Сегодня на отечественных заправках подешевел бензин А-95 в среднем на 30 копеек. Литр сейчас продают от 18,4 до 20,9 грн.

- Вообще за всю неделю стоимость топлива снизилась на 50 копеек. Но это не делает уважения нашим заправочным сетям. Они должны снизить цену значительно раньше и больше, - говорит "Знай" Александр Сиренко, директор консалтинговой компании "ЮПЕКО". Он рассказывает о ситуации на рынке топлива в Украине и о причине высоких цен на него.

Почему сети начали снижать цены на бензин?

- К этому уже не раз их призвал Антимонопольный комитет Украины. Дело в том, что стоимость нефти в августе опустилась до минимального уровня за последние 6 лет - 46,62 доллара за баррель. У нас же бензин не подешевел. Но когда нефть дорожает, то через полторы недели у нас становится дороже бензин. Владельцы сетей оправдываются, что старые запасы быстро иссякли, и они вынуждены закупать новое топливо по более высокой цене.

Чем представители крупных топливных сетей объясняют свою позицию не снижать цены?

Популярные статьи сейчас
Украинцев предупредили о "тяжелых" платежках за свет Экс-командир обратился к тем, кто ищет багатодетных жен и старушек как "страховку": "Есть ещё один вариант..." В Украине выпустили новую 5-гривневую монетку: почему она уникальна ВПЛ предложат начать жизнь с чистого листа: как это сделать
Показать еще

- Говорят, что в первых трех кварталах года имели огромные убытки и сейчас их нужно чем-то покрывать. Еще говорят, что у них полно остатков дорогого горючего, закупленного по высоким ценам. Мол, еще не распродали его. Также им на руку то, что нефть снова начала дорожать. Теперь ее продают за 52,51 доллар.

Читайте также Экономика Украины в 2016 году будет стоять на нуле - Виктор Пинзеник

Почему они не снижают цены на топливо?

- Все просто. Чтобы больше зарабатывать. Сейчас топливо на нефтебазах стоит 16,9-17 гривен. Крупные сети продают за 21 гривну. 1 гривну с маржи они платят акциза. Оставшиеся три берут себе. Получается из бака машины среднего класса АЗС зарабатывает около 120 гривен. Вторая причина таких высоких цен - это бездействие нашей власти. Соответствующие органы совсем не контролируют ситуации на рынке топлива. И это касается не только ценовой политики. По нашим исследованиям, только 30 процентов сетей платят акциз. Остальные уклоняются от него и имеют большие прибыли.

Можно ли это считать, что сети сейчас имеют сверхприбыли? Если да, то что об этом говорит?

- Да, можно. Нормальная маржа - это 1,5-2 гривны на литре. У них сейчас - 3 гривны. А в тех, которые уклоняются от налогообложения - целых 4 гривны. Подтверждает то, что они имеют большие прибыли чем им нужны, то, что чуть ли не каждая сеть сейчас проводит акции. За ними топливо продают на 1-2 гривны дешевле. Они бы точно этого не делали себе в убыток.

Сколько должен стоить литр бензина А-95?

- Лоукостеры сейчас его продают по 18-19 и хорошо себя чувствуют. Думаю, такая цена устроила бы и других игроков рынка. Антимонопольный комитет также считает цену 18 гривен приемлемой.

То есть сети и в дальнейшем будут держать завышенные цены, потому что им это выгодно?

- Возможно, и будут держать, но не скажу, что это действительно выгодно. Ведь мы подсчитали, что каждое поднятие цены на 1 гривну уменьшает приток покупателей на 2 процента. Люди переходят из 95 на 92 бензин. Многие ставят себе ГБО, сокращают маршруты и меньше пользуются автомобилем. Сейчас многие сети ориентированы на ритейл - продажа сопутствующих товаров - хот-доги, напитки и т. Однако, если у людей едва хватает средств заправиться, то никто не будет покупать сопутствующие товары.

Владельцы сетей этого не понимают?

- Понимают, но они тяготеют к жизни одним днем. Требуют сегодня зарабатывать высокие прибыли. А завтра уже будут действовать по ситуации.

Чем чревато для государства такой подход к ведению бизнеса?

- Если вдруг нефть снова вернется к цене в 100 долларов, то у нас все остановится. Бензин продавать по 40 гривен минимум.

Для этого есть предпосылки?

- К счастью, пока нет. Мировые аналитики прогнозируют цены в течение этого и следующего годов на уровне 45-50 долларов за баррель. Дальше следует понижение до 20-25 долларов. Это нам на пользу. Ведь стоимость горючего заложена в структуре цены каждого товара. Соответственно цены не так расти.

Читайте также Яресько просит инвесторов вдвое увеличить помощь для Украины

Как дела со стоимостью топлива в других странах?

- Значительно лучше, чем у нас. Везде оно рекордно подорожало - почти в два раза. В США сейчас бум на путешествия, люди ездят по всей стране. В Западной Европе - тоже. Конечно, в такой ситуации нельзя винить только наши сети или власть. Проблема в том, что наша национальная валюта очень просела за последние два года.

Какими будут цены на топливо в Украине?

- Думаю, сети все же в ближайшее время снимут еще 50 копеек. Это оптимистичный прогноз. При пессимистическом - держать нынешние цены и дальше.