Лишение права голоса 1,3 млн. переселенцев, многомиллионные залога для участия в выборах, высокий процент недействительных бюллетеней, коррупционные риски и большая вероятность реванша бывших "регионалов" - такие последствия может повлечь новый закон "О местных выборах".
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяВыборы в регионах осенью состоятся уже по новому избирательному законодательству. Верховная Рада собирается проголосовать за новый закон во втором чтении на следующей неделе.
Эксперты указывают, что принятый в первом чтении закон содержит немало "черных дыр".
Миллион безголосних
Новый закон не дает возможности голосовать более 1,3 млн. временно переселенным украинцам.
"Мы не можем позволить всем желающим из числа вынужденных переселенцев голосовать на местных выборах. За местные власти должны голосовать местные жители. Поэтому мы предложили неидеальную схему, по которой предлагаем людям за день до голосования обратиться в местные органы реестра и явочно выразили свое волеизъявление", - заявил соавтор принятого закона и депутат от Блока Порошенко Александр Черненко.
Политолог Тарас Березовец считает, что это откровенное лишение части людей права голоса.
"В Великобритании право на голосование за местную власть имеют граждане всех стран ЕС. Если ты живешь на этой территории, платишь здесь налоги - ты имеешь право выбрать местную власть. А у нас оказывается, что более миллиона людей лишили права голосовать за власть, за содержание которой они фактически платят налоги", - отметил эксперт.
Неподъемный залог за право участвовать в выборах
Новый закон предусматривает внесение кандидатами 4 минимальных заработных плат на каждые 100 000 избирателей. Таким образом, кандидат на пост мэра Киева должен внести 108 тыс. гривен.
"Более 100 тысяч придется заплатить еще и каждому кандидату в депутаты. То есть, если вы ведете в Киевсовет 160 кандидатов от 80 столичных округов - это получается более 16 млн. гривен. Это сильно ограничивает право быть избранным. Еще можно понять такую сумму от кандидатов в мэры, но точно не от кандидатов в депутаты", - сказал "Знай" руководитель юридической службы Комитета избирателей Святослав Пикуль.
Взносы вернут только победителям выборов и кандидатам, набравшим 3-5% голосов.
Читайте также: "Рада провалила избирательную реформу по указанию больших партий"
Запутанность новой системы
Утвержден Верховной Радой закон увеличит длину бюллетеней минимум втрое, это может запутать избирателей.
"В Польше после введения открытых списков забраковали каждый пятый бюллетень. Боюсь даже думать, какой процент будет у нас. Гарантирую только, что он будет значительно больше, чем у поляков", - считает Березовец.
Однако, главные проблемы ожидают не избирателей, а участковые комиссии. По новой системе членам комиссий придется считать общее количество голосов, затем откинуть те партии и блоки, которые не преодолели избирательный барьер. Кроме того, в областные комиссии им предстоит сдать отдельно показатели по каждому кандидату.
"Законом предусмотрено создание областных избирательных комиссии за 75 дней до дня голосования. Однако мы не уверены, что они успеют научить членов всех участковых избирательных комиссий. Тем более, что во время выборов прошлого года члены комиссий менялись перед самым днем голосования. А чтобы разобраться в новой процедуре - нужно пройти немало тренингов", - отметил координатор проектов ОБСЕ в Украине Евгений Побережный.
Верховенство денег
Закон так и не запретил политическую рекламу в СМИ, на чем настаивали эксперты. Это создало условия для продолжения коррупции и манипуляции с избирателями.
"Согласно нашим соцопросам, 49% украинский готовы просто продать свой голос. А в законе не предусмотрели никаких мер, чтобы по крайней мере запретить подкуп избирателей той же гречкой", - заявил социолог Александр Медведев.
"Запрет или максимальное ограничение платной политической рекламы в СМИ сделает избирательную кампанию более доступной для новых политических сил. Сейчас главная проблема для партий - только завести деньги в избирательные фонды, а покупать они могут неограниченное количество площадей для рекламы", - отметил генеральный директор Комитета избирателей Алексей Кошель.
Кроме того, сами авторы закона признают, что большим остается риск торговли первыми местами в перспективных округах. От одного округа партии будут выдвигать только по одному кандидату, чтобы не проиграть едином конкуренту из другой партии. Именно поэтому борьба за проходные места продолжаться внутри партий.
Читайте по теме: Каждого пятого госслужащего сократят до конца года
Угроза реванша "регионалов"
Новый закон будет выгодным для новичков и известных "на местах" персонажей, считают эксперты. Причем на Востоке Украины выборы могут завершиться возвращением к власти известных политиков Януковиче.
"У представителей Оппозиционного блока и сторонников мэра Харькова Геннадия Кернеса есть большие шансы выиграть выборы в округах. По партийным спискам возможно значительное преимущество бывших регионалов, поэтому можно с уверенностью сказать, что в Харьковском горсовете будет большинство от Оппозиционного блока", - заявлял в СМИ представитель Комитета избирателей по Харьковской области Михаил Камчатный.
Авторы закона говорят, что о такой угрозе знают, однако ее невозможно решить в законодательном русле.
"Я понимаю, какая ситуация сложилась в восточных регионах Украины. Однако считаю, что нельзя писать законы таким образом, чтобы кому-то из политических сил отдать предпочтение, а кого-то ослабить. Каждой партии придется доказывать на выборах свою способность донести свою позицию избирателям", - разъяснил "Знай" свою позицию соавтор закона Александр Черненко.