Уже совсем скоро в Киеве пройдет финал песенного конкурса «Евровидение». Знай.ua решил узнать у руководителя ГП «Укрдоринвест» Елены Криворучко, не опозоримся ли мы своими дорогами перед иностранными гостями, и не сможет ли внезапно повториться ситуация подобная той, что произошла с Шулявским мостом.

Напомним, что Елена Криворучко возглавила ведомство летом прошлого года. Ее молодой возраст (28 лет) и яркая внешность сразу же вызвали пересуды в обществе. Но заключенные выгодные контракты и проведенные тендеры смогли доказать, что она не хуже разбирается в этом деле, чем мужчины.

- Как обстоят дела с децентрализацией «Укравтодора», которая анонсировалась уже в этом году?

- На сегодняшний день существует три основные категории дорог: дороги общего пользования государственного значения, регионального значения (они находятся в компетенции «Укравтодора») и дороги коммунальной собственности. Ситуация эта продлится вплоть до 1 января 2018 года, когда вступят в силу положения закона о децентрализации и дороги регионального значения перейдут в компетенцию областных госадминистраций.

Данный шаг является достаточно целесообразным, поскольку «Укравтодор» объективно не может достаточно оперативно реагировать на те или иные вызовы, которые происходят в регионах, но при этом все еще пока несет за ответственность за дороги регионального значения. С внедрением данной концепции децентрализации управления дорожным хозяйством местные органы власти будут сами решать, что нужно ремонтировать в первую очередь, так как лучше осведомлены о проблематике своих регионов.

Популярные статьи сейчас
Мобилизацию в Украине усилят: ТЦК заставят работать эффективнее Пенсия вырастет почти на 1000 грн: кто может надеяться на повышение Надеются все, но почувствуют немногие: чего ждать от индексации пенсий в 2025 году Проверки от газовиков вышли на новый уровень: украинцам рассказали про документ, который нужно подписать
Показать еще

- А чем после этого будет заниматься «Укравтодор» и «Укрдоринвест»?

- У Укравтодора остается 50 тыс. км. дорог, около 5% из которых - международные трассы. Именно в основном на эти дороги привлекаются кредиты международных финансовых организаций для проведения ремонта или реконструкции.

Например, на данный момент у нас есть проект, который финансируется Мировым банком, общая стоимость его 450 млн долларов. Начался он еще в конце 2012 года и подразумевал реализацию контрактов, связанных с капитальным ремонтом дороги М03 Киев-Харьков-Должанский (на участке от Лубнов до Полтавы).

На сегодняшний день из этой суммы освоено чуть больше 50%, хотя прошло уже достаточно времени.

- Почему так происходит?

- Потому что, например, прописывается кредитное соглашение: теоритически Украина уже может начинать проводить торги и реализовывать те или иные проекты. Но тут возникают наши три извечных системных проблемы: отсутствие качественной проектно-сметной документации, отсутствие тендерной документации и отсутствие землеотвода для тех или иных проектов.

Получается, эти деньги не доступны «Укравтодору» физически. Эти средства оплачиваются подрядчикам по факту выполнения работ. И оплачиваются напрямую финансовой организацией.

- Не за горами «Евровидение», не опозоримся перед иностранцами своими дорогами?

- Дорогами в столице занимаются киевские власти. Но если говорить о тех, кто поедет к нам на машине – то дорога М06 Киев-Чоп на участке Киев-Львов –– в достаточно проездном состоянии. Это как раз тот коридор, который был отремонтирован за счет финансовых организаций в период подготовки к ЕВРО-2012 и ранее. Есть, конечно, дефекты, которые появились на дороге, но сейчас ведется работа по их устранению.

- Не могу не спросить о ситуации с мостами в Украине. Ведь о разрушении Шулявского моста говорят до сих пор.

- Все искусственные сооружения, которые есть на территории Украины, появились еще во времена СССР. К сожалению, за годы независимости Украины капитальных инвестиций в мосты не было, а они нужны, и очень большие.

Стоимость дороги также зависит от искусственных сооружений, которые приходится строить вместе с дорогой. Где-то их больше, где-то меньше. Поэтому сравнивать стоимость одного км дороги в Европе и в Украине нельзя. Так как количество тоннельных переходов, мостов, развязок и других сооружений – везде разное.

- Складывается впечатление, что если бы Шулявский мост не посыпался – никто бы не обратил на это внимание.

- Наверно так и есть, к сожалению. Но стоит отметить, что на это событие отреагировали крупные китайские компании, которые готовы даже на добровольных началах разработать технико-экономическое обоснование для строительства новых мостов. Недавно был подписан меморандум между «Укравтодором» и одной из крупнейших китайских корпораций по строительству ремонту дорог и мостов (CRBR - China road and bridge corporation). Помимо разработки ТЭО для строительства новых мостов также рассматривается возможность привлечения китайского финансирования на льготных условиях. Речь идет о кредитах.

- «Китайское» качество не подведет?

- Проанализировав то портфолио, которые они предоставили, могу сказать, что тут говорить о «китайском» качестве не стоит.

- После подписания безвиза с Европейским союзом, качество дорог или подход к их ремонту изменится?

- Я не вижу никакой связи с введением безвиза и качеством дорог. Единственное можно сказать, что наши инженеры смогут больше набираться опыта. Хотя они уже сейчас пользуются огромным спросом за рубежом. И даже иностранные компании, которые тут работают – набирают очень много местного персонала. Я считаю, наши инженеры гораздо квалифицированные, чем западные.

- Сколько потребуется нам времени, чтобы сравняться с европейскими дорогами?

- Для этого нужна командная работа. Если нет команды, достаточного финансирования и контроля за качеством выполнения работ– ничего не изменится. Нужно рассматривать перспективу в десять лет и то при условии стабильного финансирования отрасли, при работе профессионалов. Если стратегически, то отрасли нужно 10 лет для реабилитации и приведение дорог в нормальное состояние.

Но как обычно всегда проблема упирается в деньги. В этом году предусмотрено выделение 30 млрд гривен из бюджета, которыми сможет распоряжаться «Укравтодор». Но доступных на сегодня является порядка 18 млд. Из них 7 – это погашение кредитов, долги прошлых лет и остается где-то 5 мрлд. Это катастрофически мало для такой страны, как Украина.

Также читайте на Знай.ua - Антирейтинг Госагентств: украинская коррупция процветает на воде, лесе и дорогах.