственным критерием проводить выборы на территории Донбасса может быть только вопрос о безопасности. Потому что бессмысленно проводить выборы на передовой, куда может попасть снаряд. Комитет избирателей Украины составил свой список населенных пунктов, где по нашему мнению можно и нужно проводить выборы. Он полностью совпадает с тем же списком, который составил Парламент. Наиболее спорный пункт в этом списке - Мариуполь - около месяца назад там обстреляли населенный пункт Сартана. Сартана входит в один из районных советов Мариуполя. Поэтому решать можно ли там проводить выборы или нет имеет право только штаб АТО.

- Как согласуются выборы на Донбассе с Минскими договоренностями?

- Они - это частичное выполнение Минских договоренностей. В свое время Комитет избирателей Украины предлагал несколько компромиссных решений которые могут помочь выбрать легитимную власть Донбасса и частично выполнить Минские договоренности. Первое решение мы еще осенью прошлого года предлагали: новоизбранной Верховной раде немедленно провести выборы в Донецких и Луганских областных советах.

Если бы мы выбрали эти областные советы хотя бы на период 8-9 месяцев - это была бы легитимная власть, которая представляла не только жителей, скажем, Краматорска, но и жителей Донецка. Второе наше предложение - разрешить переселенцам принять участие в выборах. Иными словами открыть в Харькове, Львове или Черкассах избирательные участки, на которых переселенцы имели бы возможность проголосовать на выборах Донецкого и Луганского областных советов. Таким образом мы могли бы выбрать в Донецке и Луганске ОГА и в выборах приняли бы участие люди, которые там проживают, но вынуждены временно были покинуть свои дома. Однако. Наши предложения остались без внимания.

Выборы 25 октября на территориях, подконтрольные Украине только усилят наш авторитет на международной арене. И в переговорных процессах смогут участвовать не только Кучма с Медведчуком, но и легитимные представители местных советов Донбасса.

- Как будут голосовать внутренне перемещенные лица?

- Сейчас тема внутренне перемещенных лиц превратилась в обычные избирательные лозунги. На сегодняшний день на этом спекулируют две политические силы - Оппозиционный блок и партия "Возрождение", которые призывают предоставить право голоса всем внутренне перемещенным лицам. Но они не говорят о том, что на некоторых территориях количество внутренне перемещенных лиц превышает количество местных жителей - это наблюдается на территориях Донбасса, подконтрольной Украине.

То есть, фактически выбирать городских, поселковых и сельских голов будут не местные, а переселенцы. Разве это правильно? На сегодня в Раде находятся три законопроекта по предложениям для внутренне перемещенных лиц. Однако все они идут вразрез с идеями самоуправления и Конституцией Украины.