С начала октября российская авиация начала наносить удары по объектам на территории Сирии. Минобороны РФ утверждает, что удары наносятся по силам "Исламского государства". Многочисленные сирийские источники сообщают об ударах по районам, где нет представителей террористической организации.
О том, кто и что является главной целью Кремля в Сирии, "Знай" расспросил Александра Хару, эксперта Фонда "Майдана иностранных дел".
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться- Каковы причины перехода россиян от военного присутствия к прямому вовлечению в войну?
- Активизация российского присутствия в Сирии имеет несколько целей. Первая: оттянуть внимание от темы Крыма и Донбасса. Возможно, навязать Западу свой вариант действий по Украине.
Второе: удержать Асада в Сирии. По словам Джона Керри понятно, что обе стороны согласились на определенный переходный период, который позволит Асаду уйти от власти. Но о конкретных сроках не договорились.
Третье: Кремль пытается повысить ставки, подать себя полезным для Запада. Не думаю, что получится, потому что разные цели. Проблема в том, что Путин хочет быть привлечен к коалиции во главе с США, но на своих условиях.
Читайте также: Путин попробует поменять Сирию на Украину - политолог
- Кто, кроме Асада и Путина, сформирует альтернативную коалицию?
- Иран. Он группируется с русскими и Асадом. У Тегерана свои интересы, они действуют по принципу: враг моего врага - мой друг. Сирия важна для будущих энергетических проектов, которые будут связывать Иран с остальным миром. Но это - на перспективу. Среди других государств, пожалуй, больше никто.
- Почему удары наносятся не столько по "Исламскому государству", сколько по другим группировкам?
- Здесь россияне используются "турецкий" способ. С одной стороны, Анкара предоставила американцам авиабазу для ударов по "ИГИЛ". С другой, сами турки наносят удары и по "ИГИЛ", и по курдам, которые являются проблемой для Анкары. Россияне решили повторить. Им надо поддержать Асада, а он держится из последних сил. Поэтому они бьют по всем главным противникам Асада, независимо от их отношений с коалицией во главе с США.
- Как отреагирует на активизацию россиян Турция?
- Туркам трудно настроить стратегичность. Они хотят стать энергетическим хабом для Европы, замкнуть на себе энергетические потоки. Россияне это понимают, поэтому будут пытаться этому помешать. И это создает противоречия.
Второе противоречие: турки хотят решить сирийский вопрос. Они могут принять участие в наземной операции на некоторой части Сирии, но для этого надо серьезное поощрение со стороны США.
Также надо помнить, что Турция не очень демократическая страна, по менталитету похожа на россиян.
- Что будут делать суннитские страны, особенно Саудовская Аравия?
- Они зависимы от США, будут идти в фарватере Вашингтона. Есть, правда, у них один рычаг - нефть. Себестоимость в 5 долларов - это серьезно. Могут выбросить больше нефти на рынок. Но пойдут ли на этот шаг - неизвестно. С конкурентной точки зрения, 45 долларов могут выдержать долго.
Читайте также: В Сирии Путин проверяет реакцию Запада - Шмулевич
- Как быть Украине?
- К сожалению, мы своей невыразительностью много потерели - оружие, особый статус отношений с США. НАТО для нас пока не актуально. Сейчас идет критика не того, что происходит в Украине, а того - что не происходит. Реформ нет, армия тоже не реформируется.
Коррупция - сильный элемент политики Кремля. Если есть коррупция, то никто не будет предоставлять не только оружие, но и разведданные. Без решения наших внутренних задач уровень поддержки не увеличиватся. От Киева многое зависит.
Американцы нас не "сольют", если мы будет вести себя адекватно. Европейцам сложнее, они будут давить на Украину. Так называемый "план Мореля" является фактической легализацией террористов в нашу правовую и политическую систему. Надеюсь, что его Украине не навяжут.