Председатель Всеукраинской экологической лиги, эколог Татьяна Тимочко считает, что после пожара на нефтебазе в селе Крячки Васильковского района Киевской вероятны кислотные дожди.

Об этом эколог рассказала "Знай".

В резервуарах загорелся жидкое топливо. Судя по фотографиям, на месте пожара было много пепла и твердых частиц, что дает основания считать, что топливо было с примесями или не очень хорошего качества. При сгорании любое топливо выделяет оксид углеводорода, а еще оксиды азота и серы, газообразные и твердые продукты неполного сгорания топлива, соединения ванадия, соли натрия. Все это идет сначала в воздух, взаимодействует с кислородом, а затем опускается на землю вместе с дождем.

Можно предположить, что некоторые территории Киевской области после этого попадут под кислотные дожди.

А как узнать, кислотный ли дождь?

Популярные статьи сейчас
Номер будет заблокирован: абоненты Lifecell могут потерять самое дорогое Умер Король Британии Чарльз ІІІ (обновлено) Все данные передадут налоговой: придется заплатить за каждый метр Украинцам помогут выжить: выплатят по 3600 грн на каждого члена семьи
Показать еще

- Для человека кислотные дожди могут быть не видны. Из-за них желтеют листья на растениях, на огородах овощи покрываются тонкой пленкой. Все зависит от количества химикатов, которые будут оседать вместе с водой.

Какой радиус распространения таких дождей?

- До 100 километров. Пожар продолжался неделю, поскольку все это время стояла сухая погода - ветер разносил химические вещества. Сейчас они опускаются на землю. Как следствие, серная кислота, сульфаты и сульфиты аммония могут попасть в почву, воду, на растения. В результате будут ожоги флоры, повреждения корневых систем. А через воду химикаты могут попадать в организм человека.

Какими еще бывают последствия масштабного пожара?

- Во время пожара создалось много энергии, которая нарушила тепловой баланс. Углекислый газ - парниковый. Поэтому часть Киевской области с эпицентром в Васильковском районе оказалась в состоянии парникового эффекта. По нашим данным, благодаря воде и пене, которой тушили пламя, нефтепродукты попали в почву на 0,5 - 1 метр вглубь. Уже один этот факт дает повод говорить о серьезной экологической катастрофе в отдельно взятой области.

Почему об этом молчит власть?

- Они не молчат. Они заявляют, что все под контролем и все в норме, но это не так. И власть, и владельцы нефтебазы скрывают реальное количество топлива, которое хранили в емкостях, и его состав. Если бы данные были оглашены - мы смогли бы подсчитать, сколько вредных веществ уже попало в почву, воду и воздух. Можно было бы делать более точные прогнозы, подключить метеорологов, что-то реально делать. Но государству это не нужно. А владельцам нефтебазы - тем более.

8 июня, когда только начался пожар, экологи сразу предупредили: надо эвакуировать людей. С этим заявлением мы звонили на все горячие линии правительства в ту же ночь. Людей нужно было сразу эвакуировать хотя бы в нескольких километрах от эпицентра пожара, особенно детей. Но об этом заговорили только на следующий день, когда эвакуировать уже необходимо было минимум за 10 километров от эпицентра.

Думаю, что власть молчит, потому что потом можно будет подать на чиновников в суд, и государство просто не справится с исками и компенсациями в пользу потерпевших.

Что было сначала сделать, чтобы продукты горения не попали в атмосферу?

- Можно было минимизировать этот процесс, если бы чиновники собрали команду специалистов. Но этого не сделали. Вследствие такой бездеятельности происходит экологическая катастрофа, погибло несколько человек. Все дружно решили подождать, пока 15 тыс. тонн горючего сгорят до конца.

Кто вообщ осуществляет контроль за такими объектами?

- Вот уже почти год государство не осуществляет контроля за работой экологически опасных объектов. Правительство запретило проверять их. Такое решение было принято еще в декабре. Официально, таким образом правительство решило бороться с коррупцией. Мораторий на проверки установлен до 1 июля. Но уже сейчас в Верховной Раде внесен законопроект о том, чтобы продлить его до конца 2016 года.

Мы с самого начала были против такого моратория. Очень надеюсь, что хотя эта трагедия и гибель людей образумит нашу власть, и общество обратит свое внимание на проблему. Такие объекты нужно контролировать и проверять.

Много в Украине экологически опасных объектов?

- В 2013 году было примерно 14 тысяч. Сейчас такого учета не ведется.