С 1 сентября во всех школах Украины ввели новую программу обучения, амбициозная цель которой воспитать "иное" поколение украинцев.

О том, какие результаты показала реформа за первые два месяца и какие вопросы больше всего волнуют учителей и родителей в новой школе рассказала советница министра образования Оксана Макаренко в интервью 24 канала.

Чиновница выделила следующие пункты:

Особенности НУШ

Для учащихся. Дети будут учиться 12 лет, последние три – по профилю. Школьники имеют много групповых заданий, а также практикуют утренние обсуждения в кругах. В таких условиях дети сближаются и не боятся друг друга, знания усваиваются легко, ученики учатся общаться и мыслить критически.

Популярные статьи сейчас
Хлеб, молоко, мясо и даже яйца: в Украину несется резкое подорожание на важные продукты Один день – 1 гривна: "Киевстар" подсказал как пользоваться услугами почти даром Украинцам указали на два обязательных платежа, которые нельзя игнорировать Украинцам 60+ предоставят денежную помощь, можно пригласить родных: как подать заявку
Показать еще

Для учителей. Учителя получили больше свободы в выборе методики преподавания и количества часов, уделенных той или иной теме. Так, если дети не до конца усвоили материал, можно выделить больше часов для занятий. Есть и возможность что-то пройти быстрее, если ученики все усвоили.

Эффективность обучения через игру

В начальной школе особенно трудно добиться дисциплины: детям неестественно сидеть 35 минут, не двигаясь и не разговаривая. Для шестилетних детей естественно обучаться через игру. Материал такими детьми воспринимается, когда ребенок активно участвует в учебном процессе, когда ему интересно. Поэтому сейчас школьники переходят от одной активности к другой во время урока: послушали учителя, а затем разбились на группы и начали работать с проектами.

В современном мире основное – уметь применить знания на практике. А этому нельзя научиться, сидя сложа руки и глядя в глаза учителю. Для этого нужно больше: где-то ошибиться, где-то поспорить, где-то сделать совместный проект и презентовать его.

Что делать, если до сих пор нет необходимого оборудования а с родителей требуют деньги?

в Этом году выделили миллиард гривен на закупку оборудования для первых классов. Территориальные общины также должны добавить долю своих денег к бюджетным, от 5 до 20% . Родителям не нужно ничего покупать вообще.

Поэтому, если в школе требуют сдать деньги на условные "шторы" – нужно писать жалобу в районное управление образования и можно дополнительно в правоохранительные органы. Любая помощь со стороны родителей должна быть добровольной.

Если вы не получили новых парт или дидактических материалов, а в учителя первых классов нет компьютера, принтера или проектора, нужно подать запрос в районное управление образования и спросить, когда будет оборудование.

По информации МОН, в настоящее время более 20% выделенных государством денег не использованы.

Домашние задания

Оксана Макаренко отмечает, что в первом классе точно нельзя задавать домашних заданий, со второго – уже определены нормативы, сколько времени должно занимать выполнение работы дома.

Если учитель, несмотря на это, продолжает задавать задания на дом, стоит сначала поговорить с ним лично и директором. Если это ситуацию не решило – присылайте обращения в районное управление образования. Система реагирует именно на письменные жалобы родителей.

Школьников нельзя "наказывать" оценкам

Раньше учитель имел власть наказать – оценкой или красной ручкой. Однако детей нельзя пугать ошибками. Ошибки - это опыт, который учит их становиться лучше, работать над собой.

Сейчас введено свидетельство достижений ученика содержащее не только цифры (оценки), но и около 50 параметров, например, как ребенок умеет задавать вопросы или решать конфликты. Это – исчерпывающая характеристика того, как человек растет, а не просто данные для сравнения его с другими.

Обустройством "уголков" занимается учитель

Обустройство пространства – часть новой украинской школы. Действительно, организовать пространство в классе - задача учителя и директора: постелить коврик, расставить мобильные парты и тому подобное.

В классах должно быть восемь уголков (ориентировочный перечень того, как их обустраивать, есть в рекомендациях ІМЗО). Однако не стоит делать из этого проблему. Например, если это зона познания – не обязательно устраивать там целую библиотеку, можно просто положить небольшие книги для чтения, чтобы ребенок мог полистать их на перерыве. А в уголке уединения может стоять только кресло или стульчик.

В каждом инклюзивном классе должен быть помощник учителя

В каждом инклюзивном классе должен быть помощник учителя. Это – право, гарантированное законом. Для того, чтобы открыли такой класс, нужно подать сведения директора о ребенке с особыми образовательными потребностями. Его родители могут обратиться в инклюзивно-ресурсный центр по разработке индивидуальной программы обучения. Тогда ребенок учится вместе с другими, а учителю выделяют помощника.

Сейчас известно, что в НУШ открыто 5033 инклюзивных класса, из них – в 3732 работают ассистенты учителей.

Напомним, в этом году Министерство образования и науки запустило в сотни учебных заведений одно из звеньев проекта "Новой украинской школы". Больше всего внимания уделили первоклассникам.

Как сообщал портал Знай.ua, реформу новой украинской школы в течение прошлого года протестовали в сотни заведений страны, учли некоторые недостатки и скорректировали программу.

Также Знай.ua писал о том, что изменилось для родителей и детей уже 1 сентября этого года.