"Когда начинают говорить о нашем быломядерном потенциале, мне смешно. Потому что это неправда. Давайте представим себе на минуту невероятное, что США распались, а у них ядерные ракеты резмещены где-тов Германии. Возникает вопрос: чье это оружие – США или Германии?" - говорит бывший глава секретариата Совеьа Безопасности ООН, а нынче советник украинского постпреда в ООН Александр Мацука.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяОн объясняет: у нас было точно также – мы имели на своей территории советские ядерные ракеты, нацеленные на США, но мы не имели возможностиими управлять, и у нас не было специалистов, которыемогли бы их обслуживать. То есть, у нас был этакий чемодан без ручки. Это все равно, что иметь дома патроны, когдавинтовка находится у соседа.
"И тогда, я считаю, что украинская дипломатия сделала невозможное – мы отдали то, что мы не могли использовать, не были в состоянииобслуживать, а за это максимально «выцыганили» для себя гарантии безопасности в виде Будапештского меморандума. Почему он не сработал – это другая история.У нас ядерного статуса никогда не было. И когда говорят, что нужно его возобновлять это невежество", - говорит Мацука.
- Как отнеслись в ООН к Революции достоинства в Украине и к Майдану?
- Честно говоря, когда начался Майдан, мы, украинцы, здесь не спали ночами –следили за тем, что происходит дома. Многие наши друзья, родственники, знакомые были там – мой дядя, в свои 80, был на Майдане,мастерил противогазы. Конечно, очень боялись, что все закончится большой кровью. Наши коллеги из ООН к нам относились с пониманием и сочуствием, расспрашивали о том, что происходит. Россия сидела тихо и никак не реагировала. Борьба в ООН началась с весны 2014 года, когда она захватилаКрым.
Признаюсь, что тогда в Совбезе за Украину больше воевала Литва, чем тогдашний украинский постпред. Для многих делегацийтогда это была чужая война.Если взять, например, африканские страны – у них полно своих проблем: война, бандиты, голод, неурожай. А тут еще какие-то европейцы между собой выясняют отношения. Многие из нихпроизносили общие фразы, дескать, нужно жить дружно, а конфликты решать мирным путем. На тот момент активность проявляли США и европейцы – мы были им ближе, и Украина с первых дней получила их поддержку. А россияне вываливали тонныпропагандыо перевороте, о фашистах, о карателях. Сначала казалось, что они отрабатывают номер. А потом, повторяя свою ложь раз за разом– уже похоже и сами поверили в карателей-фашистов и распятых мальчиков.
- Среди Ваших коллег в ООН были ли такие, кто поверил в карателей, фашистов и восставший Донбасс?
- Я таких не знаю. Все дело в том, что каждая страна имеет свое посольство, свою разведку, которые работают и предоставляют всю необходимую информацию. Так что в ООН бесполезно было «вешать лапшу на уши» о распятых мальчиках и жареныхснегирях. Это другой уровень информации. Раша Тудей не всесильна.
- О Виталии Чуркине большинство украинцев никогда бы и не услышало, если бы не письмо Януковича. Сейчас о нем уже легенды слагают. Что было на самом деле?
- Давайте на минуточку подумаем – человек убежал из Украины в Россию, сидит там неизвестно где, на деньги, которые успел вывезти, под защитой РФ. Тут возможны только 2 варианта – либо к нему пришли и сказали, что нужно написать, либо попросили поставить свою подпись под написанным текстом. Графологией, к стати, никто не занимался – всем просто сообщили, что это подпись Януковича. В Кремле бредили Новороссиейот Харькова до Одессы и такой документ мог быть оправданием, которым можно было бы формально прикрыться. С одной стороны, это была легализация их действий и подготовка к полномасштабному вторжению, а с другой это было давление на украинскую власть – дескать, нас ваш легитимный Президент позвал, сидите тихо и не рыпайтесь. Кто ж знал в марте 2014 года, что украинцы поломают планы Кремля и за 3 месяца всем миром создадут боеспособную армию?
Поэтому 3 марта 2014 года Виталий Чуркин на заседании Совета Безопасности продемонстрировал это письмо, и заявил, что он уполномочен довести до сведения Совета заявление Януковича. Ключевая фраза здесь «я уполномочен». То есть, он получил директивуиз Москвы.
После этого Россия направила в секретариат ООН заявление Януковича с просьбой распространить его как официальный документ Совета Безопасности.
А осенью 2016 года, когда следствие по делу Януковича вошло в финальную стадию, о заявлении вспомнили. Киев попросил постпредство найти этот документ. Мы нашли его в Секретариате и отправили в центр.
А сейчас российские официальные лица говорят, что это заявление «не регистрировалось», что «мы этого письма не получали». Ну как же? А кто ж российскому постпредству его прислал? Порошенко?
- Смерть Виталия Чуркина вызвала всплеск обсуждений – была ли она естественной. Всего же за последние годы, как подсчитали украинцы, в мире умерло или погибло 9 сотрудников дипломатических и консульських ведомств.
- Да нет здесь никаких заговоров. О том, что Андрея Карлова убили в Турции -- общеизвестно. Остальных я не знаю, но все люди смертны.Даже если допустить, что они что-то знали и были неудобны, дипломата всегда можно отозвать. Зачем же его убивать, рискуя нарваться на скандал? Что касается Чуркина – я не видел заключение докторов, но могу предположить, что его смерть была естественной. Многие связывали его смерть с письмом Януковича, но Чуркин в данном случае был всего лишь почтовым ящиком.