Многие украинцы еще в 2014 году вдохновились открытостью власти и борьбой с коррупцией. Возможно поэтому открытие новой системы государственных закупок “ProZorro” было встречено «на ура». Но годы идут и многие эксперты отмечают – сам принцип прозрачности и честности попросту провалился.

"Афера с системой "ProZorro" – самая успешная афера нашей украинской власти. "Заносы" по гостендерам выросли в разы", - констатирует экономист Александр Охрименко.

Знай.ua разобрался – что же случилось?

Экономия, прозрачность и… коррупция?

Система “ProZorro” - создана в 2014 году, позиционировала себя, как единственный надежный и правильный инструмент для электронной торговли. Система обещала безопасность, отсутствии коррупции и равные возможности для бизнесменов. Создана для помощи малому бизнесу, она должна помогать развивать бизнес молодым компаниям, которые только вышли на рынок.

Популярные статьи сейчас
Гороскоп на 12 декабря для всех знаков Зодиака: как в четверг успеть все Отсрочка от мобилизации без визита в ТЦК: кому дали уникальный шанс Украинцы не подозревают о последствиях: какие ловушки скрывает "Национальный кэшбек" ТЦК вычищают села – идут к тем, кто слабее: военный возмутился несправедливостью мобилизации
Показать еще

17 февраля 2016 года президент Украины Петр Порошенко подписал закон "О публичных закупках", который предполагает введение электронной системы для всех государственных закупок товаров и услуг, стоимость которых равна или превышает 200 тыс. грн, а для работ – равна или превышает 1,5 млн грн.

А с 1 августа прошлого года система “ProZorro“ стала обязательной к использованию на всей территории страны.

За это время в системе уже проведено около 1 млн. процедур. При этом общий объем торгов в Украине составляет 300 млрд. грн. или чуть более 10 млрд. долл.

Экономная экономия

Украина страна молодая, но бизнес здесь живет и развивается с большой скоростью. Важный фактор составляющей этого развития - экономия. Без экономии, любой бизнес несет убытки и в конечном итоге погибает.

Система “ProZorro” обещала экономить за счет онлайн аукциона. Вся суть в том, что тендер выигрывает участник, который предложит самую низкую стоимость. В итоге заказчик не переплачивает, государство экономит деньги.

Казалось бы, все по плану. Но низкая цена не значит качественный товар. Часто, участник, который выиграл тендер, указав самую низкую сумму, оказывается малоизвестной, никем непроверенной компанией, которая в итоге неспособна справиться и выполнить условия прописанные заказчиком.

А сильные и более опытные компании, с многолетним стажем которые указали цену выше остаются ни с чем.

Ярые защитники “ProZorro” предлагают в таком случае альтернативу. Выход прост, если победитель не подходит по какому-либо критерию, то сделка заключается со следующим участником, указавшим самую низкую цену. Но какая же экономия в таком случает? Ведь теряется время, а оно как известно –деньги. Договор заключается в течении 10 дней, никак не раньше.

Допустим, что первый “прогорел“ по истечению 10 дней. А следующий участник, только лишь при условии полного согласия с двух сторон, подпишет договор еще только через 10 дней. Время потерянно, а значит потеряны деньги.

Ситуация накаляется так же из-за полной анонимности участников и невозможностью заказчика указывать точные данные в торгах.

"Это обычная манипуляция. Приведу простой пример, скидки в магазинах одежды или обуви. Все видели скидки в магазинах минус 30-70% или даже минус 90%. Только эти "скидки" зачастую устанавливаются к изначально существенно завышенным ценам на эти товары. И после этих "скидок" цена может оказаться выше, чем в соседнем магазине без скидок. Так и c экономией в системе “ProZorro”, - объясняет Александр Охрименко.

Прозрачность – миф?

Полная анонимность участников должна была гарантировать системе прозрачность. Это обещало сохранение всех документов, редактирований и возможность присутствия третьей стороны во время аукциона.

Но если есть правила, то и есть исключения. Ведь даже такая новая и продуманная, казалось бы, система не может помешать договориться потенциальному заказчику и исполнителю оффлайн. Безопасность предусмотрена лишь в онлайне, а вне просторов интернета коррупцию никто не отменял.

Обо всем можно договориться, и заказчик легко сможет затребовать такие условия, которые будут подходить только для “нужного и выбранного” подрядчика.

По прописанным правилам проходящего аукциона участник, который подал самую низкую стоимость в начальной заявке “ходит” последним, при этом следит за тем, какую цену ставят его конкуренты. В итоге, вся прозрачность подвластна только одному участнику. А это уже не честная игра.

Система не безупречна. Существует ряд фирм, которые специально занижали цену, выигрывали тендер, тянули до последнего с договором, а потом просто отказывались от него, таким образом, саботируя работу системы и устраняя конкурентов. Так же есть ряд компаний, которые не смогли выполнить условия“, - заявляют представители бизнеса.

Коррупция непоколебима

По состоянию на конец весны 2017 года сайт "ProZorro" утверждает, что в системе уже проведено 724,6 тыс. тендеров на плановую сумму 527,4 млрд грн, а экономия составила 18,7 млрд грн. Сумма экономии вроде бы впечатляющая. Однако от общего объема тендеров это только 3,5%.

Система "ProZorro" масштабно рекламируется Президентом, Премьером, министрами и прочими высокопоставленными чиновниками. Власть уверяет, что это чуть ли не единственная успешная реформа, осуществленная нынешней властью.

Но зайдя на сайт "ProZorro" и ознакомившись с данными, можно легко понять, что система не безупречна и разочароваться в реформаторских способностях нашего правительства. К сожалению, данная сумма экономии бюджетных средств не соответствует действительности.

"Система закупок “ProZorro“ не искоренит коррупцию, так как она неэффективна. Она работает не первый месяц, и любой специалист скажет, что это фикция. Нужно понимать, что “ProZorro“ — это компьютерная программа, которая зависит от человека. Сегодня при должном желании, любую программу можно обмануть. Система работает давно, и все прекрасно знают, что откаты в 75% как были, так и остаются, а система

“ProZorro“ работает", - считает экономист Александр Охрименко.
Эксперт уверен, что система закупок “ProZorro“ является неэффективной, так как на сегодняшний день существует, минимум, 20 методов для ее обмана.

Больше всего нареканий со стороны всех, кто использует систему – на отсутствие так называемого blacklist, то есть функции бана. Такой список должен быть для той же прозрачности. В него должны попадать компании, которые не смогли по тем или иным причинам справиться с поставленной задачей. Можно сделать вывод - “ProZorro” далека от идеала. Заказчики пользуются рядом приемов, пытаясь обмануть государственную систему.

Типичное нарушение в системе, как объясняют эксперты, объединение в единый тендер несочетаемых продуктов, что очень сужает конкуренцию.

Например, когда в одном тендере, не разбитом на лоты, вы закупаете продукты питания и бытовую химию, найдется мало поставщиков, которые смогут продать вам и то, и другое. Зачастую это прямая коррупция. Реже, просто лень сделать несколько тендеров, сделали один. Логика в этом есть.

Тратятся не личные средства. Главное здесь в бюджет вложиться, а там как-то будет.

Среди самых популярных способов обмануть систему: разрыв контракта с победителем под любым предлогом, ограничение сроков подачи заявок, заполнение тендерной документации под конкретного поставщика.

Алексей Грибановский из Киевской школы экономики также нашел в системе странную аномалию: заказчики попросту разбивают тендеры на суммы до 200 тысяч гривен, чтобы система не смогла их проконтролировать. По словам Грибановского в диапазоне 195 – 200 тысяч гривен было проведено 6,7 тысяч тендеров, тогда как в предыдущем ценовом диапазоне было проведено 1,3 тысячи тендеров, а в следующем – всего 400.

"Если сумма до 200 тысяч гривен, система просто не контролирует закупку. Вот заказчики и поставщики и используют эту лазейку", - отмечает Грибановский.

Шаблон для США

"Сама система в этом абсолютно не виновата. Она работает таким образом, что автоматически отдает предпочтение более дешевому предложению, при этом практически не обращает внимание на его детали. Как следствие, победу на тендере обеспечивает умение, извините, исполнителя, привести в товарный вид, скажем, бывшее в употреблении оборудование. Побелить-покрасить и принять участие в тендере, определив цену ниже рыночной на 20-30%. В результате чиновники рапортуют об экономии государственных средств и умалчивают об отложенных затратах – на обслуживание и ремонт", - рассказал политолог Андрей Золотарев.

Директор Научно-исследовательского института государственного управления и менеджмента (США) Александр Ромэн, заявил, что возможности украинской системы "ProZorro" будут внедрены во время создания аналогичной единой системы государственных закупок в США.

Как отмечается, в США уже создана рабочая группа, которая будет разрабатывать единую систему мониторинга объявленных тендеров по всем городам, штатам и федеральным органам США и объединять их на одном сайте. Это позволит покупателям — госструктурам — укрепить имидж прозрачности и получить более низкие цены за счет участия в тендерах большего количества участников, а продавцам — бизнесу — расширить круг потребителей и объемы сбыта, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства.

"В Украине малый и средний бизнес получил возможность участвовать в тендерах госзакупок по всей стране. В результате бизнес получил новые импульсы для развития, ведь он видит и может принять участие в тендерах по всей стране ", — резюмировал Александр Ромэн.